Крушение Веймарской республики и установление нацистской диктатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Многим современникам передача высшей исполнительной власти в Германии Гитлеру и его окружению, происшедшая 30 января 1933 г., казались результатом стечения случайных обстоятельств. До сих пор примерно так же считают и некоторые историки фашизма праволиберального и консервативного толка. В подтверждение своей позиции они ссылаются на ряд действительно бесспорных фактов. Германия того времени (или, иначе Веймарская республика) была в конституционном отношении демократическим государством. Среди общественности были очень сильны левые настроения, что неоднократно находило выражение в результатах выборов. Рабочий класс Германии располагал имевшими прочные традиции массовыми организациями в виде влиятельных политических партий (КПГ и СДПГ) и профессиональных союзов. В руках социал-демократов, пребывавших долгие годы у власти, находились немаловажные административные рычаги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
Глава I. Кризис Веймарской республики………………………………………….....16
1.1.Причины кризиса Веймарской республики……………………………………...16
1.2.Веймарская республика в период мирового экономического кризиса: 1929 – 1932 гг. и усиление нацистской опасности…………………………………………………………………………………21
Глава II. Приход к власти Национал-социалистической рабочей партии
Германии.
2.1. Кризис правительства генерала Шлейхера и секретное совещание у барона
Шрёдера………………………………………………………………………………..46
2. Назначение А.Гитлера рейхсканцлером Германии и установление нацистской диктатуры (30 января 1933 г.- март 1933 г.)……………………………………………………………………………................. 52
Заключение………………………………………………………………………………..59
Источники и литература………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

veymarskaya_resprublika1.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Страх перед  собственным народом, опознавание  прогрессирующей слабости своих  позиций побудили германскую буржуазию  временно отодвинуть в сторону противоречия отдельных монополистических групп  с целью создания правительства, которое объединяло бы все реакционные силы.

Веймарская  республика шла к гибели, не просуществовав и 14 лет. Её погубили те социальные силы, чье господство было поколеблено, но не уничтожено Ноябрьской революцией, - воротилы крупного капитала и юнкерство. Их целью было взять реванш внутри страны – уничтожить демократические завоевания немецкого народа, чтобы затем перейти к реваншу вовне. Страшная тяжесть экономического кризиса, обрушившаяся на массы, не привела к революционизированию широчайших слоев населения. Значительная часть их вследствие раскола рабочего класса, а также из-за своеобразия положения Германии, как побежденной страны, стала жертвой фашистской демагогии и превратилась в резерв крайней реакции105.

                                                            ***

 Веймарская  республика, как политическая система  носила во многом импровизационный  характер и обладала крупными  недостатками, устранить которые  было крайне трудно. Следует отметить  некоторые важные особенности  веймарской системы:

1) рейхспрезидент, согласно конституции 1919 г., обладал весьма значительными полномочиями;

2) в период  стабильного внутреннего положения  демократические институты в  Германии функционировали в полную  силу. Коалиционные правительства  формировались фракциями ведущих  политических партий, представленных в рейхстаге, и были ответственны перед рейхстагом. В случае возникновения политического кризиса вступали в силу ограничения, предусмотренные ст. 48 конституции 1919 г., и рейхспрезидент мог объявить чрезвычайное положение, прибегнув к авторитарным методам управления государством.

Важно подчеркнуть, что веймарская система не устраивала полностью ни одну из групп немецкого  социума. Жители Германии в большинстве  своём не принимали республиканские  идеи и либеральные ценности. Базовыми ценностями по-прежнему считались «порядок», «дисциплина», «субординация». В полном объёме сохранили свои позиции в обществе офицерский корпус и чиновничество – носители авторитарных традиций.

В период мирового экономического кризиса недовольство широких слоёв населения веймарской системой усилилось. Причиной этого стало сильнейшее ухудшение материального и социального положения большинства населения. В социально-экономической сфере в эти годы усилились следующие негативные тенденции:

- рост задолженности крестьянских хозяйств;

- ухудшение  материального положения ремесленников  и мелких предпринимателей, зачастую - исчезновение прежних источников  доходов;

- безработица  среди молодых выпускников университетов,  понижение социального статуса  у тех из них, которые всё же находили рабочие места,

- понижение  зарплат у служащих, мелких чиновников;

- бедственное  положение большинства представителей  «свободных профессий» и др.

В качестве парламентской  демократии Веймарская республика просуществовала, собственно, всего 11 лет. В конце марта 1930 г. развалилось последнее, возглавляемое социал-демократом Германом Мюллером, правительство большинства. Вместо прежней «большой коалиции» к власти пришёл буржуазный кабинет меньшинства во главе с политиком от партии Центра Генрихом Брюнингом, который с лета 1930 г. правил с помощью чрезвычайных декретов рейхспрезидента, генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. После перехода к системе правления с помощью президентских чрезвычайных декретов значение рейхстага как законодательного органа упало. Уменьшение роли парламента означало в значительной мере исключение избирателей из политического процесса, к тому же оно стимулировало антипарламентские силы справа и слева. Наибольшую выгоду от этого получили национал-социалисты, партия которых во второй половине 1929 гг. выдвинулась на первые роли.

К 1932 г. в Германии сложилась непростая политическая обстановка. С одной стороны, укрепилось положение национал-социалистов, с  другой – усилилось влияние крупного капитала на политику. В ходе президентских выборов 1932 г. выяснилось, что влияние НСДАП в немецком обществе продолжает расти. Правительство фон Папена, сменившее кабинет Брюнинга, стало искать союза с национал-социалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Приход к власти Национал-социалистической рабочей партии Германии.

  1. Кризис правительства генерала Шлейхера и секретное совещание у барона Шрёдера.

В конце октября  генерал Курт фон Шлейхер, занявший пост министра рейхсвера, имел беседу с нацистским лидером. Генерал признал необходимым  участие фашистской партии в государственных делах и обещал поддержку рейхсвера в захвате власти. Адольф Гитлер заверил, что партия не только сохранит, но и расширит влияние и позиции военных в государстве106.

Отношения между  рейхсвером и нацистской партией  стали настолько тесными, что Шлейхер выдал гитлеровцам из фонда рейхсвера 15 млн. марок на предвыборную компанию. Все больше генералов и офицеров включалось в пропаганду фашистских взглядов, выступая с речами перед солдатами гарнизонов.

Руководители  рейхсвера заняли ряд ключевых позиций в пришедшем к власти 1 июня 1932 г. правительстве фон Папена, которое выражало интересы крупных промышленников и аграриев. Они предоставили военным еще больше, чем в прошлые годы, возможностей для влияния на политику и государственные дела. Шлейхер, военный министр в кабинете Папена, вместе с канцлером открывал путь к власти гитлеровской армии. Новое правительство энергично повело  наступление на демократические и социальные права  трудящихся. Уже через полмесяца после прихода к власти Папен и Шлейхер отменили существовавшее ранее запрещение нацистских штурмовых и охранных отрядов107.

По стране начались бесчинства гитлеровских штурмовиков, направленные против рабочих и коммунистов. С 17 июня по 1 августа 1932 г. штурмовики убили 130 и рани более 2 тыс. человек. Особенно жестокой была расправа гитлеровцев и политических над участниками антифашистской демонстрации в Гамбурге – Альтоне, названная «кровавым воскресеньем 17 июля».

Шлейхер и стоявшие за ним руководители рейхсвера использовали политическую ситуацию в целях дальнейшей милитаризации страны. В октябре 1932 г. создается имперский совет обороны. Вновь открыта Берлинская военная академия. Стали разрабатывать проекты увеличения армии. Министерство рейхсвера активно работало в области военной подготовки молодежи108.

В начале августа 1932 г. президент Гинденбург предложил  Гитлеру возглавить правительство, но с условием, чтобы оно опиралось  на большинство в рейхстаге, которым  нацисты не располагали. Промышленников такое половинчатое решение не устраивало. От их имени 29 августа Шахт направил Гинденбургу письмо, настаивая на передаче власти Гитлеру без каких – либо условий и чтобы, кроме того, обеспечивалось «решающее участие нацистской партии в правительстве». 19 ноября по инициативе Шахта и банкира Шредера Гинденбургу направлена новая петиция промышленников: призвать к управлению страной нацистскую партию. Демарш подписали рурские магнаты Тиссен, Феглер, Рейш, Росберг, а также Шредер, Шахт, владельцы пароходных компаний Верман, Бейндорф и другие – всего 30 человек. На заседании Союза рурских магнатов раздавались открытые требования установления военной диктатуры и ликвидации версальской системы109.

Правительство Папена, не сумевшее справится с  революционным движением в стране, ушло в отставку. 2 декабря 1932 года канцлером стал генерал Шлейхер110.

Став канцлером, фон Шлейхер публично заявил, что  готов сотрудничать со всеми конструктивными  силами. Он даже рекомендовал министрам  плотнее работать с парламентскими комиссиями, а депутатские фракции  призвал отказаться в рейхстаге от выяснений отношений между партиями. Фон Шлейхер добился от рейхстага, который на своём заседании 6 декабря отказался голосовать за вотум недоверия новому правительству, чтобы тот 9 декабря рейхстаг отложил пленарные заседания до 24 января 1933 г., предоставив правительству свободу действий111.

Канцлер намеревался  сотрудничать с различными профсоюзами, чтобы подорвать в них партийное  влияние и заручиться их поддержкой. С этой целью правительство отменило значительную часть статей чрезвычайного декрета от 4 сентября 1932 г., который вызывал массовый протест рабочих и профсоюзов. Были выделены ассигнования на общественные работы в целях рассасывания безработицы. Фон Шлейхера стали называть «социальным генералом»112.

Генерал фон  Шлейхер разработал план устранения Гитлера с политической арены путём раскола нацистской партии. 29 ноября, т. е. ещё до того, как фон Шлейхер стал канцлером, он вызвал к себе Грегора Штрассера, второго человека в НСДАП, и предложил ему войти в коалиционное правительство, которое он возглавит. 3 декабря фон Шлейхер возобновил переговоры со Штрассером. Он обещал Штрассеру пост вице-канцлера и министра-президента Пруссии. При этом фон Шлейхер рекомендовал Штрассеру действовать без согласования с фюрером113.

Штрассер считал, что максимализм фюрера отдаляет нацистов от власти и грозит партии полной изоляцией. Он принял предложение фон Шлейхера, рассчитывая на поддержку 60 - 70 депутатов нацистской фракции рейхстага114.

Однако расчёты  фон Шлейхера не оправдались: Гитлер действовал более решительно, чем его соперники. Прежде всего, он собрал своё непосредственное окружение и запретил Штрассеру вести переговоры с новым канцлером. Вместо него к фон Шлейхеру решили послать либо Геринга и Фрика, либо Геринга и Рёма. 7 декабря в отеле «Кайзергоф» в Берлине произошел решительный разговор между Гитлером и Штрассером. Глава НСДАП обвинял Штрассера в том, что тот хочет захватить руководство в партии. Он поставил своего соперника перед необходимостью каких-то действий. 8 декабря Штрассер был вынужден отказаться от всех постов, которые он занимал в нацистской партии115.

В ноябре 1932 г. Гинденбург дважды встречался с Гитлером, уточняя  с ним вопросы передачи власти. Оба решили, что детали надо решить путем переговоров Гитлера и  с Папеном, который пользовался полным доверием президента и промышленников, фактически выступая от их имени116.

Через две недели после вступления генерала на пост главы правительства фон Папен высказал кёльнскому банкиру Курту фон Шрёдеру свою заинтересованность во встрече с вождём НСДАП. Будучи главой кёльнского «Клуба господ», Шрёдер обладал широкими связями с представителями рейнской тяжёлой промышленности. Он и раньше не раз активно выступал в поддержку Гитлера, набрасывал планы экономической политики национал-социалистов, а в ноябре 1932 г. подписал составленную Ялмаром Шахтом петицию, содержавшую неприкрытую поддержку претензий Гитлера на власть. Тогда фон Папен в резком заявлении отверг это выступление как недопустимое, теперь же согласился, когда Шрёдер пригласил его на встречу с Гитлером, назначенную на 4 января. В ходе дальнейших переговоров Гитлер получил от фон Папена ценную для него информацию о том, что у фон Шлейхера нет полномочий на роспуск парламента и что НСДАП, следовательно, может не опасаться новых выборов.

4 января 1933 г.  в доме кёльнского банкира  Курта фон Шрёдера состоялась  встреча фон Папена с Гитлером. Папен предложил Гитлеру возглавить  коалиционное правительство из  нацистов и националистов Гугенберга. Сам фон Папен претендовал  на пост вице-канцлера, надеясь держать лидера нацистов под контролем. Гитлер согласился, но потребовал ряд ключевых министерских постов для членов своей партии117. Соглашение состоялось. Эта встреча была важнейшим событием на пути нацистов к власти. В ночь с 10 на 11 января 1933 г. в квартире Риббентропа в Берлине состоялась вторая встреча фон Папена с Гитлером, посвящённая обсуждению уже частных вопросов118.

Во время  беседы было решено составить коалиционный кабинет во главе с Гитлером, куда бы вошли и представители других крайне правых организаций – Немецкой национальной партии, «Стального шлема» и т.п. Гитлер обсудил с Папеном программу действий будущего правительства, предусматривавшую в первую очередь разгром организаций революционного пролетариата, усиление роли предпринимательских объединений, оживления экономической конъюнктуры при помощи больших государственных заказов. Эта программа отражала сокровенные замыслы германских пушечных королей119.

Сразу же после  кёльнской встречи Гитлера с  Папеном был образован консорциум крупных промышленников во главе с Феглером и Шпрингорумом. Они выделили нацистам 1 млн.марок для распределения среди штурмовиков и эсэсовцев, а также уплатили наиболее срочные долги гитлеровской партии120.

Окружение Гинденбурга  подталкивало президента к прямым переговорам с Гитлером. Посредником в переговорном процессе стал фон Папен.

11 января в  президентский дворец пришла  делегация Имперского аграрного  союза, энергично жаловавшаяся  на бездействие правительства,  особенно в области правительственных  пошлин121. За этим стояли опасения аграриев, что будет осуществлена задуманная ещё Брюнингом переселенческая программа, а также, очевидно, страх, что парламент станет проверять, куда ушла «восточная помощь («Остхильфе»). В присутствии приглашённых членов кабинета Гинденбург тотчас же принял сторону представителей интересов крупных аграриев. Сначала фон Шлейхер, казалось, готов был уступить нажиму президента. Но всего несколько часов спустя стала известна демагогическая резолюция имперского земельного союза, вынудившая его принять вызов и сразу же прервать переговоры.

 Когда начались  атаки на Шлейхера со стороны  юнкерства, Шлейхер решил разоблачить  тех из них кто пытался по  фальшивым документам, представлявшим  бедственное положение их хозяйств, получить от государства «восточную помощь». Когда он ещё отказался предоставить Гугенбергу пост министра экономики и недвусмысленно подтвердил свою социально-политическую аргументацию, всё пошатнулось: теперь против него выступили и правые. Социал-демократия и раньше отказала фон Шлейхеру в какой-либо поддержке и даже запретила профсоюзному лидеру Ляйпарту переговоры со Шляйхером122.

Информация о работе Крушение Веймарской республики и установление нацистской диктатуры