Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:12, доклад
XVII - XVIII вв. - Это период наивысшего расцвета и , в XVIII в. , Заняпадка белорусского ремесла. Ремесленник в то время - это не просто производитель вещей , необходимых в хозяйствах. Ремесленник - это прежде всего художник , каждая вещь должна быть " шедевром " , по нашему - памятником искусства. В этом смысле ведущим ремеслом была ювелирное дело , и белорусские мастера достигли в ней значительных успехов. В течение указанного периода во многих городах Беларуси и в Вильнюсе действовали цехи золотарей и сребреников , а количество мастеров ( по архивным данным ) достигала 1700 человек. Основными заказчиками золотарей являлись состоятельные феодалы и церковь - как католическая , так православная и униатская .
Декоративно -прикладное искусство
XVII - XVIII вв. - Это период наивысшего расцвета и , в XVIII в. , Заняпадка белорусского ремесла. Ремесленник в то время - это не просто производитель вещей , необходимых в хозяйствах. Ремесленник - это прежде всего художник , каждая вещь должна быть " шедевром " , по нашему - памятником искусства. В этом смысле ведущим ремеслом была ювелирное дело , и белорусские мастера достигли в ней значительных успехов. В течение указанного периода во многих городах Беларуси и в Вильнюсе действовали цехи золотарей и сребреников , а количество мастеров ( по архивным данным ) достигала 1700 человек. Основными заказчиками золотарей являлись состоятельные феодалы и церковь - как католическая , так православная и униатская .
Мастера быстро усваивали достижения западноевропейского искусства и одновременно сохраняли традиционный канон . Их сочетание отличает национальную художественную школу белорусских мастеров - золотарей и сребреников XVII - XVIII вв. Во многих сохранившихся памятниках начала XVII в. наблюдаются сильные черты Ренессанса и готики , но быстро господствующим стилем стало барокко , основным признаком которого был сочный растительный орнамент . Белорусы переняли также цветочный орнамент , который родился в голландских мастеров в 1650-1660 -е гг. и быстро стал господствующим во всей Европе. В памятниках зрелого барокко (вторая половина XVII в.) Особенно натуралистически прачаканьваюцца тюльпаны , маки , гвоздики , нарциссы , пионы , ландыши . В этой традиции соблюдаются ризы - барельефная накладки , " одежда " икон (пример - риза алтарной картины в Комаях ) . Один из основных мотивов зрелого барокко - аканта - является в памятниках с 1666 ( потир с Ружан ) .
Этапными произведениями , свидетельствующие о овладении местными мастерами новыми приемами чеканки , которое они сочетают с литьем , гравировкой и повышенным рельефом , является икона "Богоматерь Одигитрия " из Слуцка , крест Дзисенского братства ( 1673 ) и оправа Евангелия с Уречье . Они определяются богатством колорита , достигнутого разнообразием техник : прорезной чеканкой , чернью , литьем по форме , гравировкой , филигранью . Местные мастера создали свой , локальный вариант барочного искусства. Его же они перенесли в Москву , куда во время войны 1654-1667 гг. были насильственно вывезены все ремесленники из белорусских городов , которые представляли хоть какую-то ценность. В Москве мастера работали в Оружейной и Серебряной палатах на русского царя и являлись его личным имуществом . Сильный удар нанесла залатарнай деле и Северная война - много изделий из золота и серебра было похищено во время нашествия шведского и русского войск.
После Северной войны барокко вступает в последнюю стадию развития. В интерьерах , как и в пластике , в 1730-1775 гг . царит рококо . К наиболее выразительных памятников этого стиля относятся риза иконы "Богоматерь Одигитрия Смоленская " мастера Петра Слижыка (г. Дисна , 1774 г.) . Признаки рококо - повышенная декоративность и причудливость форм , любовь к с- подобных завитков . В орнаментике является раковина , которая и дала название этому стилю . Под конец XVIII в. появились симптомы нового стиля - классицизма ( еще в симбиозе с барокко ) .
Крупные заказы золотари получали не только от Царев , но и от феодалов : гетманской булавы , жезлы , парадные сабли " корабелы " , пояса , золотую и серебряную посуду , даже фигуры двенадцати апостолов ( Несвиж , хранилище Радзивиллов) . В выполнении некоторых предметов мастера вынуждены были архаизаваць их вид , что соответствовало мировоззрению шляхты , теории ее сарматского происхождения .
Большую роль в оформлении церковных и светских интерьеров , одежды магнатов , шляхты и их быта играл не только художественный металл , но и другие виды декоративно-прикладного искусства : керамика , фаянс , стекло , кожа , соломка , ткани , вышивка , аппликация , обои .
Большое распространение в XVII - XVIII вв. получила кафель . По технико -материальных оценкам она делится на терракотовый ( " красную" - XVI- XVII вв.) , Монохромную рельефную и полихромной рельефную (XVI- XVII вв. , Отдельные примеры в XVIII в.) И расписные (XVIII в.) . В оформлении изразцов использовали геометрические мотивы , цветы , растения , фрукты , птиц , животных , гербы , образы людей , бытовые житейская и библейские мотивы , тексты. Композитное оформление , именуемое " Павлиново глаз" является собственно белорусским изобретением . Ремесленники цаниннай дела так же были выведены в Москву , где их продукция пользовалась большим спросом ( изразцовые печи ) . Там белорусские мастера Игнат Максимов с Копыси , Степан Иванов с Мстислава возрождают традицию дэкарыровки фасадов церквей плитками ( Борисоглебская церковь в Гродно на Коложи , XII в.) . Кафель использовалась и во внутренней отделке храмов.
В интерьерах магнатских и шляхетских дворцов конца XVIII в. особое внимание уделяется обоям , коврам , мебели , зеркалом , зеркалом. На фаянсовых мануфактурах в Свержене (с 1738 ) , Телеханах ( с 1778 г. ) создавались фигурки шляхтичей , кафель , садовые вазы , подсвечники - продукция шла на украшение дворцов . Большой спрос на изделия из стекла привел к появлению стеклянных мануфактур в Налибоках ( 1717 ) , Уречье ( 1732 ) , Мыши 1736 ) , Ильи ( 1767 ) , Гродно (1770 г.) и других местах . Наиболее большими были первые две . Ассортимент этих мануфактур достигал 100 наименований , в Уречье впервые в Речи Посполитой начали делать зеркала очень хорошего качества. Вообще , отличительная черта этих Радзивиллов мануфактур - высокий уровень гравировки и шлифовки .
Важная роль в быту , костюме феодалов , оформлении интерьеров полагалось изготовлением ткачества , вышивки , кружева , обоям и ковром . Ценный материал по орнаментике тканей , кружев , вышавак , цясьмы , лент дают произведения живописи и скульптуры XVII - XVIII вв.
В XVII в. начинается производство бязворсавых ковров ( ковер ) в Мяделе , Минске , Слуцке , Могилеве , Шклове , Полоцке и ворсовых ковров в Слуцке. В следующем , XVIII в. было налажено производство разнообразных видов шелковых , золотном тканей ( адамашак , атлас , паватлас , бархат и др.). , шелковых и золотном кружев ( край , аграмант , прошивками ) , набойки . В вышивке стали использовать новые материалы и технические приемы - стеклярус , перламутр , блестки . Вышивка выполняется биению и каницеллю .
Наиболее мощным центром ткачества на Беларуси был Слуцк , именно там и была в 1730-1750 -е гг. открыто ( перенесено из Несвижа ) так называемая " персиарня " - мануфактура по изготовлению поясов. Приглашен мастер Ян Маджарский выработал строгую и гармоничную структуру пояса нового типа , за которым осталась название - " Слуцкий пояс" .
В XVIII в. в ткачестве были достигнуты очень большие успехи - освоены новые привозные материалы , сложнейшие технологии ( даже опытный французский ткач вырабатывал в день не более 10 см. образцового полотна ) и орнаментика . В Беларуси были созданы крупные мануфактуры .
В XVIII в. обои и ковры изготавливались в Гродно , Слониме и Кореличах . Последние отличались наиболее высоким художественным и техническим уровнем . На обоях изображали портреты , конкретные эпизоды из жизни магнатов , которые прославляли их подвиги ( "Битва под Словечно" ткачихи Марии Кулаковский ) . Иногда обои тщательно копировали картинге известных европейских художников. Выдающиеся памятники декоративно- прикладного искусства Беларуси XVII - XVIII вв. показывают , что они занимают такое же почетное место , как живопись и пластика. В декоративно- прикладном искусстве видно становление и развитие национальной школы , которое происходило на базе культуры предшествующего периода .
живопись
С периода XVII - XVIII вв. сохранилось немногим памятников живописи по сравнению с количеством созданного в те времена. Но и то , что сохранилось , говорит о всестороннем развитии этой отрасли искусства.
Монументальная живопись - фрески. Из архивных материалов известно о роспись фресками многих православных и униатских храмов местными мастерами ( костелы расписывали преимущественно иностранные мастера) . Так , в XVII в. были расписаны Петропавловская церковь в Минске , церкви в Орше , Могилеве , Витебске. В XVIII в. расписали православные храмы в Славгароде ( Пропойске ) , Чечерске , униатские - Софию в Полоцке ( адстроена Я.Главбицам и Б.Касинским в 1738 - 1750-е гг.) и Крыжавздвижанскую церковь Жировицкого монастыря ( художник Шаталович , 1772 ) и другие.
Католические костелы в XVII - XVIII вв. оформлялись в стиле барокко , который появился в Беларуси в конце XVI в. Типичные черты барокко - дэматэрыялизацыя плоскости стены , любовь к вычурности , " разорванных " архитектурных форм , пышность , театральности , внешней эффектности . Среди наиболее ярких примеров - оформление костелов францисканцев в Гольшанах , иезуитов в Несвиже (XVII в.) , Костела св. Станислава в Могилеве ( 1765 , художник Петр Павловский ) . В росписях храмов художники использовали композиции известных западноевропейских художников. Во второй половине XVIII в. в архитектуре и оформлении некоторых памятников отчетливо наблюдаются черты классицизма (роспись костела Тадеуша в Лучае ) .
Иконопись на Беларуси ощутил на себе влияние западноевропейских и византийских тенденций , но все же характеризовалась сохранением национальных традиций , выработкой личных принципов. В результате синтеза различных направлений формируется личная иконописная школа ( окончательно - в XVIII в. ) , Представленная отличительными могилевской , полесской , полоцко - витебской , гродненской , Слуцка - минской течениями. Для белорусской иконописи характерно сочетание символизма изобразительного языка с острохарактерным типаж , точность передачи деталей.
Исторические условия ( Люблинская и Брестская унии ) и влияние западноевропейской культуры поспособствовали тому , что в иконопись проникают реалистичные начала. Памятником первой половины XVII в. "Богоматерь Одигитрия " из Житковичей и " Илья " из Кричева свойственны отход от иконописной манеры письма, введение орнаментики и декоративного оформления поля икон деревянными накладками с " камнями " . Таким образом , иконы превращались в "картины с рамами " , что свидетельствует о разрушении канона иконописи на Беларуси. Еще более передовые устремления прослеживаются в творчестве неизвестного художника из Малориты ( " Преображение " 1648г . , "Покров " 1650 , "Успение " 1652 ) и Петра Евсеевича с Голынца , написавший икону - картину " Рождение Матери Божией " ( 1649 г. ) . Художник реалистично написал могилевский пейзаж за решеткой окна , бытовые вещи , свойственные своей эпохе .
В памятниках середины - второй половины XVII в. художники интенсивно вводят в свои произведения архитектурный и ландшафтный пейзаж , персонажи одевают в одежду своей эпохи. Примеры - "Богоматерь Одигитрия Баркалабовская " из Быхова ( 1659) , " Воскресение - Сошествие во ад" из Чечерска ( 1678 ) .
В памятниках XVIII в. иконы еще больше смахивали на памятники светской живописи , что выразилось в передаче пространства , архитектурных деталях , расположении фигур " Авраамий и Меркурий Смоленские " , " Поклонение волхвов " (1723-1728 гг.) , а в памятниках середины века появляются элементы барокко , чувствуется близость к фольклору , но некоторые памятники говорят о снижении уровня профессиональным мастерство художников. Иконописцы как и ранее , в основном повторяли традиционные иконографические схемы , сохранение которых препятствовало окончательному разрыву с средневековым мировоззрением.
Портретное искусство в XVII - XVIII вв. развивалась под влиянием шляхетского мировоззрения , согласно которому шляхтич - бывший "Сармат " - является хозяином государства и жизни , он же должен прославить свой род , семью. Похороны члена рода превращалось в торжественный ритуал , в котором особое место занимал гробовой погребальный портрет. Это способствовало широкому развитию искусства портрета. Большие портретные коллекции собирались в магнатских резиденциях в Несвиже и Слуцке , Ружанах , Слониме , Гродно , Свислочи и др. . , Из них брали пример и шляхтичи . С портретов делались многочисленные копии для родственников.
С XVI в. на Беларуси под влиянием западноевропейского искусства портреты писали маслом на холсте , одновременно переживали приемы рисования. В XVII в. наблюдается освоение традиций искусства Фландрии и Голландии . Они проявляются в портретах Януша Радзивилла , Александр Острожского , Альбрехта Станислава Радзивилла ( последнему свойственны и черты испанизму ) .
В XVII - XVIII вв. появляются новые типы и формы портретов - аристократический , ретроспективный с богатым антуражем , поколенный или погрудный ( шляхетский или мещанский ) , портреты в латах рыцарского типа , портрет ученого и похоронный . Каждый из них сохранял свой выполнен, что свидетельствует о тесные связи с иконопись . Широко в XVII - XVIII вв. распространились так называемые «сарматские портреты» . Название связано с представлениями знати о своем происхождении от воинственных сарматов , которые покорили земли Украины , Беларуси , Польши и Литвы. Лица на них были одеты в старинные костюмы , изображались все атрибуты власти , которыми обладала лицо , гербы. Портрет выполнял функцию социальную в большей степени , чем эстетическую . Поэтому лицо казалось без идыялизацыи - это был бесстрастным и точный портрет. В стиле " сарматского " выполнялись парадный , рыцарки и гробовой портреты магнатов и зажиточной шляхты. Примеры - "Портрет Константина Острожского " (нач. XVII в.) , " Портрет Кшиштофа Веселовского " ( 1636 ) , " Портрет Михаила Казимира Паца " (вторая половина XVII в.) И др. . Портреты выполняли как приглашенные мастера , так и местные . Известный художник из Вильнюса Иоганн Шрэрэр (XVII в.) , Неизвестный минский мастер написали в 1676 г. " Портрет Анджея Завиши " . Живописцы из Полоцка создали галерею портретов преподавателей Полоцкой иезуитской коллегии , лучший среди них - " Портрет Микаэля Квиена , профессора древних восточных языков". В 1783 г. для Радзивиллов их придворным художником Иосифом Ксаверием Гесские был создан «Портрет Станислава Августа Понятовского " . В общем , на развитие искусства Беларуси XVIII в. оказали большое влияние придворные художники саксонских курфюрстов ( одновременно и королей Речи Посполитой) из Дрездена , где работало большое количество художников из Франции и других западноевропейских стран.
Таким образом , белорусские мастера портретной живописи перерабатывали достижения западноевропейской культуры и сохраняли местные особенности , самобытность.
В XVII - XVIII вв. в соответствии с господствующим стилями развивалась пластика. Барокко в архитектуре , скульптуре , резьбе , лепке на Беларуси продержалась все XVII и три четверти XVIII в. и приобрело локальный характер , местные особенности ( вкусы заказчиков , традиции местного народного искусства).