Культура арабского Халифата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света

Вложенные файлы: 1 файл

Культура арабского Халифата.docx

— 25.38 Кб (Скачать файл)

Культура арабского  Халифата.

В истории  великих культур классическая арабо-мусульманская  занимает одно из важнейших мест. В  свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах  от Индии до Испании, включающих Ближний  и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим  звеном между культурой античности и средневекового Запада. Арабо-мусульманская  культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма. Арабский Халифат  – название государства, образовавшегося  в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно  связано с появлением Халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов. Помимо собственно арабского  элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов  Северной Африки и т.д. Арабы освоили  и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила  своеобразие и собственные древние  традиции. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама – одной из трёх наиболее распространённых религий мира, которая представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру. Культура ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.

Ислам стал законом, определяющим социальную структуру  и мораль общества, обоснование которых  находится в Коране, главной священной  книги мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных  пророком Мухаммедом в городах Мекка  и Медина. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то продиктованный им свод моральных правил и законов  обладает абсолютной истинностью, вечностью  и неизменностью. Они пригодны “для всех времен и народов”. Текст Корана содержит 114 сур, причем самые длинные  суры помещены в начале книги, короткие – в конце. Кроме непосредственно  религиозных и мифологических сюжетов, Коран содержит этнографические  сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности отправления  культа), религиозно-правовые предписания, касающиеся имущественных, семейно-брачных  отношений.

После смерти Мухаммеда в исламе возникли два  новых течения: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна –  свод обычаев и правил поведения  мусульманской общины –являла собой практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. В ходе эволюции ислама возник суфизм – мусульманский мистицизм. Суфии – исламские мистики – не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена Аллаху и отсюда их нестандартное поведение – от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.

Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию  и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как  Византия и Персия. В более поздние  времена в орбиту ислама вошли  другие народы – персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что  ислам стал мировой религией. Возникла единая, хотя и состоящая из множества  народов, крупная “мусульманская общность”  – умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом  смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом  и человеком. Богослужение может  совершать любой член уммы, религиозной общности людей, объекта заботы и внимания Аллаха, которая является формой социальной организации верующих. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей (“пять столпов ислама”): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества.

Семья для  мусульманина важнее государства, национальное самосознание у него развито слабее, чем клановые, “местнические” связи  и сознание своей приверженности к вере. Это связано с особенностями  ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь  семьи и рода. Быт и семья  у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у  христиан, поскольку это те сферы, которые регулировались священным законом, а не светскими уложениями; сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. “Дом” для мусульманина – это область его господства и свободы, и значит он для него больше, чем для представителя любой другой религии. Государственно-национальная принадлежность для самосознания мусульман всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности. С этими особенностями исламского вероучения связано и понимание человеческого предназначения. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, поскольку для него все, что “само...”, является атрибутом Аллаха.

В соответствии с традицией – хадисом, приписываемой  пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая “поиск знания от колыбели до гроба”. Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной художественной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма исламской культуры). Халифы и эмиры различных провинций колоссальной мусульманской империи опекали науку и философию, способствовали развитию искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского Халифата.

Существенным  элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная  книга ислама, по мнению правоверных  мусульман, была дана пророку Мухаммеду  в “откровении” именно на арабском языке (а многие из них считают, что  именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С  этого началось взаимодействие этих двух составляющих частей арабо-мусульманской  культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

С начала своего развития в VII в. на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив  далеко позади европейскую науку  и культуру того периода. Ее успешному  развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым  пользовались при изложении своих  трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а  не только арабы. Именно на этом языке  были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и  юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в  мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Первыми центрами науки в мусульманском  мире были мечети – своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным  и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность  в истории арабо-мусульманской  науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и др. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: “Лицезрение ученых равнозначно молитве”, а его племянник Али говорил: “Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден”. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Особенно  славен багдадский период, известный  сказочной роскошью халифов. “Золотым веком” арабской культуры называют время  правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (вспомним сказки “Тысяча и одна ночь”), поэзии и учености. В то время был создан и знаменитый Дом науки в Багдаде – просветительское учреждение, объединявшее академию, библиотеку и обсерваторию.

В области  точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой  уходят в Индию, была воспринята и  распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окиси серы и азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма  высокий уровень у арабов имела  медицина, ее достижения в различных  областях длительное время питали европейскую  медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и “Канон медицины” знаменитого Ибн Сины (Авиценны) (980-1037). Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих “Книге исцелений” и “Каноне врачебной науки” он обобщил достижения медицины того времени. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат “Ташриф” положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др. Его считают предвестником экспериментальной медицины.

Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь  в виду при рассмотрении арабо-мусульманской  философии. Ярким примером такой  тенденции к синтезу служит знаменитое произведение “Тысяча и одна ночь”  – сборник арабских сказок, отразивший систему ценностей светской арабской культуры IX-X вв. В этих сказках ярко отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения.

Связь между  гуманитарными науками и литературой  обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах великого ученого аль-Бируни (умер в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи ещё одного крупного философа Халифата Аверроиса (Мухаммеда ибн Рушди), представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, в которой аверроизм был весьма важным философским течением.

Арабо-мусульманская  культура не создала пластических искусств, к которым относятся живопись и скульптура в европейском или  античном понимании. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству. В исламской живописи царит орнамент и абстракция. Эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской  культуре были художественная каллиграфия  и миниатюрная живопись. Искусство  каллиграфии в мире ислама считалось  самым благородным искусством, а  каллиграфы имели свои “академии” и пользовались большим почетом. Каллиграфия – наиболее благородное  визуальное искусство ислама – имеет  функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как  представляет видимое тело божественного  Слова. В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали  целые стены дворцов и мечетей  затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и  геометрическими узорами.

Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и  диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска – специфический мусульманский орнамент. Арабеска благодаря чёткой ритмической основе имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В Х в. здания стали украшать арабесками.

Как все  виды мусульманской культуры, архитектура  в странах Халифата развивалась  на основе слияния арабских традиций с мест ными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии, голубая мечеть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковров. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука и философия древних  греков дошли до европейцев в большей  степени через мусульманских  мыслителей. Многое из того, что традиционно  принято считать достижениями европейской  культуры, справедливее было бы отнести  к достижениям мусульманской. Даже термин “гуманность”, т.е. “человечность”, впервые появился на мусульманском  Востоке. Его автором был великий  персидский поэт Саади (XIII в.).

Информация о работе Культура арабского Халифата