Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть события истории Кубы в новейшее время – Кубинскую революцию 1959 г. и выявить её особенности.
Задачи:
определить причины Кубинской революции 1959 г;
рассмотреть события связанные непосредственно с ходом революции;
выявить особенности революционного процесса на Кубе;
охарактеризовать изменения произошедшие в результате революционных преобразований.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Обзор национально - освободительной борьбы кубинского народа до 1959 г………………………………………………………………………………………6
Глава II. Причины революции 1959 года………………………………………..11
Глава III. Свержение диктатуры Батисты (1952 – 1959)……………………….17
Глава IV. Социализм Фиделя Кастро…………………………………………....27
Глава V. Революционные преобразования ……………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...47
Литература………………………………………………………………………....50
Глава II. Причины революции 1959 года.
Основные предпосылки революции сформировались, с одной стороны, из компонентов, присущих всему латиноамериканскому региону, а с другой стороны - из проблем исторического развития самой Кубы. Центральное место занимали: зависимость от США, аграрный вопрос и диктатура Фульхенсио Батисты. Нельзя сказать, что революция на Кубе возникла в связи с экономическим кризисом и особым ухудшением положения народных масс. Напротив, в целом экономика острова в 50-е годы, при Батисте, находилась в неплохом состоянии, даже на подъёме, хотя были и трудности (основная масса население жила в условиях полной нищеты). Общие экономические показатели были выше средних по региону. Но противоречия и негативные последствия традиционного для Латинской Америки пути развития здесь ощущались остро. Дореволюционная Куба была одной из стран, наиболее зависимых от США. Ведущие отрасли экономики, политическая борьба и общественная жизнь, армия и оборона, культура и образование, средства массовой информации и идеология, массовая психология и образ жизни кубинцев - все это входило в сферу непосредственных интересов США и находилось под их неослабным контролем. Основу экономики Кубы составляло производство сельскохозяйственных продуктов. Производство сахара давало около трети национального дохода и составляло 80% кубинского экспорта. Под сахарным тростником было занято более половины всей обрабатываемой площади. Второе место в экономике принадлежало производству табака. Для кубинской экономики было характерно монокультурное производство и в течение многих лет почти полная зависимость от рынка США. До революции более 60% кубинского экспорта приходилось на Соединённые Штаты. Такое положение вещей не могло не отразиться на суверенитете республики её экономическом развитии и самосознании народа. Американские монополии контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес. Финансы, внешняя торговля, туризм и индустрия развлечений на Кубе также зависели от американских капиталовложений. Куба фактически была сырьевым придатком США. Экономика Кубы была тесно связана с экономикой США. Только за десять послевоенных лет Куба потеряла около 1 млрд. долларов. Экономическая зависимость парализовала самостоятельное развитие Кубы, а военно-политическое сотрудничество с США и присутствие американской военно-морской базы в бухте Гуантанамо ограничивало суверенитет страны. В результате американское влияние на Кубу достигло таких масштабов, что под угрозой оказалась культура кубинского народа. Недовольство этим положением и готовность покончить с зависимостью от США обусловили участие в революции кубинского пролетариата, городской мелкой буржуазии (ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей), служащих, интеллигенции, студенчества, части национальной кубинской буржуазии. Острота аграрного вопроса привлекла в ряды активных участников революции и сельских трудящихся. В сельском хозяйстве Кубы 3/4 земельного фонда принадлежало американским компаниям и местным латифундистам, которые к тому же владели предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, где трудились по найму сезонные рабочие. Из 6,6 млн. населения Кубы (1958) таких сельскохозяйственных рабочих насчитывалось около 0,5 млн. Основной массой сельского населения были безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты. Особой
причиной растущего недовольств Объем американских капиталовложений в годы правления Батисты увеличился на 1/3. Можно привести один из многочисленных фактов антинационального курса Батисты: американская компания «Эссо», активы которой в 3 раза превышали национальный доход Кубы, получила из государственных средств Кубы 6 млн. долларов в порядке «экономической помощи»5. В 1954 г. Куба поддержала интервенцию против гватемальской революции, а двумя годами раньше разорвала дипломатические отношения с СССР. Против оппозиционного движения внутри страны были развязаны репрессии, увеличились расходы на содержание армии и репрессивных органов. В то же время уровень жизни простых кубинцев был крайне низким. Число постоянных безработных доходило до 500 тыс. человек, 650 тыс. сельскохозяйственных рабочих были заняты в производстве менее полугода. Причем их месячный заработок составлял не более 46 песо6. Остро заявляли о себе жилищная проблема, в результате опроса 2,5 тыс. семей сельскохозяйственных рабочих, поведённого в 1957 г., было выяснено, что 60% живут в хижинах, сооружённых из пальмовых листьев с земляным полом, 85% не имеют кроватей, 43% неграмотны, 14% больны туберкулёзом. Пища рабочих была до того скудна, что лишь 11% из них имели возможность употреблять молоко, 4% - мясо и лишь 2% - яйца7. Неудовлетворительными также были системы здравоохранения и социального обеспечения. Хроническая безработица охватывала 1/4 экономически активного населения (одно из первых мест в мире). Положение так называемых средних городских слоёв, ремесленников, служащих, интеллигенции и даже крупной торговой и промышленной буржуазии, не связанной с монополиями Соединённых Штатов, вызывало недовольство положением дел в стране. Все они, так или иначе, сталкивались с засильем американского капитала в экономике страны и с бесцеремонным хозяйничаньем янки в её общественно политической жизни. В этих условиях расширилась база национально-освободительного революционного движения, направленного прежде всего против коррумпированного, диктаторского режима. Таким образом, диктаторский режим Батисты не смог стабилизировать обстановку на Кубе. В стране происходили забастовки трудящихся, студенческие выступления, сопровождавшиеся стычками с полицией. В декабре 1955 г. бастовали 400 тыс. рабочих сахарных заводов и плантаций. Но первое время не было влиятельной политической силы, которая могла бы возглавить борьбу против диктатуры. Основные буржуазные партии, в том числе «аутентики» и «ортодоксы», были деморализованы и расколоты на фракции, доверие к ним масс было подорвано. Некоторые из них пошли на сотрудничество с диктатурой, другие заняли пассивную, выжидательную позицию, возлагая надежды на восстановление конституционного режима с помощью правящих кругов США и компромиссных соглашений с Батистой. Народно-социалистическая партия (НСП) — партия кубинских коммунистов после понесенных потерь, в обстановке преследований и засилья в стране антикоммунизма оказалась в политической изоляции. Не видя перспектив близкого революционного взрыва, коммунисты возлагали надежды на длительную разъяснительную работу в массах, на выступления трудящихся в защиту ближайших требований и их перерастание в подходящий момент во всеобщую забастовку против диктатуры, как это было в августе 1933 г. Это были объективные факторы назревания революционных событий в стране. Наряду с ними существовали и те субъективные факторы, которые в сочетании с объективными делали неотвратимым революционное выступление масс. Таким субъективным фактором к середине 50-х годов на Кубе стала боевая организация «Движение 26 июля». «Мы, - писал позже Ф. Кастро, - должны были выбирать между тем, чтобы остаться под игом, терпеть эксплуатацию, мириться с наглостью империалистов, терпеть и далее здесь послов янки, которые продолжали бы командовать, держать и далее нашу страну в состоянии нищеты, в которой она пребывала, или осуществить антиимпериалистическую революцию… И для нас не было альтернативы. Мы избрали единственно честный путь, единственно возможный по отношению к нашей родине путь»8…
|
|
Глава III. Свержение диктатуры Батисты (1952 – 1959).
«После того как были закрыты все возможности для мирных решений, - говорилось в проекте Программы Коммунистической партии Кубы, - молодой революционер Фидель Кастро, уже знакомый с идеями Маркса, Энгельса и Ленина, понимавший их и уже выделявшийся своими прогрессивными взглядами как на политическом горизонте нашей страны, так и в деле интернациональной солидарности, нашё правильный путь для борьбы с режимом Батисты и со всем тем, что он олицетворял и пошёл по этому пути. Это был путь создания самостоятельного движения, независимого от развращённых и проимпериалистически настроенных политиканов, и развёртывания народного вооруженного восстания как высшей формы массовой борьбы»9.
Принимая во внимание конкретную обстановку, сложившуюся на Кубе, Фидель Кастро создал организацию молодых революционеров, с тем чтобы в год 100-летия Хосе Марти под знамением его революционно-патриотических идей начать народное восстание с захватом второй военной крепости страны (казармы Монкада), вооружить народ, освободить города Сантьяго-де- Куба и Байямо, обнародовать программу революцию, призвать трудящихся к всеобщей забастовке, развернуть массовую вооружённую борьбу против тиранического режима. Как показало последующее развитие событий, штурм Монкады явился поворотным событием, открыл новый этап в борьбе кубинского народа, стал началом кубинской революции.
Таким образом, инициативу открытого выступления против диктатуры взяла на себя группа молодых революционеров во главе с Фиделем Кастро. Фидель Кастро Рус родился 13 августа 1926 г. Его отец был довольно богатым землевладельцем, имевшим около 9 тыс. га земельных угодий. Фидель рос в большой семье, в которой было ещё семь братьев и сестёр, включая сводных — от первого брака отца. В колледже «Белен» Фидель настолько выделялся среди своих сверстников, что преподаватели рискнули сделать довольно редкий прогноз, записав в характеристике юного выпускника: «Мы не сомневаемся, что он впишет не одну блестящую страницу в историю Кубы»10. Столь же успешно Фидель Кастро в 1945—1950 гг. учился и на юридическом факультете Гаванского университета, по окончании которого получил диплом адвоката. Ещё на студенческой скамье он начал искать способы вывода страны из социально-экономического и политического кризиса. В год переворота Фидель Кастро был членом партии ортодоксов и надеялся, что именно эта партия возглавит борьбу против тирании. «Винтовку и приказ — вот и всё, что я желал иметь в тот момент»11, — говорил он. Но лидеры ортодоксов проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель Кастро, его брат Рауль и несколько десятков других молодых кубинцев решили порвать со старыми политиками, этими, по выражению Рауля Кастро, людьми-пробками, остававшимися на плаву всегда, при любых политических бурях. Молодые патриоты понимали, что для свержения тирании нужно прежде всего поднять на борьбу народные массы. Обращаясь к кубинцам в те дни, Фидель Кастро говорил: «Нет ничего более горького, чем трагедия народа, ложившегося спать свободным, а проснувшегося рабом. Кубинцы, опять в стране бесчинствует тиран... Родина под игом, но наступит день, когда она опять будет свободной»12. Для того чтобы завоевать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо. Около года шла подготовка к штурму. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, находящейся в 15 минутах езды от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова: «Свобода или смерть!». Штурм воинских казарм в Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый революционерами на рассвете следующего дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз меньше, чем солдат правительственных войск. На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому приказал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, остальных, включая Фиделя и его брата Рауля, предали суду. На суде (1953г.), отказавшись от услуг адвоката, Ф. Кастро выступил с речью «История меня оправдает». Эта речь имеет ключевое значение для понимания своеобразного пути революции. Это подлинный программный документ, в котором в яркой и понятной широким массам форме даётся анализ внутреннего положения на Кубе, определяются задачи, в борьбе за решение которых могло сложиться и сложилось революционное единство народа, приведшее к победе. Учитывая разгул антикоммунизма и засилье американского империализма во всех сферах общественной жизни страны, Ф. Кастро не ставил своей целью теоретическое освещение вопроса с использованием марксистко-ленинских формулировок. Впоследствии он разъяснял: « На Кубе у нас, конечно, сложилось особое положение: во время войны мы не могли вести пропаганду за социализм и марксизм-ленинизм – это бы привело к удушению революции американцами. Да и народ ещё не был готов к этому, он не понял бы нас»13. Далее он разъяснял, что задача программы Монкады состояла в том, чтобы открыть глаза массам. «Революционное движение должно выдвигать такую программу, которая была бы реальной в данный момент… Ведь нельзя же выдвигать программу, которую невозможно выполнить»14. В речи были изложены основные цели борьбы, которую он начал со своими единомышленниками против Батисты: свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, ликвидация зависимости от иностранного капитала и утверждение суверенитета Кубы, уничтожение латифундизма и передача земли сельским труженикам, обеспечение промышленного развития и искоренение безработицы, повышение жизненного уровня и осуществление широких социальных прав трудящихся, в том числе права на труд, жилище, образование и здравохранение. Приговор был суров: Фиделю Кастро — 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро — 13 лет. Брошенный в застенок, изолированный от внешнего мира Ф. Кастро продолжал разрабатывать стратегию и тактику борьбы. Ещё в прошлом веке знаменитый английский политический деятель Бенджамин Дизраэли заметил, что убийство никогда не изменяло историю мира. Батиста попытался посредством расправы с инакомыслящими изменить историю страны. 20 тыс. кубинцев, представлявших различные партии и группы или вовсе не входившие ни в одну из них, но поднявшие голос в защиту демократических свобод, стали жертвами военно-полицейского режима. Это вызвало повсеместное возмущение, антидиктаторские выступления становились всё более массовыми и решительными. Политику репрессий Батиста сочетал с политикой социальной демагогии. Он не видел опасности для своего режима в этой, по его словам, импровизированной революции зелёной молодёжи. В мае 1955 г. диктатор, желая показать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, подписал закон об амнистии. 12 мая 1955 г. заключённый № 4914, Фидель Кастро, выходя из тюрьмы, сказал корреспондентам газет, радио и телевидения: «За предоставленную нам свободу мы не отдадим ни одного атома нашей чести»15. Прожив в Гаване после амнистии всего лишь шесть недель, он покинул страну, заявив перед отъездом: «Как последователь Марти я думаю, что пришёл час брать права, а не просить, вырывать их, а не вымаливать. Я буду в одном из районов Карибского бассейна. Из таких поездок, как эта, или не возвращаются совсем, или возвращаются с обезглавленной тиранией у ног»16. Фидель Кастро вместе с освободившимися участниками штурма Монкады и другими кубинцами, разделявшими их взгляды, обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. На Кубе создаётся революционно-демократическая организация «Движение 26 июля», в основу программы которой была положена речь Ф. Кастро «История меня оправдает». Руководимое им из эмиграции эта организация проводит необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро «Движения 26 июля» осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны в Испании. Так же в Мексике к Кастро присоединяется аргентинский революционер Эрнест Че Гивара (1928-1967), ставшим позже видным кубинским деятелем.
|
Глава IV. Социализм Фиделя Кастро.
Идеологи советской России стремились представить революционную Кубу как «заповедник самого ортодоксального коммунизма», внушали, что Фидель Кастро и его соратники свергли проамериканского диктатора Ф. Батисту, руководствуясь исключительно «передовыми идеями марксизма – ленинизма». В действительности же кубинская революция – как раз пример того: как много бывает разных видов социализма. При этом не все они умещаются в образ того социализма, который рисовал позднесоветский агитпроп, называвший себя марксистско-ленинским. Более того, не все они умещаются и в рамки марксизма (хотя вовсе не обязательно при этом, чтобы они с марксизмом конфликтовали). Кубинский социализм формировался с учетом не только специфики латино-американского цивилизационного характера, но и в условиях уникальной геополитической обстановки 50-60-х г.г. Естественно, в нём была и марксистская струя (представленная Че Геварой, Раулем Кастро, которых тоже нельзя назвать ортодоксальными марксистами). Но что касается самого Фиделя Кастро, то характеристика его взглядов – это тема дискуссионная.
Начнем с того, что Фидель
Кастро и пришел в политику вовсе не как
марксист. Молодой Фидель Кастро, по окончанию
Гаванского университета почувствовавший
в себе призвание к политической деятельности,
в 50-х гг. примкнул к левому крылу Партии
Кубинского Народа (так называемой «Партии
Ортодоксов»). Идеологией партии были
воззрения Хосе Марти (1853-1895) – национального
героя Кубы, теоретика и революционного
практика освобождения острова от испанского
владычества. Но «ортодоксы» стремились
освободить идеи Марти от искажений, которыми
они обросли в официальных доктринах компрадорских
кубинских правительств того времени,
клявшихся именем Марти, но служивших
интересам североамериканских корпораций
и тем самым вернуть им изначальный дух
революционного национал-демократизма
(отсюда и название: ортодоксы). Настоящий,
а не выхолощенный компрадорской пропагандой
Хосе Марти выступал за независимый и
самобытный путь развития государств
Иберо-Америки и в этом смысле был подлинным
латиноамериканским «почвенником». Как
писал кубинский историк доктор Рамон
Де Армас, Марти учил «о необходимости
того, чтобы латиноамериканские и карибские
народы достигли своего собственного
развития самостоятельно, на основе собственных
общественных, политических и экономических
реальностей, без подражания и копирования
чужих формул»23. Конечно, в учении Марти присутствовали
и социалистические мотивы. Так, известно
гневное восклицание Марти по поводу бездушного
духа североамериканского капитализма:
«Американские законы дали Северу высокую
степень благополучия и подняли его также
на самую высокую ступень коррупции. Они
монетаризировали его, чтобы сделать благополучным.
Будь проклято благополучие, приобретенное
такой ценой!». Но все же он был далек от
марксистского социализма с его идеями
пролетарской революции и относительно
прогрессивного значения капитализма.
Идеи европейского, германского и англосаксонского
марксистского социализма Х.Марти тоже
представлялись чуждыми иберо-американской
почве.
Отстаивавшая изначальный «мартизм»
Партия Ортодоксов сформировалась в 40-х
годах, и ее руководителем стал Эдуардо
Чибас – харизматический политик, резко
критиковавший коррупцию кубинского марионеточного
режима и требовавший национализации
электроэнергетики Кубы и ее никеледобывающей
индустрии. Его идеалом была Куба, независимая
от США и строящая демократическое социальное
государство. Чибас не только был далек
от марксизма, но и критиковал его, и эта
критика производила на молодого Кастро
большое впечатление. Эдуардо Чибас ждала
трагическая судьба: он застрелился в
1951 году во время своего предвыборного
выступления прямо в студии кубинского
телевидения; это был акт протеста против
надвигающейся военной диктатуры. Фидель
настолько глубоко чтил Чибаса, что перед
знаменитой атакой на казармы Монкада
26 июля 1953 года взял собой вместе с магнитозаписями
патриотических песен запись последней
предсмертной речи Чибаса.
В своей речи на суде «История
меня оправдает» Фидель также выдвинул
вполне социалистическую, но явно не марксистскую
программу: он назвал в качестве политических
целей своих единомышленников помимо
освобождения Кубы от североамериканского
влияния, аграрную реформу с разделом
земли между мелкими арендаторами, национализацию
естественных монополий, индустриализацию
под началом государства, широкие социальные
программы, прежде всего, в интересах малоимущих
и детей. Показательно, что Фидель обратился
не к нации вообще, а к народу, трудящимся:
«Когда мы говорим «народ», мы имеем в
виду не зажиточные и консервативные слои
нации, которым по нраву любой угнетающий
режим, любая диктатура, любой вид деспотизма
и которые готовы бить поклоны перед очередным
хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под
народом мы понимаем, когда говорим о борьбе,
огромную угнетенную массу, которой все
обещают и которую все обманывают и предают,
но которая жаждет иметь лучшую, более
справедливую и более достойную родину»24. Но эти трудящиеся – не только
пролетарии, но и, по разъяснению Кастро,
крестьяне, безработные, сезонные чернорабочие,
врачи, учителя, инженеры, журналисты,
и даже … мелкие торговцы (с позиций марксизма
такой набор обязательно сопровождается
ярлыком мелкобуржуазность).
Среди 82-х сторонников Кастро, тайком
приплывших к берегам Кубы на яхте «Гранма»
и высадившихся в провинции Орьенте 2 декабря
1956 года был всего лишь один коммунист
– аргентинец Эрнесто Гевара де ля Серно
– легендарный «Че». В большинстве своём,
группу Кастро составляли сторонники
революционного национального освобождения,
левые национал-революционеры (хотя формально
Фидель порвал с партией ортодоксов год
назад, в 1955 году в своей знаменитой статье
«Против всех»; это был разрыв не идеологический,
Фидель обвинял партийных бонз в пассивности
и трусости, которые удлиняли срок пребывания
диктатора у власти). В рядах Повстанческой
Армии Фиделя Кастро, развернувшей борьбу
против кровавого диктатора Батисты в
горах Сьерре-Маэстре коммунистов также
было не очень много. Просоветская Коммунистическая
партия Кубы (партия народного социализма)
вообще отнеслась к освободительной войне
«бородачей» («барбудос»), как называли
партизан Кастро, настороженно: ортодоксам
от марксизма действия «ортодоксов» мартизма
показались подходящими под зубодробительные
характеристики «бланкизма», «мелкобуржуазного
радикализма»; так как Фидель и его сторонники
поступили «неправильно» с позиций марксистской
схемы, вместо того, чтобы вести пропаганду
среди «передового класса» - пролетариата,
они обратились к «темным и невежественным»
крестьянам. Зато в избытке были верующие
крестьяне и даже … священники. Официальная
католическая церковь Кубы, как и везде
в Латинской Америке, как правило, выступает
на стороне власть имущих – компрадоров,
но в широких слоях мирян, а также низшего
духовенства распространены левые и антиимпериалистические
настроения. Недаром Латинская Америка
стала Родиной «теологии освобождения»
- современной версии христианского социализма,
и, родиной таких символических фигур
как колумбийский «красный партизан»
и католический священник падре Камило
Торрес. В Повстанческой Армии в горах
Сьерре-Маэстры с разрешения командующего
армией – команданте Фиделя Кастро действовали
свои капелланы, самый известный из которых
– падре Гильермо Сардиньяс.
Даже после 1 января 1959 года,
когда повстанцы и оппозиция пришли к
власти, речь не шла о социалистической
революции в марксистском ключе. Во время
неофициального визита в Вашингтон в апреле
1959 года, Фидель Кастро – уже руководитель
революционной Кубы, охарактеризовал
себя как «кубинского националиста», сказав:
«Кубинский национализм заключается в
желании сделать свою страну процветающей
и уважаемой страной»25 (необходимо заметить, что за
рубежом термин «националист» не имеет
такого зловещего ореола как в России
и означает не шовиниста, а просто сторонника
самостоятельного национального развития).
Там же, в США на вопрос: «является ли январская
революция красной?» Кастро ответил: «скорее
она цвета зеленых оливок» (по цвету формы
Повстанческой армии)»26.
Знаменитая аграрная реформа, после которой
«правые» прозвали Кастро коммунистом,
тоже по сути была национал-демократической:
главным образом она была направлена против
иностранного капитала и сросшихся с ним
крупных землевладельцев, при этом им
даже компенсировалась утеря собственности,
выигрывали же от неё мелкие землевладельцы.
Кастро охарактеризовал кубинскую революцию
как социалистическую лишь 16 апреля 1961
года (то есть на втором году революции),
на похоронах жертв американской варварской
бомбардировки острова. Фидель произнес
там следующие слова: «Товарищи рабочие
и крестьяне, наша революция является
социалистической и демократической,
революцией бедняков, которая делается
силами бедняков и в интересах бедняков»27. Заметим, что Фидель ничего
не сказал о марксизме, речь ша о демократическом
или как тогда говорили народном социализме.
Себя же он впервые назвал коммунистом
за год до этого – 8 ноября 1960 года в речи
в редакции кубинской коммунистической
газеты «Ой». В ней же Фидель заявил, что
со студенческих лет изучал марксистскую
литературу и даже «был марксистом» и
оказал влияние в соответствующем духе
на своего брата Рауля. Это противоречило
всем прежним заявлениям Фиделя (Хрущев
так и не поверил в это превращение Фиделя
и заметил: конечно, Фидель не коммунист,
но еще немного и США сделают его коммунистом)28. Интересно, что Че Гевара в
том же 1960 г., за месяц до «признания» Фиделя
также говорил в интервью американскому
журналу «Лук» совершено противоположное:
«Фидель не коммунист…Эта революция исключительно
кубинская, а точнее – латиноамериканская.
В политическом плане можно было бы квалифицировать
Фиделя и его Движение революционно-
Все остальное время, вплоть до 90-х гг.
Фидель Кастро называл себя коммунистом
и марксистом-ленинцем. Соответствующие
изменения были произведены и на уровне
госполитики: все революционные организации
были объединены в одну, ставшую правящей
партией и получившей вскоре название
Коммунистическая партия Кубы. Атеизм
стал государственной идеологией, а марксизм-ленинизм
– официальной философией. Советский
Союз открыто признавался «старшим братом»
и руководителем Кубы (и действительно,
трудно переоценить масштабы советской
помощи Кубе, начиная с того, что пакт с
СССР сделал невозможной американскую
интервенцию на остров, и, кончая тем, что
советские специалисты помогали создавать
на Кубе систему здравоохранения, образования,
промышленность и т.д.). Но, тем не менее,
политический курс Кубы и в годы «советского
протектората» сохранил определенную
самостоятельность. Куба не была марионеткой
СССР, как это пытались доказать североамериканцы.
Так, революционная Куба, отказалась войти
в какие бы то ни было военные пакты, в
том числе и созданный СССР Варшавский
блок и так и осталась неприсоединившимся
государством. Куба не стремилась слепо
копировать советскую модель: переняв
её лучшие стороны, прежде всего, социальную
систему, Куба Кастро сохранила в экономике
частный сектор. При аграрной реформе,
превратившей большинство земель острова
в государственное достояние, все же 39%
земли было оставлено за частными собственниками
(мелкими крестьянскими хозяйствами),
при условии, что собственник работает
эффективно, согласен сотрудничать с государством
и придерживаться Госплана. Вряд ли Кастро
подозревал, что воплощает в жизнь концепцию
функциональной собственности, разработанную
отцом русской геополитики и геоэкономики
эмигрантом-евразийцем П.Н. Савицким…
Наконец, на Кубе не было масштабных репрессий
– кровавых внутрипартийных «разборок»,
а также культа личности. Положение с
«правами человека» на острове Свободы
также были и остаются получше, чем у многих
стран, объявленных США «демократиями».