Культура России в 16 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть особенности культуры России XVI века.
Задачи:
1. Проанализировать факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке
2. Рассмотреть Материальную культуру, устное народное творчество, книгопечатание в России XVI в.
3. Рассмотреть особенности литературы, архитектуры, живописи, театра и музыки в России XVI века.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………...…..3

Факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке….…4
Образование единого российского государства……....…………….....4
Влияние церкви………………………………………………….…………….4
Внешнеполитические факторы…………………………………….……..5
Влияние западноевропейских стран………………………….…………..7
Опричнина………………………………………………..……………...…….8
Завершение формирования русской (великорусской народности)…8

Материальная культура…………………………………….…………10
Сельскохозяйственная техника………………………..……..…………10
Техника ремесленного производства…………………....………..…….10
Литейное дело………………………………………....…….….……10

Устное народное творчество………………………………………..…12

Книгопечатание…………………………………………………………16
1. Возникновение книгопечатания………………………………………...…16
2. Виды литературы……………………………………………………..18
3. Первые печатные произведения в России……………..…………….….19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Культура России 16 в..docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

г) Домострой

Большое значение в истории литературы XVI в. имела писательская деятельность священника Сильвестра. Он принимал участие в редактировании Стоглава и в редактировании (возможно, и составлении) памятника под названием "Домострой". Домострой-это небольшая по объему книга, своеобразная краткая энциклопедия по домоводству в широком смысле слова. "Домострой" не просто сборник полезных советов, это произведение, относящееся к довольно распространенному в Древней Руси жанру "поучение".

е) Исторические повести

Традиции повествовательной литературы XVI в. не прерывались. Для повествовательной литературы этого периода типичен фольклоризм. Это своеобразные переработки былин или вариации на  сюжеты былинного эпоса. Были написаны такие исторические повести, как "Казанский летописец", и "Повесть о пришествии Стефана Батория под град Псков" в 1581г.

Вторая половина XVI в. была временем спада активности литературы в России. Причинами тому были как тяжелые условия экономической и культурной жизни страны, обусловленные Ливонская войной и опричниной. Разгром свободомыслия и подавлений еретических выступлений сыграла отрицательную роль в судьбах русской культуры второй половины XVI в. [6]

VI. Архитектура

  1. Восстановление русского зодчества

а) Московский кремль

  В начале XVI столетия  в развитии русского зодчества  появляются признаки нового подъема. Прежде всего они сказались в увеличении самого размаха строительства и в восстановлении многих пришедших к тому времени в ветхое состояние ранних построек.

Со всех сторон Кремль был окружен водной преградой: с южной строны Москвой-рекой, с северо-западной рекой Неглинной и с восточной -глубоким рвом. Ров, обнесенный каменными зубчатыми стенами, был вырыт у стен Кремля в 1508-1516гг. Он шел от Угловой Арсенальной башни, через всю Красную площадь, до Беклемишевской башни, соединяя реку Неглинную с Москвой-рекой. Таким образом, Кремль представлял собой островную крепость. Для заполнения рва водой были устроены специальные запруды на реке Неглинной около Троицкого моста и Боровицких ворот.

б) Собор в Юрьеве – Польском

Обновлялись храмы древнего Владимира. В 1471г. начали реставрировать собор в Юрьеве-Польском, построенный еще в первой половине XIII в. Подъем строительной деятельности выразился не только в довольно значительных реставрационных работах, но и в сооружении новых каменных зданий.

  1. Шатровая архитектура 

Одним из самых интересных явлений в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура 16 века.

Каменные храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась "на деревянное дело". Построение внутреннего пространства не играло ведущей роли в русской архитектуре. Особое внимание зодчих сосредоточивалось на внешней форме, ее художественно-декоративной впечатляемости. Именно этими особенностями русская архитектура этого периода отличается от архитектуры соседних с Русью стран. Однако обращение к шатру как определенной архитектурной форме остается загадочным, если не считать, что известным прототипом ему могла служить крепостная башня, крытая шатром, как символ горделивой силы государства.

 

 

  1. Сооружение новых зданий

а) Церковь Вознесения

Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) - была построена Василием III в честь рождения сына - будущего царя Ивана Грозного. Она представляет собой один сплошной вертикальный объем высотой в 60 метров: Краснокирпичного цвета башня с белокаменной, как жемчужной "обнизью" по поверхности 28 метрового шатра. В действительности вся эта вертикаль состоит из нескольких объемов. Несколько позже были пристроены на уровне подклета галереи - гульбища и лестничные всходы.

Это хронологически первый и самый выдающийся памятник каменно-шатровой архитектуры. Все элементы наружной обработки здания подчеркивают его вертикальную устремленность. В деталях здания широко использованы мотивы ренессансной архитектуры.

б) Успенский собор

  Митрополит Филипп  не пожалел средств для строительства нового Успенского собора. Весной 1472г. его начали строить отец и сын Ховрины. Но в 1474г. недостроенное здание неожиданно развалилось. И в марте 1476г. в Москву приехал знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти   которому было поручено его строительство. В 1514-1515гг. собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. Успенский собор стал главным сооружением великокняжеской Москвы и классическим образом церковного зодчества XVI в.

в) Архангельский собор

В 1505-1508гг. Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей -Архангельский собор. Замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на Соборную площадь, южный на Москву - реку. Постройка началась при Иване III была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом.

  В самом начале XVI в. был воздвигнут еще один собор в Кремле - собор Чудова монастыря, в котором ярко проявились особенности новой московской архитектуры.

г) Постройка городских укреплений

Город быстро рос, и на протяжении XVI в. пришлось строить еще три кольца укреплений -сначала в 30-х годах каменная стена Китай-города, в 80-х годах знаменитый градостроитель Федор Конь построил стену Белого города, а в 1591-92гг. была возведена деревянная стена- Скородом.

 д) Крепостное строительство

Четким квадратом поднялись в 1492 г. стены Иван - города. В 1508-1511гг. был построен каменный кремль Нижнего Новгорода. Затем в 1514-1521гг. построили кремль в Туле, а в 1525-1531гг. - в Коломне, в 1531г. - в Заройске, в 1556г. - в Серпухове. Одним из памятников крепостного строительства XVI в. является сохранившаяся в Москве башня "Дуло" Симонова монастыря. Она была выстроена в 80-90гг. XVI в.

е) Храм Бориса и Глеба 

 Выдающимся произведением  новой шатровой  архитектуры был  храм Бориса и Глеба, построенный по желанию Бориса Годунова в 1603г. в Борисовском городке под Можайском. Московская архитектура рубежа 15-16 веков стала общерусским явлением. [3, с.105]

ж) Соборы 

- Собор Симонова  монастыря в Москве  (1549). Собор Покровского монастыря в Суздале (1510-1518). При их строительстве использовался традиционный московский тип церкви на подкледе, с барабаном, приподнятым на ступенчато-повышенных арках.

 - Собор   Покрова. Собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади (1555-1560). Построен в честь взятия Казани. Его авторы-русские зодчие Барма и Посник. Памятник имеет праздничный, ликующий облик. Смелый по композиции и декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Храм был построен в честь взятия Казани, а его приделы посвящены святым, на дни праздников которых приходились победы русских войск накануне знаменательного штурма. Храм состоял из 9 отдельных храмов, поставленных на высокий аркадный подклет.

Несмотря на тяжелые условия, созданные господством консервативных взглядов, русская архитектура сделала в XVI в. громадный шаг в своем развитии. Сложилась общерусская архитектурная школа, а условия русского зодчества середины XVI в. подготовили условия для возобновления его подъема в конце столетия.

 

VII. Живопись

  1. Школа Дионисия

а) Фрески   

Одним из крупных московских монастырей мастеров начала XVI в. был Дионисий (30-40 годы XV века – между 1503-1508). Он был мирянином знатного происхождения. Возглавлял большую артель, выполнял княжеские, монастырские, митрополичьи заказы вместе с сыновьями. Самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря, работа над которым была исполнена Дионисием вместе с сыновьями летом 1502 года. Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Тема росписи - хвалебное песнопение (акафист). Здесь ни разу не встречается сцена смерти, Успение Богородицы.

б) Иконы

 Мастерская Дионисия  изготовляла и житийные иконы, содержавшие в боковых "клемах" изображения различных эпизодов  из "житий святых". Дионисий  написал икону "Митрополит Алексий", в ряде клейм которой нашли  отражение реальные черты жизни  этого церковного деятеля.

До нас дошли две иконы - "Спас в силах" и "Распятие" (1500 год). С именем Дионисия связывают также житийные иконы-митрополитов Петра и Алексея (обе из Успенского собора Московского Кремля). Вместе с учениками и помощниками Дионисий создал также иконостас Рождественского собора, из которого самому Дионисию принадлежит икона "Богоматерь Одигитрия".

Влияние искусства Дионисия сказа- лось на всем 16 века. Оно затронуло не только монументальную и станковую живопись, но и миниатюру, прикладное искусство.

  1. Изменение традиционной росписи.

Потребность в усилении религиозной и государственной пропаганды вынудила в XVI в. изменить традиционный порядок росписи различных частей соборов. Ярким воплощением официальных  религиозных идей была большая икона "Церковь воинствующая" создается в середине XVI в. в Москве.

В живописи 16 века уживаются жанровые, бытовые моменты с тяготением к сложным богословским сюжетам, к отвлеченному толкованию церковных догматов. Любовь к назиданию приводит к притче. Три иконы "Притча о слепце и хромце", видение Иоанна Лествичника", "Видение Евлогия" - пример таких произведений.

От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний. Прекрасная иллюстрация к этому - знаменитая икона "Церковь воинствующая".

В 16 веке изменяется и внешний облик икон, обязательна обложенных серебренным басенным или чеканным окладом. [4, с.71]

 

VIII. Музыка и театр

  1. Музыкальные инструменты

а) Духовные

Имеется немного сведений о развитии театрального искусства и музыки в XVI в. Наиболее распространенными музыкальными инструментами были духовные деревянные инструменты - волынки, сопели, рожки, дудки.

б) Струнные -гудок, гусли, домра, балалайка.

в) Ударные   Были и ударные - бубны и бряцала.

 г) Западноевропейские  инструменты

В России в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкальные инструменты-органы, клавесины, клавикорды.

   2. Театр

а) Знаменное пение

Именно  в XVI в. стали складываться мелодичные лирические песни. Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на церковную музыку.

В XVI в. получило большое развитие "знаменное" пение - одноголосное  хоровое пение. Среди певцов XVI в. получили широкую славу братья Роговы; стал распространяется колокольный звон.

б) Медвежий цирк и Кукольный театр Петрушки

Дальнейшее распространение получил в XVI в. народный театр. Группы скоморохов насчитывали до ста человек.  Среди них были актеры, фокусники, акробаты, певцы. Без них не обходилось ни одно празднество. Большой популярностью пользовались медвежий цирк и кукольный театр Петрушки. [5, с. 107]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Рубеж XV - XVI вв.- перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры предопределили характер и направление историко-культурного процесса.

В тяжелых условиях средневековья культура XVI в. достигла больших успехов в различных областях. Господствующим в культуре было феодально-церковное направление. Лучшие произведения русской культуры того времени были оплодотворены идеями и богатством форм народной культуры.

Таким образом, культура в XVI в. развивалась в сложных и противоречивых условиях. Наряду с позитивными факторами, стимулировавшими её развитие, действовали и факторы негативные, ставившие серьёзные преграды на пути культурного прогресса. Тем не менее, XVI век отмечен величайшими достижениями в различных сферах культуры, которые  послужили основой для её дальнейшего развития в XVII веке, открывающем "новый период"  русской истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. «Очерки истории русской культуры  IX-XVII в». Москва -1984 г. Муравьев А.В.,  Сахаров А.В.

2. «История России с  древних времен до конца XVII в.»  Под. ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева. М.-1996г.

3.  «Литература и культура древней Руси. Словарь-справочник.» Под ред. В.В.Кускова. М.,"Высшая школа", 1994 г.

4.  «Культура   русского   народа   X-XVII в.»  Лихачев  Д.С. Москва-1961г..

5 . «Очерки русской культуры XVI в.» Под ред. А.В.Арциховского. Издательство  Московского университета. 1977г.

6. http://ru.wikipedia.org

   

 

 

1 "Собрание сочинений" - Энгельс Ф. Маркс К. том 21, стр.104.

2  Пискаревский летописец" стр. 65

 

 


Информация о работе Культура России в 16 веке