Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

отредактир.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3.Архитектура, письменность  и книга Древней Руси. 

Архитектура 
  
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества впоследствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутренне пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, соединенными попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. 
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо - Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси. 
Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси. 
Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1050) значительно отличается от киевского собора. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству. Это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием Романской архитектуры. 
Новгородская София Проще, лаконичнее, строже своего киевского оригинала. 
Новгородские постройки начала XII в.: Николо - Дворищенский собор (1113), соборы Антоньева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей, церковь Иоанна на Опоках (1127). Шатровые церкви, колокола. 
Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI-XII вв. Возведение Владимиром Мономахом собора в Суздале. Наивысшего расцвета каменное строительство достигает  во второй половине XII – начале XIII вв. Оно носило парадный и торжественный характер. 
Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы являлся центром всего ансамбля. В 1158 –1161 гг. был построен Успенский собор, богато декорированный  резным камнем. 
Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь. 
Традиции и приемы, выбранные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздали, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу. 
Памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек известны лишь по археологическим раскопкам. Образцом Галицкой архитектуры был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в органическом соединении византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. 
   

Письменность и книга в Древней Руси 
 
Жарким июльским полднем 1951 г. один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. Такие находки встречались и раньше - древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но этот свиток оказался особенным - сквозь грязь проступали буквы! 
Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному, письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 берестяных грамот XI- XV вв. Причем не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске, Рязани. Несколько лет назад древний свиток был найден в Москве. 
Береста - удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палочкой - писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. 
Однажды археологи раскопали в Новгороде сразу шестнадцать берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему наскучило, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя. 
Записи Онфима - бесценное сокровище, поскольку немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь еще в XI в. Ярослав Мудрый создал школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.

 
Древнейшие книги писали на пергамене - особо обработанной телячьей коже. На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого. Для сохранности их «одевали» в переплет из кожи и дерева и украшали книжным окладом - своего рода суперобложкой. 
Писали книги гусиным пером. Извлекали его из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. 
Средневековые чернила имели бурый цвет, так как изготавливались из ржавчины. Помимо железа, использовали также вишневый клей, мед, квас и другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость и стойкость. Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранил в песочнице - сосуде, похожем на современную перечницу. 
Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца. По краям оставляли поля. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе же раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья, перочинный нож, линейку. 
Древнейших книг до нас дошло очень мало: всего около 130, написанных в XI - XII вв. Примерно одна из тысячи существовавших когда-то.  
Украшение книги. В средние века не только ювелирные изделия, одежда и оружие могли быть произведениями искусства. С большим художественным вкусом оформлялись и книги. 
Книгу украшали рисунками. В начале текста делали небольшую орнаментальную рамку - заставку. Первую, заглавную букву - инициал - писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. Обычно инициал был красного цвета. С тех пор говорят - «писать с красной строки». Завершался раздел текста концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц. 
Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры -красочные рисунки, часто размером в целую страницу. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми, то есть иллюстрированными, и ценились особенно высоко. 
В середине XVI в. в Москве по заказу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Работа над ним продолжалась более тридцати лет. Десять томов свода охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. Этот удивительный памятник живописи и письменности содержит 9 тысяч листов текста и 16 тысяч красочных миниатюр. 
Находка в гардеробе императрицы. При разборке гардероба покойной императрицы Екатерины II обнаружили старинную рукописную книгу. Из ее текста следовало, что написана она была в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Его имя и закрепилось в названии книги. 
«Остромирово Евангелие» не просто древнейшая русская рукописная книга. Это подлинный шедевр книжного искусства. Текст предваряет заставка в виде орнаментальной рамки. В ее обрамлении кириллицей выведено: «Евангелие от Иоанна Глава А». 
Текст Евангелия (294 листа) написан в два столбца изысканным письмом. Строго выдержаны поля. Буквы четкие, прямые, красивого рисунка. Слова не отделены друг от друга, только между фразами стоят редкие точки. 
Текст начинается с инициала «И» (в XI в. эта буква была похожа по начертанию на современную «Н»). На трех миниатюрах изображены евангелисты Лука, Марк и Иоанн. 
Миниатюра, изображающая евангелиста Луку, дает представление о том, как выглядела мастерская переписчика книг: табурет с подставкой для ног, стол с письменными принадлежностями, пюпитр с листом текста. 
Писец работал над «Остромировым Евангелием» шесть месяцев и двадцать дней: писал по полтора листа в день.  
Начало книгопечатания. В XVI в. в русском книжном деле произошел переворот - книги стали печатать. Первым это начал делать Иван Федоров. Нам точно не известны ни год, ни место его рождения, ни даже происхождение. Имеются свидетельства, что он служил дьяконом в одном из кремлевских храмов, а учился, возможно, в Польше, в Краковском университете. 
При содействии царя Ивана IV и просвещенного митрополита Макария Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем создал в Москве, в Китай-городе типографию. В 1564 г. здесь появилась на свет первая датированная русская печатная книга «Апостол». Она была напечатана на бумаге красивым кириллическим шрифтом в два цвета - черный и красный. 
«Апостол» богато иллюстрирован. В нем имеются десятки заставок, инициалов, концовок. Некоторые заголовки выполнены орнаментальным шрифтом - вязью. Текст книги предваряет миниатюра - изображение евангелиста Луки, легендарного автора «Деяний апостолов». 
«Апостол» был издан большим для своего времени тиражом - примерно 1000 экземпляров. Представьте себе, сколько потребовалось бы переписчиков для такой огромной работы, не будь изобретено книгопечатание! 
Книга - одно из величайших изобретений человечества. Русская средневековая книга - замечательное произведение декоративного искусства.

 

 

4. Быт, нравы и обычаи народа.

 

Быт Киевской Руси 
 
Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. 
Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два - три двора. 

В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много - пять или шесть - и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые - всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия. 
"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью - здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины. 
Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

 
Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины - точёные сосуды для напитков в виде шара - тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё - и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

 
Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками. 
 Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги. И одевались разные слои общества по - разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка.

 

Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией. 

Нравы и обычаи народа

 
Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина, неимущим. 
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. 
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. 
На берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. 
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин. 
Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры». 
Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница. 
После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. 
Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки - от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами, в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы». 
Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор. 
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, - значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

 

 

Заключение

 
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. 
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. 
Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. 
Несмотря на множество противоречий в среде историков, все они сходятся в оценке значения Киевской Руси. Древнеславянское государство стало великой вехой в истории не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой культуры. Именно Русь (приняв на себя основной удар и истрепав вражеские войска) спасла европейские народы от разорения и порабощения. Причем, ценой своей крови спасшие Европу, славяне не смирились с татаро-монгольским гнётом. Что характерно для славян (несмотря на угнетения захватчиков) они сохранили свою культуру, вольный дух и память о своей свободе. Даже под игом продолжалась борьба славян за свою свободу. Со временем вспомнив, что сила в единстве и оправившись от поражения славянские народы сбросили с себя ненавистное иго. 
В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как прямым наследникам древнеславянского государства нельзя забывать уроков истории.

 

 

 

 

Информация о работе Культура Киевской Руси