Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:28, реферат
К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.
Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила «безнравственное и бесправное» отношение человека к человеку.
1.Введение
2.Факторы развития культуры в России.
3.Литература и живопись.
4.Драматургия
5.Развитие музыкальной культуры.
6.Просвещения
7.Развитие научной мысли.
8.Заключение
Используемая литература.
Просвещение.
В 60-е годы ХIХ в. в русской
истории появились учреждения и
организации, деятельность которых
была направлена на распространение
знаний среди народных масс. По инициативе
передовой интеллигенции, главным
образом студенческой молодежи. В
середине ХIХ в. возникли воскресные
школы - образовательные школы для
взрослых крестьян, ремесленников и
т.п. Были созданы первые народные библиотеки
и читальни - общедоступные бесплатные
библиотеки для трудящихся; стали
проводиться народные чтения, являвшиеся
одной из наиболее распространенных
форм популяризации
В пореформенный период больше
внимания стало уделяться и
Важную роль в распространении
просвещения, сыграли комитеты и
общества грамотности - общественные просветительные
организации. Они занимались изданием
лучших произведений русских и зарубежных
писателей, составлением каталогов
лучших книг для народа, организацией
народных чтений, летних педагогических
курсов, созданием народных школ и
библиотек, сбором статистических данных
в области народного
Большое значение для развития
народного просвещения имела
организация педагогических музеев.
Одним из первых не только в России,
но и во всем мире был Педагогический
музей военно-учебных
В пореформенный период оживилась
издательская деятельность, стал заметно
расти, выпуск книг по проблемам воспитания
и обучения, начали, в частности,
издаваться книги по проблемам детского
развития, а также по естественным
наукам (биологии, физиологии, антропологии),
связанным с разносторонним изучением
человека. Именно в эти годы появились
первые педагогические журналы («Журнал
для воспитания», «Учитель», «Русский
педагогический вестник», «Семья и
школа», «Педагогический листок», «Воспитание
и обучение» и др.), в которых
стали широко обсуждаться теоретические
проблемы воспитания и обучения, в
том числе и вопрос о психологическом
обосновании педагогических воздействий.
В ходе обсуждения основных проблем
умственного, нравственного и физического
воспитания стала настойчиво проводиться
мысль о необходимости
Развитие научной мысли.
Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни. В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком) языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия зачастую были переводными.
После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.
В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям. Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в «Журнале министерств народного просвещения». Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года. В числе командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль в избранной отрасли науки: - филолог А.А. Потебня, историк В. И.Герье, философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г. К.Д.Ушинский был командирован за границу и в течение ряда лет изучал постановку женского образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.
В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.
Университетам была возвращена
автономия. Расширился объем университетского
образования, появилась научная
специализация, вводились новые
научные дисциплины. Так, на медицинских
факультетах впервые были созданы
кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной
анатомии, врачебной диагностики, нервных
болезней. В 1863 г. в университетах, были
восстановлены кафедры
В середине XIX — начале XX
в. существенных успехов достигла русская
наука: в математике, физике, химии,
медицине, агрономии, биологии, астрономии,
географии, в области гуманитарных
исследований. Об этом свидетельствует
даже простое перечисление имен гениальных
и выдающихся ученых, внесших значительный
вклад в отечественную и
Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение мозга и органов чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).
Успехи естествознания сулили
возможность всестороннего
Особое внимание привлекали
науки, могущие дать объяснение природе
самого человека и пролить свет на
механизмы высшей формы жизнедеятельности
человеческого организма
Со всей остротой был поставлен вопрос, кому и как разрабатывать, психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной. Особое внимание ученых привлекало изучение детства. Познавая ребенка, они надеялись решить ряд принципиально важных вопросов.
Внимание к изучению детства диктовалось также и тем, что проникновение в психологию ребенка помогало разобраться в психологии взрослого человека.
Решение ряда философских
вопросов, в частности вопроса
о соотношении между высшими
формами разума и чувства и
элементарными фактами
Еще одним источником интереса к изучению детства явилось убеждение в том, что познание особенностей детского ума даст возможность понять историю умственного развития человечества, пролить свет на сложный путь формирования человеческого сознания. Возникала надежда понять и пути формирования социальных чувств и социального сознания человечества. Исследователей детства интересовала чрезвычайная неприспособленность ребенка к жизни в отличии от детенышей животных. Он требует длительной заботы со стороны взрослых. Этот факт имел не только биологическое, но и социальное значение: слабость и беспомощность ребенка явились толчком для развития социальных чувств сострадания к другим людям, ко всему слабому и беспомощному.
Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием как общественного, так и семейного воспитания и обучения. Ученые пришли к убеждению, что улучшить тему воспитания невозможно без знания закономерностей детского развития.
Указанные причины, обусловившие
широкий интерес к изучению психического
развития ребенка, создали предпосылки
для формирования детской психологии
как специальной научной
Заключение
Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры.
Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.
Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.
После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. – 21%.