Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрест влияние на нее различныхых цив-ций оказало плодотворное воздействие на дух жизнь и культуру русс нар. По пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его офиц-го утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Лира. Т.о., тесные эконом, полит и культ связи с Византией, достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Вложенные файлы: 1 файл

Новая религия.docx

— 16.84 Кб (Скачать файл)

Новая религия. Русь - христианства. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрест влияние на нее различныхых цив-ций оказало плодотворное воздействие на дух жизнь и культуру русс нар. По пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его офиц-го утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Лира. Т.о., тесные эконом, полит и культ связи с Византией, достаточно жестко обусловили выбор новой религии.  
    Важно было и другое – религиозной психологией народа, особенностями сто художественно-эмоционального восприятия мира. «Повесть временных лет» содержит обширный рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Конечное решение - выбор христианства византийского обряда - следующие причины – красивые обряды. Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрым, который учреждал культ Перуна теперь крестил новгородцев.  
     Формально Русь стала христианской. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.  
    Христианизация не единственный определяющий фактор культурной эволюции русского народа. Несмотря на то, что почти всё культ. часть Киевской Руси находились в орбите христианской мысли –можно обнаружить глубокое их родство с наследием архаики: заставки-инициалы книг и летописей, скульптурные орнаменты соборов, строй церковных песнопений.  
культура Киевской Руси  -сформировала самобытность и самостоятельность.  
     Письменность и образование. создание во второй половине IX века слав письменности на основе греч-ого уставного письма с добавлением неск букв. Создание письм связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, прибывших из по пригл-ию кн Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они создали славазбуку, перевели на нее книги Священного Писания. В X в. уже использования кириллицы на Руси. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Новгородские берестяные грамоты-с XI в.  
     Наиболее распространена грамотность была среди городского населения. Лика, сестра Владимира Мономаха, в Киеве создала женский монастырь, а при нем девушек.  
     Появились школы высшего типа - государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киеве-Печерском монастыре. Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков.     Древнерусская литература в первой половине XI века в среде господ-его класса. В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV--XVI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Тип древнерус книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в дерев переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI- роскошные книги с киноварными буквами и худ миниатюрами..  
     В основу литературного языка лег живой разговорный язык Древней Руси.     Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности.  Переводились также произвед массовой культ. 
Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая.  
     Первые оригинальные сочинения в кон XI - нач XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово.  
Архитектура. Под большим воздействием церкви находился и другой вид древнерусс искус - архитектура. христианство - нач широкое строит-во культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центр монастырей был Киево-Печерский, основ в сер XI в. Антонием и Феодосием Печерскими. После принятия христ в кон X в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыева нашествия в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси, осуществленные М.К. Картером, позволили установить, что эта постройка площадью около 900 м*, увенчанная, по словам летописи, 25 верхами, т. е. главами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавым был 13-верхни Софийский со- Софийский собор в Киеве бор в Киеве, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки обнаружили, что храм был окружен крепостной стеной митрополичьего замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты: изображена семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.  
     В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были Софийский собор в Новгороде построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киева-Печерском монастырях. В Выштороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м. Вьшающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045--1050), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметрическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.  
     Искусство ремесла. Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, металлообработки, ювелирного. В X в. появляется гончарный круг, и на всей территории прежнего Киевского государства археологи до сих пор находят великолепные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью «Людота ковал», с этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а'изде- лия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике зерни (на изделие напа- ивался узор, состоявший из множества шариков). Применялась также скань: рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Информация о работе Культура Древней Руси