Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:22, реферат
Смерть Сталина, последовавшая 5 марта 1953 г., ускорила кризис авторитаризма и режима личной власти, недовольство которым уже росло в самой партии и прежде всего в ее верхнем эшелоне. Жесткая карательно-репрессивная система власти и управления, созданная Сталиным, уже не могла отвечать новым условиям развития общества, назревшей необходимости демократизации государственных и общественных структур, преодоления изоляции страны от внешнего мира, ее интеграции в мировую систему. Поэтому проводимые сразу после смерти Сталина первые реформы были связаны прежде всего с процессом десталинизации, преодолением последствий культа личности, изменением приоритетов во внутренней и внешней политике государства. Усиленно подчеркивалась необходимость восстановления принципов коллективного руководства.
Обстоятельства сложились так, что во главе эт
Реформа развивалась в двух направлениях: расширения самостоятельности государственных предприятий и расширения сферы деятельности частного сектора. Уже 30 июня 1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии», призванный обеспечить переход промышленных предприятий на принципы хозрасчета и самофинансирования (он был распространен на все предприятия с 1 января 1989 г.).
Весьма непоследовательными оказались меры правительства, направленные на расширение сферы деятельности для частной инициативы. Законы 1986 и 1988 гг. открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах товаров и услуг, положив начало бурному развитию кооперативного сектора. По данным специалистов, к весне 1991 г. число занятых в кооперативном секторе и получивших разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) достигло в общей сложности более 8 млн человек. Однако развитие частного сектора вопреки заверениям властей не находило должной поддержки со стороны государства, с самого начала наталкивалось на сопротивление бюрократического аппарата, не желавшего сдавать свои позиции и стремившегося ограничить деятельность кооперативов.
Немаловажными факторами, которые тормозили проведение реформы, являлись преобладавшее в широких массах негативное отношение к частному предпринимательству, а также активное противодействие переменам со стороны консервативных кругов в руководстве КПСС, обвинявших Горбачева в «предательстве дела социализма», «реставрации капитализма», с чем лидер правящей Коммунистической партии не мог не считаться. В значительной мере именно этим объясняются непоследовательность и половинчатость большинства преобразований, начатых в экономике в первые годы перестройки. Принимались решения, однако их выполнение либо затягивалось, либо откладывалось на длительное время. В июне 1990 г. Верховным Советом СССР было принято прогрессивное для того времени постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
Все это не только не способствовало решению задачи «ускорения», которая вскоре была заменена лозунгом «сильной социальной политики», но и вело к углублению экономического кризиса. Уже с 1988 г. наблюдалось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, в промышленности спад начался с 1989 г.
Многие проблемы, с которыми столкнулась перестройка, упирались в состояние политической системы и без изменений в политической сфере невозможно было решение технико-экономических и социальных задач. Начало политической реформе было положено проходившей 28 июня - 1 июля 1988 г. XIX Всесоюзной конференцией КПСС, которая приняла развернутую программу демократизации общественно-политической жизни страны. В качестве первоочередной меры с целью восстановления полновластия Советов было решено провести перераспределение властных функций от исполнительных органов (аппарата исполкомов) к выборным представительным, от партийных структур — к советским.
С этой целью по предложению Горбачева должна была быть восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов. Создавался новый высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Верховный Совет, избираемый путем тайного голосования из депутатов Съезда, превращался в своего рода постоянно действующий «парламент». Одновременно вносились изменения в избирательное законодательство: выборы должны были проводиться на альтернативной основе, треть депутатского корпуса формировалась от общественных организаций. Изменялись функции Президиума Верховного Совета: он лишался каких-либо правотворческих полномочий. Предлагалось также нововведение, связанное с открытым формированием правительства. Совершенно новым для советской политической системы было создание такого демократического учреждения, как Комитет конституционного надзора, который должен был следить за соблюдением Конституции страны.
26
марта 1989 г. были проведены
выборы народных депутатов
Выборы в новые органы власти коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Партия стала утрачивать инициативу в преобразовании общества, которая постепенно переходила к сторонникам более радикальных перемен, получившим значительное число мандатов в новых органах власти. На Съезде народных депутатов, а затем в Верховном Совете СССР начинает формироваться первая парламентская оппозиция.
В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР было принято решение о введении принципиально нового для России поста Президента СССР. 14 марта был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Одновременно с введением института президентства, воспринятого позднее многими республиками и автономиями, отменялась статья 6 Конституции. Согласно Закону Президент — глава государства избирался не прямым голосованием, а на заседании Съезда народных депутатов. Им мог стать любой гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет.
Развитие демократических процессов способствовало созданию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности. Первой оппозиционной по отношению к КПСС партией был образованный в мае 1988 г. «Демократический союз», одним из лидеров которого стала В. Новодворская. Тогда же возникают народные фронты — первые независимые массовые организации в Прибалтике. Наиболее крупной из либеральных партий стала «Демократическая партия России» (май 1990 г., лидер Н. Травкин). На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегистрировало 312 общественных объединений. В целом по стране возникло более 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка — от социал-демократических до христианских и монархических.
В начале 1991 г. Верховный Совет СССР принял и ввел в действие Закон «О собственности в РСФСР», который возродил институт частной собственности в России. В июне 1991 г. Б. Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ.
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Однако в союзном руководстве возобладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде. В отсутствие президента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крымской резиденции — Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев (назначенный исполнять обязанности Президента СССР), премьер В. С. Павлов, министр обороны маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др., стал отказ от подписания Союзного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Ельцин и поддержавшее его руководство России (глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в котором действия комитета осуждались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам он был объявлен антизаконным. По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Вернувшийся в тот же день в Москву Горбачев спустя три дня выступил с заявлением о сложении с себя функций Генерального секретаря ЦК КПСС.
После августовских событий 1991 г. судьба Союза была решена. Большинство республик отказались от подписания союзного договора. Под воздействием «парада суверенитетов», «войны законов», других видов борьбы за власть, междоусобиц на местах Союз стал распадаться. Восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских вышли из состава СССР. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии (стран-учредителей СССР), собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении Союзного договора 1922 г. Было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), первоначально объединившего 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). Тем самым СССР прекращал свое существование. Президент СССР Горбачев ушел в отставку. Начался новый сложный период воссоздания российской государственности.
5. ГКЧП. Распад СССР
В середине 1980-х
г. в состав СССР входило 15 республик:
Армянская, Азербайджанская, Белорусская,
Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская,
Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская,
Туркменская, Узбекская, Украинская и
Эстонская. На его территории проживало
свыше 270 млн человек, - представителей
более 140 национальностей. С началом
«перестройки» стали
Волна общественного недовольства прокатилась в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении 1939 г. здесь прошли митинги протеста и демонстрации с требованием публикации документов о депортации населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации.
Другой «горячей точкой» в национальных отношениях стала Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана - территория, населенная по преимуществу армянами. В октябре 1987 г. армяне, живущие в Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. 20 февраля 1988 г. сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении, но получили отказ. В Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. Центральная власть не смогла найти политического компромисса. Две республики фактически оказались в состоянии войны друг с другом. Трагически закончились события 8 апреля 1989 г. в Тбилиси. Организованная в городе демонстрация националистических сил, требовавших выхода Грузии из состава СССР, была разогнана войсками, против демонстрантов применялись слезоточивые газы. В июне 1989 г. произошли столкновения узбеков с турками - месхетинцами. Столкновения на национальной почве в 1989-1990 гг. произошли в Сумгаите, Сухуми, Баку, Душанбе и др. Слабеющее союзное руководство ничего не могло сделать с лавинообразным ростом межнациональных противоречий.
Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.
Десятилетия коммунистическая
пропаганда утверждала, что царская
Россия была «тюрьмой народов», и о
добровольном характере объединения
в рамках СССР. В годы «перестройки»
в оппозиционных средствах
Рост сепаратистских настроений общественности, особенно в союзных республиках, привел в возникновению народных фронтов. В 1988-1989 гг. были созданы народные фронты в большинстве республик. В своих программных документах они провозглашали борьбу за установление полного суверенитета в республике, за пересмотр секретных соглашений 1939 г. Как уже отмечалось, в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял изменения и дополнения к Конституции республики, по которым закрепляли верховенство республиканских законов над общесоюзными. Также была принята Декларация о суверенитете Эстонии. 17-18 ноября Верховный Совет Литовской ССР принял дополнение к Конституции о придании литовскому языку статуса государственного. В мае 1989 г. аналогичный закон и Декларация о государственном суверенитете принимается в Латвии. Практически во всех республиках в 1990 г. были приняты декларации о суверенитете. Рост русофобских настроений в республиках приводит к возникновению в них общественных организаций, пытавшихся противостоять национал-сепаратизму. В Эстонии был создан Объединенный совет трудовых коллективов, в Латвии - Интернациональный фронт трудящихся и т.п.