Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 11:57, контрольная работа
Культурное развитие СССР в 70-е гг. было весьма противоречивым. В конце 60-х - начале 70-х гг. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, открыты десятки новых университетов и институтов, по количеству специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире, но часто их уровень подготовки не соответствовал современным требованиям.
В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию остро встала проблема оптимального соотношения между различными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хозяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.
Неравномерно развивалась и наука. Советские ученые занимали ведущие позиции по многим направлениям: в математике, физике, естествознании, космонавтике. Однако, именно в это время СССР стал терять многие свои позиции, значительно отстал в компьютеризации.
В 70-е годы темпы роста численности научных работников в СССР снизились, стабилизировалась сеть научных учреждений. На первый план выдвинулись задачи интенсификации науки, наиболее рационального использования имеющегося научного потенциала.
Шел поиск организационных форм, которые позволили бы объединять научные силы для решения важнейших задач независимо от их ведомственной принадлежности — академические институты, отраслевые научные учреждения или высшая школа. Создавались региональные межведомственные координационные научные советы. Один из первых таких советов был создан в 1979 г., он координировал научные исследования по Ленинграду и Ленинградской области. Однако проблема ведомственной разобщенности научных сил не была решена.
Одной из центральных научно-технических задач в 70-е годы было обеспечение энергетических потребностей страны. Выросла роль атомной энергетики, построен ряд мощных атомных реакторов для исследовательских целей, электростанций, энергетических установок ледокольного флота. Эта работа проводилась под научным руководством академика Александрова.
Большое внимание уделялось развитию нефтегазовой энергетики. Новые методы геофизической разведки полезных ископаемых позволили открыть и начать разработку крупных месторождений нефти и газа.
В целом советские ученые внесли большой вклад в развитие экономики страны, но научный потенциал использовался недостаточно эффективно, особенно отраслевых институтов, где было сосредоточено более половины всех ученых страны. Низкие результаты деятельности этих институтов влияли и на уровень научно-технической оснащенности отраслей народного хозяйства. Оторванность науки от нужд производства, слабая восприимчивость производства к научно-техническим открытиям — эти проблемы были порождены существовавшей системой управления экономикой. Многие научные открытия, крупные изобретения годами не находили практического применения, так как ведомства и руководители, от которых зависело решение ряда вопросов, не были заинтересованы в их внедрении.
Список литературы: https://magref.ru, http://studentu-vuza.ru