Крито-минойская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы.

Вложенные файлы: 1 файл

Крито.docx

— 60.09 Кб (Скачать файл)

 

  1. Крито-минойская культура

 

Еще до прихода эллинов  особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс  и Фест. В них выделялся культовый  и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные  дороги, укрепленные стенами и  башнями, каменные водопроводы и  каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились  весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась  письменность – иероглифика. Самые  ранние ее памятники выявлены английским археологом Артуром Эвансом и  датируются XXI веком до нашей эры.

В 20-х годах прошлого века на Крите начались раскопки под рукаводством Артура Эванса. Перед глазами изумленных археологов возникли руины колоссального  дворца площадью 120х120 м с запутанными  ходами, сотнями помещений и фресковыми росписями на стенах. В настоящее  время обнаружены сотни печатей  с непонятными знаками, ваз с  витиеватыми орнаментами или  рисунками на морские темы, статуэток  из слоновой кости, фресок со сценами  далекой и уже неизвестной  нам жизни. Мы не знаем, кому поклонялись  критяне, как протекала жизнь  в их городах-дворцах и как  звали правителей острова Крит (по традиции их называют Миносами).

Критская иероглифика  относится к нерасшифрованным типам  письменности. В XVIII веке до нашей эры  на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, то есть слоговому письму. Пока уверенной  дешифровки этого письма не существует. Выделяют около 80 слоговых знаков и  примерно столько же рисунчатых знаков-идеограмм. Критское линейное письмо А фиксирует  негреческий язык. Наиболее известным  памятником этого письма является так  называемый «Фестский диск». Это  глиняная табличка круглой формы, диаметром 15 см, с надписью в виде спирали  на лицевой и оборотной сторонах. При всей проблематичности ее прочтения  можно утверждать, что это первая в истории человечества надпись  слева направо. Датируется она XVII веком  до нашей эры.

В XVII столетии до нашей эры  Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный Артуром Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. Дворец занимал площадь 16 тысяч квадратных метров, состоял из 1500 помещений в 2–3 этажа; во дворце имелись ванные комнаты, уборные, весьма отлаженная канализация; стены дворца были украшены фресковыми росписями, а полы – мозаикой. По-видимому, на это время приходится утверждение царской власти и первой, так называемой минойской династии. Цари обладали законодательными, судебными и жреческими прерогативами. Критским царям подчинялись не только поселения Крита, но и все острова Греческого архипелага и даже протополисы материковой Греции. Об этой зависимости свидетельствует легендарное предание об обязанности Афин ежегодно отправлять на Крит семь самых красивых юношей и девушек, предназначавшихся для жертвоприношения. Критские цари располагали военным флотом, что и обеспечивало им господство в Восточном Средиземноморье, обозначавшееся как талассократия.

В правление минойской  династии был построен Лабиринт –  особое святилище, посвященное тотемному  божеству критян – быку. Согласно легендарному преданию, Лабиринт был построен Дедалом  и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. Афинский герой Тесей, воспользовавшись, по совету Дедала, клубком  ниток, прошел Лабиринт, убил Минотавра  и благополучно возвратился назад. Царь Крита Минос, узнав об этом, повелел заточить в Лабиринте  его создателя Дедала. И тогда  Дедал изобрел летательный аппарат  и совершил первый в истории полет  – с острова Крит на Сицилию. В  реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались  таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и  животными жертвоприношениями, ритуальными  поединками с быками. В правление  минойской династии появились счетные  записи и договоры на глиняных табличках  в виде пальмовых листьев, возникли первые архивы, например, Кносский, который  содержал более 2 тысяч табличек, или  Пилосский – более 1 тысячи табличек. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом.

Крито-минойская культура культура погибла в середине II тысячелетия  до нашей эры, после сильнейшего  извержения вулкана на острове Санторин и нашествия греков-ахейцев с  материка. Под натиском греков-дорийцев погибли в XII столетии до нашей эры  и очаги микенской культуры.

 

 

  1. Микенская культура.

 

 

Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще  около трех столетий существовала близкая  ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой  Греции, в XVII— XIII в. до н. э. превратились в один из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, развивавшейся под сильным влиянием минойского Крита, считается период 1600—1200 г. до н. э. Слава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н. э., когда дорийские племена уничтожили микенские укрепления.

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными  купольными гробницами. Отсюда пошло  название микенского архитектурного стиля  — «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так  называемая «Сокровищница цари Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В  гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения.

Непременная часть убранства  царских погребений — изделия  из слоновой кости, янтаря, эмали —  свидетельство обширных торговых связей мйкенцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные ворота: два колоссальных камня, покрытых толстой  плитой, над которой находится  слегка расширяющаяся сверху колонна,- по бокам ее две стоящие в геральдической позе львицы. Специалисты именуют  их одним из самых замечательных  геральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике  и совершенно не минойским по своей  монументальности.

Помимо Микен крупным  очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен, «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться.

В середине XIX века некоторые ученыке высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя - это слои № 6—7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и.обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама»» С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.

Прошло более, ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени  принадлежит «Клад Приама». Оказалось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет,до известных  троянских событий.

 

 

 

 

  1. Культура гомеровского периода

 

 

Следующий период греческой  истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы “Илиада” и "Одиссея”, созданные  в VIII в. До н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в XIII в. До н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. “Илиада” и ”0диссея” в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

Гомеровский период (IX-VIII вв. До н.э.) Отличается сравнительно бедной материальной культурой, для него характерна грубая керамика, архаичная и незатейливая форма произведений декоративного искусства, отсутствие монументальности, появление первых изделий из железа.

 

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого  периода, дошедшие до нас, - вазы, расписанные  геометрическим орнаментом, а также  терракотовые и бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного  перерыва греческие надписи принадлежат  уже другой эпохе -архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже нелинейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное - письмо, заимствованное греками у финикийцев.

Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предприимчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетий до н. Э. Чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства, широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось сравнительно мало. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпура (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), совершенствованием стеклянных изделий и, главное, созданием алфавитного письма (впоследствии усовершенствованного греками), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонская клинопись.

Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для переплетения великих культур.

 

 

 

 

  1. Греческая мифология и поэзия

 

 

Мифология была для древних  греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология - это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Видя, как бушует море, как  разливаются или высыхают реки, несутся  водопады, пробиваются родники, бегут  ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном  слове – Посейдон, то есть владыка  вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И так один за другим рождаются слова – мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих над миром. Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникла и развивается еще до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях. Среди главных источников для изучения всех периодов мифологического развития Греции в первую очередь назовем героические поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Трагики V в. до н.э. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в своих сюжетах мифологию героизма во всей ее сложности и гибельной безысходности. У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники – боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Эти страшные полуптицы – полуженщины прекрасны своим искусством пения, но ужасны своей дикостью. Гомеровская мифология – это красота героических подвигов. В мире этой красоты мрачные силы заключены в Тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертельными. Гибнут Медуза Горгона, Пифеи, Ехидна, Химера. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми кто покушается нарушить гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерти и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора, в которую боги вкладывают лживую душу. Так рождается от Зевса и Немесиды, богини мести, Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские троянские герои. Прекрасные женщины – Даная, Селена или Алкмена, - соблазняют, как Каронида или Кассандра. Но еще важнее та внутренняя красота, которая наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического мудрого вдохновения.

Доклассический  период мифологического развития совпадает с периодом собирательно-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейших, то есть материнской общины или,как принято говорить,он связан с матриархально-родовым строем. В связи с этим доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата. Но так как это древнейший период, то он вполне может называться архаическим.

Древнейшая ступень мифологии  именуется к тому же доолимпийской  или дофессалийской. Древний человек, погруженный в стихию природы, воспринимает ее как нечто дисгармоничное, ужасное, страшное, чудовищное, что определяется термином «тератоморфизм» (греч. чудовище, чудо), а сама мифология - тератоморфной, то есть имеющей дело с чудовищными образами, а значит и с чудесами, подстерегающими человека на каждом шагу, вызывающими у него и ужас, и удивление. В специфике до классической мифологии – это слияние архаического человека с природным миром, ощущение себя, как вообще всего животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери – материи.

Одним из важнейших принципов  этой архаической мифологии является господство в мире несоразмерности, беспорядочности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Это станет понятным, если учесть, что в период собирательства и охоты, когда человек, проявляет себя достаточно пассивно, природная жизнь воспринимается им как смутное, беспорядочное течение явлений, без твердо очерченных образов и границ, когда человек не может себе представить жизненную силу вне того или иного предмета или существа. Вот почему каждая частица природы, все ее порождения сменяют друг друга в бесконечном чередовании жизни и смерти, ибо вечна только сама мать — земля, из лона которой все появляется на свет и которая принимает в себя всех уходящих в небытие. Архаическая мифология характерна именно своим фетишизмом.

Так, в течении всей античности Зевса в городе Сикионе почитали в виде каменной пирамиды. На острове  Делосе показывали грубый ствол дерева, именуя его матерью Аполлона и  Артемиды, богиней Лето. В городе Феспия был священный камень, считавшийся  воплощением божества любви Эрота, а в Спарте особо почитали два  бревна, соединенные перекладиной, - двух неразлучных братьев Диоскуров — Кастора и Полидевка, сыновей Зевса. Безымянные фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь как бы их древнейшим воплощение. В Греции особенно был развит фитоморфный фетишизм, то есть почитание деревьев и растений, таких, как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб. В каждом дереве заключалась особенная таинственная, так называемая магическая сила, дающая жизнь, слитая с физическим бытием самого дерева. Греки оберегали священные рощи, полагая, что ущерб, нанесенный дереву, может оскорбить, то древесное существо, что в нем обитает и составляет его сущность. Но и животный мир — птицы, звери, пресмыкающиеся тоже воспринимался в мифологической архаике зооморфными фетишами. Они имели свой язык, свою потаенную мудрость и особую силу оборотничества.

Информация о работе Крито-минойская культура