Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:42, доклад
Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей.
Культура Руси XIV–XVI века:
Развитие русской культуры
в этот период происходило под воздействием
множества факторов. Это и развитие прежних
традиций, особенно связанных с христианскими
ценностями и церковными интересами. Появляются
и новые факторы, влияющие на культуру:
собирание русских земель вокруг Московского
княжества и создание единого централизованного
государства, утверждение национального
самосознания в борьбе против золотоордынского
ига. От века к веку все заметнее становится
роль Москвы, московских великих князей.
Московская Русь превратилась в центр
не только объединительных процессов,
но и развития культуры.
Литература. В русской литературе
большое место занимала тема борьбы с
ордынским игом. Особенно выделяются произведения
Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание
о Мамаевом побоище”). Они проникнуты
чувством патриотизма и восхищения подвигами
русских воинов.
Во второй половине XV в. новое
рождение переживает старый жанр хождений
(описаний путешествий). Особенно популярным
было чтение о приключениях тверского
купца Афанасия Никитина, дошедшего до
Индии. “Хождение за три моря” - описание
восьмилетнего драматического странствия,
которое завершается возвращением в родные
края.
Сохранялись и умножались летописные
традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский
летописный свод, а составленный в 1442 г.
“Хронограф” включает описание всемирной
истории.
В первой половине XVI в. вокруг
митрополита Макария сформировалась группа
образованных людей, которые создали знаменитые
“Великие Четьи-Минеи”. Это собрание
наиболее читаемых на Руси книг: житийной
литературы, поучений, сказаний и др. -
как правило, не носивших богослужебного
характера, но напрямую связанных с православной
традицией.
Важным культурным событием
стало появление книгопечатания. Оно связано
с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца,
которые создали первую печатную книгу
“Апостол” (1564). Эта книга была выполнена
на высоком для того времени полиграфическом
уровне. Из-за преследований и обвинений
в ереси Иван Федоров перебрался в Великое
княжество Литовское и продолжил свою
просветительскую деятельность там. Во
Львове был выпущен первый русский букварь
с грамматикой. Несмотря на трудности,
книгопечатание продолжало развиваться
и в Московском государстве - здесь вновь
возникают типографии. Реакция церкви
на книгопечатание была столь отрицательной,
что даже в XVII в. печатная книга не смогла
вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль.
Среди русских письменных источников
XV-XVI вв. много произведений, в которых
авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании
о князьях Владимирских” подчеркивалась
идея преемственности власти московских
правителей от византийских императоров.
Псковский монах Филофей в послании Василию
III доказывал, что Москва - это “Третий
Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит,
а четвертому не быти”, - утверждал он.
Свидетельством обмирщения
культуры являются публицистические произведения
Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба
рассуждали о природе сильного, справедливого
государства, о власти.
Заметный памятник духовной
культуры XVI в. - “Домострой”, одним из
редакторов которого был приближенный
Ивана IV - Сильвестр. В этом произведении,
ставшем образцом организации быта, поведения
русских людей на протяжении веков, мы
находим наставления разного характера:
об исполнении религиозных обрядов, советы
по воспитанию детей, о взаимоотношениях
мужа и жены, как хранить запасы и просушивать
белье, когда покупать товары на рынке
и как принимать гостей.
Интересна с точки зрения развития
русского языка, а также по содержанию
переписка царя Ивана Грозного и князя
Андрея Курбского. Это был спор двух ярых
противников о путях централизации власти,
об отношениях государя и подданных. Царь
отстаивал идею холопства всех подданных
по отношению к самодержавной власти.
Он так формулировал основной принцип
деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей
вольны, а и казнити вольны же”. Курбский
представлял себе царскую власть иначе
- царь отвечает за свои деяния не только
перед Богом, но и перед людьми, он не может
нарушать права своих подданных, должен
слушаться мудрых советников.
Архитектура. Москва становится
столицей огромной державы, накопление
богатств в руках московского князя дает
возможность приступить к невиданному
ранее по размаху каменному строительству.
Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство
нового московского Кремля. На месте деревянных
укреплений, построенных при Иване Калите,
возник новый белокаменный Кремль. Москва
стала неприступной по тем временам крепостью.
Расцвет зодчества в конце XV
в. связан с интенсивным строительством
в Москве. Иван III приглашает для работы
итальянских архитекторов, среди которых
выделяется Аристотель Фиораванти. Под
его руководством в Кремле был построен
новый Успенский собор -кафедральный храм
митрополитов. За образец его был взят
Успенский собор во Владимире. Фиораванти
составил проект возведения новых стен
и башен. Кремль и стены были построены
из красного кирпича (существуют и доныне).
Правда, кремлевские башни еще не имели
шатров - они были поставлены позднее,
в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя
планировка Кремля. Здесь были построены
Грановитая палата для торжественных
приемов, Архангельский собор (усыпальница
московских князей и царей), домовая церковь
для государей - Благовещенский собор
и другие постройки. Одно из самых замечательных
сооружений Кремля - колокольня Ивана
Великого. Она поставлена на месте древней
церкви Ивана Лествичника, поэтому получила
название Ивановской. Великой ее назвали
за необычайную высоту - более 80 м. Колокольня
долгое время была самым высоким сооружением
Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно
с Архангельским собором, а достроили
только в 1600 г., при Борисе Годунове.
Строительство московских укреплений
продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю
пристроили полукольцо укреплений Китай-города,
а в конце века “городовых дел мастер”
Федор Конь возвел “Белый город” длиной
около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены
Кремля в Смоленске.
Во второй половине XVI в. из традиций
деревянного зодчества, но уже в камне,
возникает шатровый стиль. Замечательным
образцом его является церковь Вознесения
в Коломенском. Шатровое церковное зодчество
не распространилось широко, поскольку
противоречило церковным канонам и запрещалось
церковными властями. В 1551-1561 гг. мастера
Постник Яковлев и Барма построили на
Красной площади Покровский собор (более
известный как храм Василия Блаженного).
Это сооружение было посвящено взятию
Казани.Живопись. Во второй половине XIV
- первой половине XV в. работали два великих
русских художника - Феофан Грек и Андрей
Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил
в Новгороде, а затем в Москве. Для его
фресок и икон характерна особая эмоциональность.
Живопись А. Рублева уникальна по композиции
и только ей свойственному колориту. Эти
черты наиболее ярко проявились в его
знаменитой иконе “Троица”. Традиции
Андрея Рублева были продолжены и после
его смерти. Особенно выделяются фресковые
росписи Дионисия (лучше всего они сохранились
в Ферапонтовом монастыре в Белозерском
крае). Решения Стоглавого собора оказали
влияние не только на архитектуру, но и
на живопись. Живописцы обязаны были строго
придерживаться греческих образцов и
иконописи А. Рублева. Это привело к тому,
что совершенствовались только технические
приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось
развитие ремесла. Главными центрами ремесленного
производства были города, монастыри,
некоторые крупные вотчины. В конце XV в.
в Москве создается Пушечный двор. Первые
пушки появились на Руси в последней трети
XIV в. В последующие века сложилась целая
школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей
был Андрей Чохов, создатель знаменитой
Царь-пушки. На ее изготовление ушло около
2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89
см, длина ствола почти 5,5 м.