Кубинская революция 1959 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть события истории Кубы в новейшее время – Кубинскую революцию 1959 г. и выявить её особенности.
Задачи:
определить причины Кубинской революции 1959 г;
рассмотреть события связанные непосредственно с ходом революции;
выявить особенности революционного процесса на Кубе;
охарактеризовать изменения произошедшие в результате революционных преобразований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор национально - освободительной борьбы кубинского народа до 1959 г………………………………………………………………………………………6
Глава II. Причины революции 1959 года………………………………………..11
Глава III. Свержение диктатуры Батисты (1952 – 1959)……………………….17
Глава IV. Социализм Фиделя Кастро…………………………………………....27
Глава V. Революционные преобразования ……………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...47
Литература………………………………………………………………………....50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кубинская рев.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Причины революции 1959 года.

     Основные предпосылки революции сформировались, с одной стороны, из компонентов, присущих всему латиноамериканскому региону, а с другой стороны - из проблем исторического развития самой Кубы. Центральное место занимали: зависимость от США, аграрный вопрос и диктатура Фульхенсио Батисты. Нельзя сказать, что революция на Кубе возникла в связи с экономическим кризисом и особым ухудшением положения народных масс. Напротив, в целом экономика острова в 50-е годы, при Батисте, находилась в неплохом состоянии, даже на подъёме, хотя были и трудности (основная масса население жила в условиях полной нищеты). Общие экономические показатели были выше средних по региону. Но противоречия и негативные последствия традиционного для Латинской Америки пути развития здесь ощущались остро.

        Дореволюционная Куба была одной из стран, наиболее зависимых от США. Ведущие отрасли экономики, политическая борьба и общественная жизнь, армия и оборона, культура и образование, средства массовой информации и идеология, массовая психология и образ жизни кубинцев - все это входило в сферу непосредственных интересов США и находилось под их неослабным контролем. Основу экономики Кубы составляло производство сельскохозяйственных продуктов. Производство сахара давало около трети национального дохода и составляло 80% кубинского экспорта. Под сахарным тростником было занято более половины всей обрабатываемой площади. Второе место в экономике принадлежало производству табака. Для кубинской экономики было характерно монокультурное производство и в течение многих лет почти полная зависимость от рынка США. До революции более 60% кубинского экспорта приходилось на Соединённые Штаты. Такое положение вещей не могло не отразиться на суверенитете республики её экономическом развитии и самосознании народа. Американские монополии контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес. Финансы, внешняя торговля, туризм и индустрия развлечений на Кубе также зависели от американских капиталовложений. Куба фактически была сырьевым придатком США. Экономика Кубы была тесно связана с экономикой США. Только за десять послевоенных лет Куба потеряла около 1 млрд. долларов. Экономическая зависимость парализовала самостоятельное развитие Кубы, а военно-политическое сотрудничество с США и присутствие американской военно-морской базы в бухте Гуантанамо ограничивало суверенитет страны. В результате американское влияние на Кубу достигло таких масштабов, что под угрозой оказалась культура кубинского народа. Недовольство этим положением и готовность покончить с зависимостью от США обусловили участие в революции кубинского пролетариата, городской мелкой буржуазии (ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей), служащих, интеллигенции, студенчества, части национальной кубинской буржуазии.

   Острота аграрного вопроса привлекла в ряды активных участников революции и сельских трудящихся. В сельском хозяйстве Кубы 3/4 земельного фонда принадлежало американским компаниям и местным латифундистам, которые к тому же владели предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, где трудились по найму сезонные рабочие. Из 6,6 млн. населения Кубы (1958) таких сельскохозяйственных рабочих насчитывалось около 0,5 млн. Основной массой сельского населения были безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты.

     Особой  причиной растущего недовольства стал террористический диктаторский режим Фульхенсио Батисты, установленный в результате государственного военного переворота 10 марта 1952 г. Поспешив «узаконить» свой приход к власти, Батиста издал 4 апреля 1952 г. конституционный статут, отменявший конституцию 1940 года – наиболее демократический основной закон. Американский посол на кубе, Артур Гарденер, заявлял даже, что история Кубы начинается с 10 марта 1952 г. Однако подобный пафос не разделяло большинство кубинцев, так как конституция 1940 г. была отменена, Национальный конгресс разогнан, были запрещены многие политические партии, в том числе и Коммунистическая, правительство Батисты сосредоточило в своих руках всю законодательную и исполнительную власть.   И, хотя Батиста старался продемонстрировать свое административное рвение (национализировал часть железных дорог, ликвидировал задолженность государства по выплате пенсий ветеранам национально - освободительной борьбы 1895 – 1898 гг., строил шоссейные дороги, правительственные здания, военный порт, обеспечил армию телевизионной системой связи, закупил военные самолеты и оружие и т.д.), все же антинациональное содержание его внутренней и внешней политики было очевидно. Так, при Батисте из года в год увеличивался импорт из США, неизменно превышавший экспорт страны. В результате Куба имела пассивное сальдо3, которое с 1955 по 1957 г. выразилось в сумме около 200 млн. долл. Кроме того, Батиста поддержал в 1956 г. уменьшение квоты на поставки кубинского сахара в США, для кубы это означало снижение поставок сахара в США на 29,59 %. Она вывезла в Соединённые Штаты в 1956 и 1957 гг. на 653132 т сахара меньше, чем если бы она экспортировала его по старым квотам4, что естественно сказалось на валютных поступлениях от экспорта и снизило национальный доход. В следующем году США повысили тарифы на ввоз знаменитого кубинского табака, который давал стране 10 % от экспорта, что привело к тем же пагубным результатам.

    Объем американских капиталовложений в годы правления Батисты увеличился на 1/3. Можно привести один из многочисленных фактов антинационального курса Батисты: американская компания «Эссо», активы которой в 3 раза превышали национальный доход Кубы, получила из государственных средств Кубы 6 млн. долларов в порядке «экономической помощи»5.

    В 1954 г. Куба поддержала интервенцию против гватемальской революции, а двумя годами раньше разорвала дипломатические отношения с СССР. Против оппозиционного движения внутри страны были развязаны репрессии, увеличились расходы на содержание армии и репрессивных органов. В то же время уровень жизни простых кубинцев был крайне низким. Число постоянных безработных доходило до 500 тыс. человек, 650 тыс. сельскохозяйственных рабочих были заняты в производстве менее полугода. Причем их месячный заработок составлял не более 46 песо6. Остро заявляли о себе жилищная проблема, в результате опроса 2,5 тыс. семей сельскохозяйственных рабочих, поведённого в 1957 г., было выяснено, что 60% живут в хижинах, сооружённых из пальмовых листьев с земляным полом, 85% не имеют кроватей, 43% неграмотны, 14% больны туберкулёзом. Пища рабочих была до того скудна, что лишь 11% из них имели возможность употреблять молоко, 4% - мясо и лишь 2% - яйца7. Неудовлетворительными также были системы здравоохранения и социального обеспечения. Хроническая безработица охватывала 1/4 экономически активного населения (одно из первых мест в мире).

    Положение так называемых средних городских слоёв, ремесленников, служащих, интеллигенции и даже крупной торговой и промышленной буржуазии, не связанной с монополиями Соединённых Штатов, вызывало недовольство положением дел в стране. Все они, так или иначе, сталкивались с засильем американского капитала в экономике страны  и с бесцеремонным хозяйничаньем  янки в её общественно политической жизни. В этих условиях расширилась база национально-освободительного революционного движения, направленного прежде всего против коррумпированного, диктаторского режима.

   Таким образом, диктаторский режим Батисты не смог стабилизировать обстановку на Кубе. В стране происходили забастовки трудящихся, студенческие выступления, сопровождавшиеся стычками с полицией. В декабре 1955 г. бастовали 400 тыс. рабочих сахарных заводов и плантаций. Но первое время не было влиятельной политической силы, которая могла бы возглавить борьбу против диктатуры. Основные буржуазные партии, в том числе «аутентики» и «ортодоксы», были деморализованы и расколоты на фракции, доверие к ним масс было подорвано. Некоторые из них пошли на сотрудничество с диктатурой, другие заняли пассивную, выжидательную позицию, возлагая надежды на восстановление конституционного режима с помощью правящих кругов США и компромиссных соглашений с Батистой. Народно-социалистическая партия (НСП) — партия кубинских коммунистов после понесенных потерь, в обстановке преследований и засилья в стране антикоммунизма оказалась в политической изоляции. Не видя перспектив близкого революционного взрыва, коммунисты возлагали надежды на длительную разъяснительную работу в массах, на выступления трудящихся в защиту ближайших требований и их перерастание в подходящий момент во всеобщую забастовку против диктатуры, как это было в августе 1933 г. Это были объективные факторы назревания революционных событий в стране.    

        Наряду с ними существовали и те субъективные факторы, которые в сочетании с объективными делали неотвратимым революционное выступление масс. Таким субъективным фактором к середине 50-х годов на Кубе стала боевая организация «Движение 26 июля». «Мы, - писал позже Ф. Кастро, - должны были выбирать между тем, чтобы остаться под игом, терпеть эксплуатацию, мириться с наглостью империалистов, терпеть и далее здесь послов янки, которые продолжали бы командовать, держать и далее нашу страну в состоянии нищеты, в которой она пребывала, или осуществить антиимпериалистическую революцию… И для нас не было альтернативы. Мы избрали единственно честный путь, единственно возможный по отношению к нашей родине путь»8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  III. Свержение диктатуры Батисты (1952 – 1959).

  «После того как были закрыты все возможности для мирных решений, - говорилось в проекте Программы Коммунистической партии Кубы, - молодой революционер Фидель Кастро, уже знакомый с идеями Маркса, Энгельса и Ленина, понимавший их и уже выделявшийся своими прогрессивными взглядами как на политическом горизонте нашей страны, так и в деле интернациональной солидарности, нашё правильный путь для борьбы с режимом Батисты и со всем тем, что он олицетворял и пошёл по этому пути. Это был путь создания самостоятельного движения, независимого от развращённых и проимпериалистически настроенных политиканов, и развёртывания народного  вооруженного восстания как высшей формы массовой борьбы»9.

      Принимая во внимание конкретную обстановку, сложившуюся на Кубе, Фидель Кастро создал организацию молодых революционеров, с тем чтобы в год 100-летия Хосе Марти под знамением его революционно-патриотических идей начать народное восстание с захватом второй военной крепости страны (казармы Монкада), вооружить народ, освободить города Сантьяго-де- Куба и Байямо, обнародовать программу  революцию, призвать трудящихся к всеобщей забастовке, развернуть массовую вооружённую борьбу против тиранического режима. Как показало последующее развитие событий, штурм Монкады явился поворотным событием, открыл новый этап в борьбе кубинского народа, стал началом кубинской революции.

   Таким образом, инициативу открытого выступления против диктатуры взяла на себя группа молодых революционеров во главе с Фиделем Кастро. Фидель Кастро Рус родился 13 августа 1926 г. Его отец был довольно богатым землевладельцем, имевшим около 9 тыс. га земельных угодий. Фидель рос в большой семье, в которой было ещё семь братьев и сестёр, включая сводных — от первого брака отца. В колледже «Белен» Фидель настолько выделялся среди своих сверстников, что преподаватели рискнули сделать довольно редкий прогноз, записав в характеристике юного выпускника: «Мы не сомневаемся, что он впишет не одну блестящую страницу в историю Кубы»10. Столь же успешно Фидель Кастро в 1945—1950 гг. учился и на юридическом факультете Гаванского университета, по окончании которого получил диплом адвоката. Ещё на студенческой скамье он начал искать способы вывода страны из социально-экономического и политического кризиса. В год переворота Фидель Кастро был членом партии ортодоксов и надеялся, что именно эта партия возглавит борьбу против тирании. «Винтовку и приказ — вот и всё, что я желал иметь в тот момент»11, — говорил он. Но лидеры ортодоксов проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель Кастро, его брат Рауль и несколько десятков других молодых кубинцев решили порвать со старыми политиками, этими, по выражению Рауля Кастро, людьми-пробками, остававшимися на плаву всегда, при любых политических бурях. Молодые патриоты понимали, что для свержения тирании нужно прежде всего поднять на борьбу народные массы. Обращаясь к кубинцам в те дни, Фидель Кастро говорил: «Нет ничего более горького, чем трагедия народа, ложившегося спать свободным, а проснувшегося рабом. Кубинцы, опять в стране бесчинствует тиран... Родина под игом, но наступит день, когда она опять будет свободной»12. Для того чтобы завоевать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо.

    Около года шла подготовка к штурму. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, находящейся в 15 минутах езды от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова: «Свобода или смерть!». Штурм воинских казарм в Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый революционерами на рассвете следующего дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз меньше, чем солдат правительственных войск. На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому приказал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, остальных, включая Фиделя и его брата Рауля, предали суду.

       На суде (1953г.), отказавшись от услуг адвоката, Ф. Кастро выступил с речью «История меня оправдает». Эта речь имеет ключевое значение для понимания своеобразного пути революции. Это подлинный программный документ, в котором в яркой и понятной широким массам форме даётся анализ внутреннего положения на Кубе, определяются задачи, в борьбе за решение которых могло сложиться и сложилось революционное единство народа, приведшее к победе. Учитывая разгул антикоммунизма и засилье американского империализма во всех сферах общественной жизни страны, Ф. Кастро не ставил своей целью теоретическое освещение вопроса с использованием марксистко-ленинских формулировок. Впоследствии он разъяснял: « На Кубе у нас, конечно, сложилось особое положение: во время войны мы не могли вести пропаганду за социализм и марксизм-ленинизм – это бы привело к удушению революции американцами. Да и народ ещё не был готов к этому, он не понял бы нас»13.  Далее он разъяснял, что задача программы Монкады состояла в том, чтобы открыть глаза массам. «Революционное движение должно выдвигать такую программу, которая была бы реальной в данный момент… Ведь нельзя же выдвигать программу, которую невозможно выполнить»14. В речи были изложены основные цели борьбы, которую он начал со своими единомышленниками против Батисты: свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, ликвидация зависимости от иностранного капитала и утверждение суверенитета Кубы, уничтожение латифундизма и передача земли сельским труженикам, обеспечение промышленного развития и искоренение безработицы, повышение жизненного уровня и осуществление широких социальных прав трудящихся, в том числе права на труд, жилище, образование и здравохранение.

    Приговор был суров: Фиделю Кастро — 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро — 13 лет. Брошенный в застенок, изолированный от внешнего мира Ф. Кастро продолжал разрабатывать стратегию и тактику борьбы. Ещё в прошлом веке знаменитый английский политический деятель Бенджамин Дизраэли заметил, что убийство никогда не изменяло историю мира. Батиста попытался посредством расправы с инакомыслящими изменить историю страны. 20 тыс. кубинцев, представлявших различные партии и группы или вовсе не входившие ни в одну из них, но поднявшие голос в защиту демократических свобод, стали жертвами военно-полицейского режима. Это вызвало повсеместное возмущение, антидиктаторские выступления становились всё более массовыми и решительными. Политику репрессий Батиста сочетал с политикой социальной демагогии. Он не видел опасности для своего режима в этой, по его словам, импровизированной революции зелёной молодёжи. В мае 1955 г. диктатор, желая показать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, подписал закон об амнистии. 12 мая 1955 г. заключённый № 4914, Фидель Кастро, выходя из тюрьмы, сказал корреспондентам газет, радио и телевидения: «За предоставленную нам свободу мы не отдадим ни одного атома нашей чести»15. Прожив в Гаване после амнистии всего лишь шесть недель, он покинул страну, заявив перед отъездом: «Как последователь Марти я думаю, что пришёл час брать права, а не просить, вырывать их, а не вымаливать. Я буду в одном из районов Карибского бассейна. Из таких поездок, как эта, или не возвращаются совсем, или возвращаются с обезглавленной тиранией у ног»16. Фидель Кастро вместе с освободившимися участниками штурма Монкады и другими кубинцами, разделявшими их взгляды, обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. На Кубе создаётся революционно-демократическая организация «Движение 26 июля», в основу программы которой была положена речь Ф. Кастро «История меня оправдает». Руководимое им из эмиграции эта организация проводит необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро «Движения 26 июля» осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны в Испании. Так же в Мексике к Кастро присоединяется аргентинский революционер Эрнест Че Гивара (1928-1967), ставшим позже видным кубинским деятелем.

        Несмотря на трудности подготовки вооружённой экспедиции, Фидель Кастро во всеуслышание заявил: «В 1956 г. мы будем свободными или принесём себя в жертву»17. Заявление лидера кубинских революционеров вызвало недовольство Байо, считавшего, что по стратегическим соображениям следовало бы держать в строжайшем секрете свои планы, связанные с началом вооружённой борьбы. Однако Фидель Кастро был другого мнения. Он исходил из того, что в результате поражений и обмана со стороны находившихся у власти в прежние годы политических деятелей многие кубинцы испытывают чувство разочарования и пессимизма. Лозунг о начале вооружённой борьбы в 1956 г. был обнародован для того, чтобы кубинский народ знал: молодые революционеры готовы к борьбе и в ближайшее время развернут её вновь. 27 ноября 1956 г. в 2 часа ночи возглавляемый Ф. Кастро отряд повстанцев отбыл из мексиканского порта Туспан на яхте «Гранма». 30 ноября, в ожидаемый день прибытия экспедиции на Кубу, в г. Сантьяго под руководством Франка Паиса началось восстание, вскоре подавленное батистовцами. Высадка с «Гранмы» произошла 2 декабря, отряд из 82 человек был рассеян (5. 12. 1956 г.), лишь 12 повстанцев собрались в горах Сьера-Маэстры, положив начало партизанской борьбе. 3 декабря НСП выступила с призывом воспрепятствовать уничтожению повстанцев и дала инструкции членам партии в этом районе оказать поддержку партизанскому отряд. В трудных условиях происходило становление повстанческого движения. 17 января 1957 г. отряд совершил успешное нападение на казарму Ла-Плата, 28 мая 1957 г. победой завершилось нападение на военный лагерь Уверо.

    С первых же дней борьбы в Сьерра-Маэстра партизаны провозгласили лозунг: «Воюем не против армии, а против Батисты». В феврале 1957 г. Фидель Кастро, обращаясь к народу, писал: «Когда от наших выстрелов падает солдат, в нас грусть превалирует над удовлетворением и мы сожалеем, что перед нашими телескопическими прицелами не стоят настоящие преступники — ...сенаторы, министры, политиканы, посылающие солдат на смерть»18.Борьба повстанцев постепенно превратилась в борьбу всего народа против военно-полицейского режима. В 1955—1956 гг. на основе студенческого движения в Гаванском университете был создан Революционный директорат — организация, близкая по программе и методам действия «Движению 26 июля», но предпочитавшая готовить восстание в самой Гаване. Организацию возглавил 20-летний студенческий лидер Х.А. Эчеверрия.

   В марте  1958 г. в горах Сьерра-дель-Кристаль  и Сьерра-де-Никаро под командованием  Р. Кастро был создан Второй  восточный фронт. Первый был  создан в районе Сантьяго. 13 марта  1957 г. вооружённая группа Революционного директората совершила нападение на президентский дворец, с тем чтобы покончить с диктатором, которому удалось спастись лишь благодаря случайности. 12 июля 1957 г. между Ф. Кастро и представителями ортодоксальной партии был подписан Манифест Сьерры, содержавший призыв к созданию широкого Гражданско-революционного фронта.

  В августе  1957 г. в г. Сантьяго в знак  протеста против батистовского  террора и репрессий в связи  с убийством Ф. Паиса (30. 07. 1957 г.) началась всеобщая политическая забастовка трудящихся. Однако из-за недостаточной организованности забастовки первоначальный успех её развить не удалось. В декабре 1957 г. под руководством Движения 26 июля был создан Национальный рабочий фронт. Под влиянием борьбы трудящихся 5 сентября 1957 г. в городе Сьенфуэгосе вспыхнуло восстание военных моряков, подавленное армией тирании.

     В условиях нарастания революции 1 ноября 1957 г. в Майями состоялось совещание семи оппозиционных политических организаций, принявшие так называемый Пакт единства, скрытой целью которого было установление на Кубе гегемонии оппозиционной буржуазии в революционном процессе. Однако  Ф. Кастро категорически отверг эту попытку, повстанческое движение в стране продолжало нарастать. К концу 1957 г. партизанское движение становится всё более определяющей  формой массовой борьбы. С начала 1958 г. НСП включается в повстанческую деятельность, проводя тактику двух потоков: развития революционного движения трудящихся в городах и участия всеми своими силами в вооружённой борьбе.

    Партизанские  действия оживили и борьбу  крестьянских масс за землю.  Сьерра- Маэстры сопротивлялись  изгнанию их со своих земель, протестовали против бомбардировок,  требовали удовлетворения  их  насущных нужд. Вступление представителей  сельского пролетариата и крестьянства в Повстанческую армию усилилось после принятия командованием Повстанческой армии  Манифеста об основах аграрной реформы, провозглашённого Ф. Кастро 12 июля 1957 г., и в особенности после принятия 10 октября 1958 г. закона № 3 «Об основах аграрной реформы».

    В феврале 1958 г. Ф. Кастро посылает партизанскую колонну во главе с Раулем Кастро на восток от Сантьяго, где возник «Второй фронт имени Франка Паиса» с обширной освобожденной зоной. В других районах провинции Орьенте вскоре были созданы еще два фронта. В центре острова, в горах Эскамбрай (провинция Лас-Вильяс) начали действовать повстанцы «Революционного директората 13 марта». НСП признала Повстанческую армию во главе с Фиделем Кастро главной силой революции и призвала всех коммунистов включиться в борьбу под его руководством. В провинции Лас-Вильяс стал действовать партизанский отряд, организованный коммунистами. В мае—июле 1958 г. 300 бойцов Ф. Кастро в Сьерра-Маэстре разгромили генеральное наступление многократно превосходивших их по численности и вооружению батистовских войск, потерявших 1 тыс. человек. Успехи Повстанческой армии заставили деятелей буржуазно-демократической оппозиции признать ее реальной силой и в июле 1958 г. заключить соглашение с Ф. Кастро о поддержке его борьбы.

   В августе Ф. Кастро направил на запад две колонны под командованием К. Сьенфуэгоса и Че Гевары, которые в октябре достигли провинции Лас-Вильяс и соединились с местными повстанческими силами. В ноябре Повстанческая армия в Орьенте спустилась с гор и начала общее наступление, в ходе которого все 4 фронта повстанцев на востоке острова соединились. Деморализованная батистовская армия разваливалась. Повсюду население с энтузиазмом присоединялось к повстанцам. К концу декабря почти вся провинция Орьенте оказалась в руках Повстанческой армии, блокировавшей в Сантьяго 5-тысячный гарнизон правительственных войск. Гевара начал штурм Санта-Клары — центра провинции Лас-Вильяс. В этих условиях Батиста связывал основные надежды с поддержкой своего режима Соединёнными Штатами Америки. Практически до конца 1958 г. США оказывали ему всестороннюю помощь, не исключая при этом возможности неизбежного ухода диктатора с политической сцены. Гибкая тактика повстанцев, исключавшая какие-либо резкие антиамериканские выступления, не давала Белому дому сколько-нибудь серьёзных поводов для тревоги. По признанию резидента Центрального разведывательного управления в Гаване Уильяма Колдуэлла, в 1958 г. главными вопросами, с которыми к нему обращались в Вашингтоне, были: кто есть Кастро и что представляет собой его программа? Президент США Дуайт Эйзенхауэр отмечал в мемуарах такой факт: «Только в конце 1958 г. ЦРУ впервые предположило, что победа Фиделя Кастро будет не в интересах Соединённых Штатов. Один из моих советников рекомендовал опять сделать ставку на Батисту, как наименьшее из двух зол. Я отверг этот план. Если Кастро настолько плох, как предполагает наша разведка, то нашей единственной надеждой остаётся недиктаторская третья сила, не связанная ни с Кастро, ни с Батистой»19.

       В последние дни 1958 г. определилась схема действий антиреволюционных сил. С согласия Батисты его генералы должны были осуществить военный переворот, создать военную хунту, а затем временное правительство — третью силу, которая должна предотвратить приход Фиделя Кастро к власти. 31 декабря диктатор устроил новогодний приём. На нём присутствовали министры, лидеры буржуазных партий правительственного блока, высший командный состав. Батиста был театрален до последней минуты. Церемонию встречи Нового года он закрыл в своей обычной манере словами: "Привет! Привет!". Потом пристально посмотрел на генерала Эулохио Кантильо, только что назначенного им главнокомандующим армией. Генерал был по-солдатски краток: "Господин президент, мы — командующий и офицеры армии — считаем, что Ваше отречение от поста президента будет способствовать установлению мира, который так необходим стране. Мы взываем к Вашему патриотизму"»20. В последний раз на кубинской земле Батиста лицемерно говорил о любви к родине, интересах народа и соблюдении конституции. Около часа ночи он ушёл из банкетного зала, сославшись на то, что его знобит и он должен переодеться. В это время в одном из кабинетов его ожидали наиболее влиятельные генералы. «Два часа ночи. Военачальники дискутировали недолго. Все сошлись на том, что дальше бороться невозможно»21, — так описал диктатор последнее совещание со своим генералитетом. В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал. Целая вереница автомобилей направилась к усиленно охраняемому военному аэродрому, где диктатора и его приближённых ожидали четыре самолёта. В мемуарах Батиста писал, что уже на борту самолёта долго колебался, не зная, куда лететь. Испания и некоторые другие страны отказали в визе, США в нём больше не нуждались. Когда один из пилотов доложил ему, что кончились кубинские территориальные воды, Батиста приказал направиться в Доминиканскую республику.

     В начале января в Гавану вошли повстанческие части, возглавляемые Че Геварой и Сьенфуэгосом, а 8 января 1959 г. в столицу вступили основные повстанческие колонны во главе с Фиделем Кастро. Церковные колокола вызванивали гимн победы, залпы батарей приветствовали победителей, торжественно звучали сирены празднично украшенных кораблей, парадным строем над городом пролетали военные самолёты. Революция победила! Выступая на миллионном митинге, Фидель Кастро сказал, что триумф революции отнюдь не означает немедленного решения всех проблем Кубы, а также того, что каждый будет иметь теперь по дворцу и в будущем жизнь будет только лёгкой прогулкой. «Первого января, — подчеркнул тогда лидер революции, - мы только завоевали право начать»22.


 


 

 

Глава IV. Социализм Фиделя Кастро.

        Идеологи советской России стремились представить революционную Кубу как «заповедник самого ортодоксального коммунизма», внушали, что Фидель Кастро и его соратники свергли проамериканского диктатора Ф. Батисту, руководствуясь исключительно «передовыми идеями марксизма – ленинизма». В действительности же кубинская революция – как раз пример того: как много бывает разных видов социализма. При этом не все они умещаются в образ того социализма, который рисовал позднесоветский агитпроп, называвший себя марксистско-ленинским. Более того, не все они умещаются и в рамки марксизма (хотя вовсе не обязательно при этом, чтобы они с марксизмом конфликтовали).  Кубинский социализм формировался  с учетом не только специфики  латино-американского цивилизационного характера, но и в условиях уникальной геополитической обстановки  50-60-х г.г.  Естественно, в нём была и марксистская струя (представленная Че Геварой, Раулем Кастро, которых тоже нельзя назвать ортодоксальными марксистами). Но что касается самого Фиделя Кастро, то  характеристика его взглядов – это  тема  дискуссионная.

     Начнем с того, что Фидель Кастро и пришел в политику вовсе не как марксист. Молодой Фидель Кастро, по окончанию Гаванского университета почувствовавший в себе призвание к политической деятельности, в 50-х гг. примкнул к левому крылу Партии Кубинского Народа (так называемой «Партии Ортодоксов»). Идеологией партии были воззрения Хосе Марти (1853-1895) – национального героя Кубы, теоретика и революционного практика освобождения острова от испанского владычества. Но  «ортодоксы» стремились освободить идеи Марти  от искажений, которыми они обросли в официальных доктринах  компрадорских кубинских правительств того времени, клявшихся именем Марти, но служивших интересам североамериканских корпораций и тем самым вернуть им изначальный дух  революционного национал-демократизма (отсюда и название: ортодоксы). Настоящий, а не выхолощенный компрадорской пропагандой Хосе Марти выступал за независимый и самобытный путь развития государств Иберо-Америки и в этом смысле был подлинным латиноамериканским «почвенником». Как писал кубинский историк доктор Рамон Де Армас, Марти учил «о необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул»23. Конечно, в учении Марти присутствовали и социалистические мотивы. Так, известно гневное восклицание Марти по поводу бездушного духа североамериканского капитализма: «Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!». Но все же он был далек от марксистского социализма с его идеями  пролетарской революции и относительно прогрессивного значения капитализма. Идеи европейского, германского и англосаксонского марксистского социализма Х.Марти тоже представлялись чуждыми иберо-американской почве.  
    Отстаивавшая изначальный «мартизм» Партия Ортодоксов сформировалась в 40-х годах, и ее руководителем стал Эдуардо Чибас – харизматический политик, резко критиковавший коррупцию кубинского марионеточного режима и требовавший национализации электроэнергетики Кубы и ее никеледобывающей индустрии. Его идеалом была Куба, независимая от США и строящая демократическое социальное государство. Чибас не только был далек от марксизма, но и критиковал его, и эта критика   производила на молодого Кастро большое впечатление. Эдуардо Чибас ждала трагическая судьба: он застрелился в 1951 году во время своего предвыборного выступления прямо в студии кубинского телевидения; это был акт протеста против надвигающейся военной диктатуры. Фидель настолько глубоко чтил Чибаса, что перед знаменитой атакой на казармы Монкада 26 июля 1953 года взял собой вместе с магнитозаписями патриотических песен запись  последней предсмертной речи Чибаса.

     В своей речи на суде «История меня оправдает» Фидель также выдвинул вполне социалистическую, но  явно не марксистскую программу: он назвал в качестве политических целей своих единомышленников помимо освобождения Кубы от североамериканского влияния, аграрную реформу с разделом земли между мелкими арендаторами, национализацию естественных монополий, индустриализацию под началом государства, широкие социальные программы, прежде всего, в интересах малоимущих и детей. Показательно, что Фидель обратился не к нации вообще, а к народу, трудящимся: «Когда мы говорим «народ», мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации, которым по нраву любой угнетающий режим, любая диктатура, любой вид деспотизма и которые готовы бить поклоны перед очередным хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом мы понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетенную массу, которой все обещают и которую все обманывают и предают, но которая жаждет иметь лучшую, более справедливую и более достойную родину»24. Но  эти трудящиеся – не только пролетарии, но и, по разъяснению Кастро,  крестьяне, безработные, сезонные чернорабочие, врачи, учителя, инженеры, журналисты, и даже … мелкие торговцы (с позиций марксизма такой набор обязательно сопровождается ярлыком мелкобуржуазность).  
   Среди 82-х  сторонников Кастро,  тайком приплывших к берегам Кубы на яхте «Гранма» и высадившихся в провинции Орьенте 2 декабря  1956 года был всего лишь один коммунист – аргентинец Эрнесто Гевара де ля Серно – легендарный «Че». В большинстве своём,  группу Кастро составляли сторонники  революционного национального освобождения, левые национал-революционеры (хотя формально Фидель порвал с партией ортодоксов год назад, в 1955 году в своей знаменитой статье «Против всех»; это был разрыв не идеологический, Фидель обвинял партийных бонз в пассивности и трусости, которые удлиняли срок пребывания диктатора у власти).  В рядах Повстанческой Армии Фиделя Кастро, развернувшей борьбу против  кровавого диктатора Батисты в горах   Сьерре-Маэстре  коммунистов также было не очень много. Просоветская Коммунистическая партия Кубы (партия народного социализма) вообще отнеслась к  освободительной войне «бородачей» («барбудос»), как называли партизан Кастро, настороженно: ортодоксам от марксизма действия «ортодоксов» мартизма показались подходящими под зубодробительные характеристики «бланкизма», «мелкобуржуазного радикализма»; так как Фидель и его сторонники поступили «неправильно» с позиций марксистской схемы, вместо того, чтобы вести пропаганду среди  «передового класса» - пролетариата, они обратились к «темным и невежественным» крестьянам. Зато в избытке были  верующие крестьяне и даже … священники. Официальная католическая церковь Кубы, как и везде в Латинской Америке, как правило, выступает на стороне власть имущих – компрадоров, но в  широких слоях мирян, а также низшего духовенства распространены левые и антиимпериалистические настроения. Недаром Латинская Америка стала Родиной «теологии освобождения» - современной версии христианского социализма, и, родиной таких символических фигур как колумбийский «красный партизан» и католический священник падре Камило Торрес. В Повстанческой Армии в горах Сьерре-Маэстры с разрешения командующего армией – команданте Фиделя Кастро действовали свои капелланы, самый известный из которых – падре Гильермо Сардиньяс.  

     Даже после 1 января 1959 года,  когда повстанцы и оппозиция пришли к власти, речь не шла о социалистической революции в марксистском ключе. Во время неофициального визита в Вашингтон в апреле 1959 года, Фидель Кастро – уже руководитель революционной Кубы, охарактеризовал себя как «кубинского националиста», сказав: «Кубинский национализм заключается в желании сделать свою страну процветающей и уважаемой страной»25 (необходимо заметить, что за рубежом термин «националист» не имеет такого зловещего ореола как в России  и означает не шовиниста, а просто сторонника самостоятельного национального развития). Там же, в США на вопрос: «является ли январская революция красной?» Кастро ответил: «скорее она цвета зеленых оливок» (по цвету формы Повстанческой армии)»26
Знаменитая аграрная реформа, после которой «правые» прозвали Кастро коммунистом, тоже по сути была национал-демократической: главным образом она была направлена против иностранного капитала и сросшихся с ним крупных землевладельцев, при этом им  даже компенсировалась утеря собственности, выигрывали же от неё мелкие землевладельцы.   
Кастро охарактеризовал кубинскую революцию как социалистическую  лишь 16 апреля 1961 года (то есть на втором году революции), на похоронах жертв американской варварской бомбардировки острова. Фидель произнес там следующие слова: «Товарищи рабочие и крестьяне, наша революция является социалистической и демократической, революцией бедняков, которая делается силами бедняков и в интересах бедняков»27. Заметим, что Фидель ничего не сказал о марксизме, речь ша о демократическом или как тогда  говорили народном социализме. Себя же он впервые назвал коммунистом за год до этого – 8 ноября 1960 года в речи в редакции кубинской коммунистической газеты «Ой». В ней же Фидель заявил, что со студенческих лет изучал марксистскую литературу и даже «был марксистом» и оказал влияние в соответствующем духе на своего брата Рауля.   Это противоречило всем прежним заявлениям Фиделя (Хрущев так и не поверил в это превращение Фиделя и заметил: конечно, Фидель не коммунист, но еще немного и США сделают его коммунистом)28. Интересно, что Че Гевара в том же 1960 г., за месяц до «признания» Фиделя также говорил  в интервью американскому журналу «Лук» совершено противоположное: «Фидель не коммунист…Эта революция исключительно кубинская, а точнее – латиноамериканская. В политическом плане можно было бы квалифицировать Фиделя и его Движение революционно-националистическим»29
Все остальное время, вплоть до 90-х гг. Фидель Кастро называл себя коммунистом и марксистом-ленинцем. Соответствующие изменения были произведены и на уровне госполитики: все революционные организации были объединены в одну, ставшую  правящей партией и получившей вскоре название Коммунистическая партия Кубы. Атеизм стал государственной идеологией, а марксизм-ленинизм – официальной философией.  Советский Союз открыто признавался «старшим братом» и  руководителем Кубы (и действительно, трудно переоценить масштабы советской помощи Кубе, начиная с того, что  пакт с СССР сделал невозможной американскую интервенцию на остров, и, кончая тем, что советские специалисты помогали создавать на Кубе систему здравоохранения,  образования,  промышленность и т.д.). Но, тем не менее, политический курс Кубы и в годы «советского протектората» сохранил определенную самостоятельность.  Куба не была марионеткой СССР, как это пытались доказать североамериканцы. Так, революционная Куба, отказалась  войти в какие бы то ни было военные пакты, в том числе и созданный СССР Варшавский блок и так и осталась неприсоединившимся государством. Куба не стремилась слепо копировать советскую модель: переняв её лучшие стороны, прежде всего, социальную систему, Куба Кастро  сохранила в экономике частный сектор. При аграрной реформе, превратившей большинство земель острова в государственное достояние, все же 39% земли было оставлено за частными собственниками (мелкими крестьянскими хозяйствами), при  условии, что собственник работает эффективно,  согласен сотрудничать с государством и придерживаться Госплана. Вряд ли Кастро подозревал, что воплощает в жизнь концепцию функциональной собственности, разработанную отцом русской геополитики и геоэкономики эмигрантом-евразийцем П.Н. Савицким…    Наконец, на Кубе не было масштабных репрессий – кровавых внутрипартийных  «разборок», а также культа личности. Положение с «правами человека» на острове Свободы также были и остаются  получше, чем у многих стран, объявленных США «демократиями». 

Информация о работе Кубинская революция 1959 г