Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:05, реферат
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.
Культура древней Руси |
Под культурой мы понимаем
совокупность материальных и духовных
ценностей, создаваемых человечеством
в процессе его общественно-трудовой
практики. Говоря о материальной культуре,
мы имеем в виду развитие орудий
труда, техники, машин, строительства
и т.д. К духовной культуре относятся
наука , образование, идеология, литература,
искусство.
Культура Древней Руси имела высокий уровень
развития. Многие памятники древнерусской
культуры до нас не дошли, они погибли
в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились
преимущественно церкви, соборы, иконы,
литература, предметы религиозного культа.
В основе культуры Древней Руси лежит
культурное наследие восточнославянских
племен. Влияние на нее
оказывали кочевые народы, варяги. Большое
влияние на культуру Древней Руси оказало
принятие христианства, а также Византия,
страны Западной Европы.
Письменность на Руси существовала еще
до принятия христианства (так например,
текст договора Олега с греками в 911 г.
был написан на русском и греческом языках).
К моменту принятия христианства сложился
алфавит. Принятие христианства способствовало
распространению грамотности, развитию
письменности, просвещения.
О широком развитии письменности свидетельствуют
надписана ремесленных изделиях: женщины
подписывали прялица, гончары - глиняные
сосуды, сапожник на колодках вырезал
имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами
впервые были обнаружены в Новгороде берестяные
грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде,
Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других
городах. Среди грамот есть хозяйственные
документы, письма, завещания.
При Ярославе Мудром была открыта школа
в Киеве, где обучалось более 300 детей.
Получила образование его дочь - Анна -
одна из первых грамотных женщин, ставшая
королевой Франции.
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых
имеют точную дату написания. Древнейшая
из них - «Остромирово евангелие», она
была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского
посадника Остромира. В то время писали
на пергаменте, на специально выделанной
телячьей коже. Текст начинали писать
с большой красной буквы - заставки. Книги
украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые
листы книги переплетали, закладывали
между двумя досками, которые обтягивали
кожей. Книги стоили очень дорого,
их тщательно хранили, передавали по наследству.
Кроме переписки религиозных текстов,
переводов на древнерусский язык с греческого
и латыни, создавались также оригинальные
сочинения русских авторов. В отличие
от европейских стран, где латинский язык
был признан государственным, на Руси
писали на родном языке.
В этот период был создан целый ряд выдающихся
произведений. Среди них: «Повесть временных
лет», «Поучения Владимира Мономаха»,
«Моления Даниила Заточника» и др. В период
феодальной раздробленности ведущей идеей
в литературе была идея единства Русской
земли. Описаниями княжеских междуусобиц,
идеей единой сильной великокняжеской
власти полны «Псковская», «Новгородская»,
«Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие
летописи. Особое место среди произведений
этого периода занимает «Слово о полку
Игореве», гордость нашей литературы.
Наряду с письменной литературой широкое
распространение имело устное народное
творчество, прежде всего былины, повествующие
о ратном и созидательном труде нашего
народа.
Высокого уровня развития достигла архитектура.
Сохранилось более 60 памятников архитектуры
домонгольского периода. До конца X в. на
Руси не было монументального каменного
зодчества. Постройки были деревянными.
Одним из первых каменных сооружений была
двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы
в Киеве (Десятинная церковь), возведенная
греческими мастерами в конце X в. В середине
XI в. при Ярославе Мудром был сооружен
Софийский собор с 13 куполами и Золотые
ворота в Киеве. Затем Софийские соборы
были сооружены в Новгороде и Полоцке.
На территории Руси известно 15 каменных
храмов XI - начале XII вв. подобного стиля.
В период феодальной раздробленности
складывались различные архитектурные
стили. Большинство храмов одноглавые.
Мозаичные изображения уступают место
фрескам. Отличия в архитектуре в основном
связаны со строительным материалом, используемым
в той или иной местности. Так в Новгороде
широко
использовался известняк. Наиболее древними
памятниками Новгорода являются соборы
монастырей Юрьева и Антоньева, церковь
Спаса на реке Нередине.
В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской
земле и Галицко-Волынской Руси основным
стройматериалом был белый камень. Характерные
черты белокаменной архитектуры: изысканность,
стройность, устремленность ввысь, богатая
декоративность. Из памятников архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси наиболее
известны Золотые ворота, Успенский и
Дмитровский соборы во Владимире, остатки
дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова
на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского,
Суздаля, Юрьева-Польского. Внутри храмов
стены были богато украшены фресками и
мозаиками. Фреска - это живопись водяными
красками по сырой штукатурке. В Софийском
соборе в Киеве сохранились изображения
сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые
сцены с изображением охоты, скоморохов,
ряженых и т.п. Мозаика - изображение, выполненное
из кусочков камня, мрамора, керамики,
смальты. Древняя Русь использовала смальту
(специальный стекловидный материал).
В мозаике выполнена огромная фигура богоматери
Оранты (Киевская София).
Украшением храмов были иконы. Также как
фрески и мозаики первые иконы на Руси
были выполнены греческими мастерами.
Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской
богоматери», выполненная неизвестным
греческим художником на рубеже XI-XII вв.
(хранится в Третьяковской галерее). Иконы
того времени являлись принадлежностью
храмов и были больших размеров. До нас
дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий,
Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных
княжеств-государств в живописи складывались
местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.
Монументальная скульптура языческих
времен не получила распространения, так
как преследовалась церковью. Первые светские
скульптурные памятники появились на
Руси лишь в XVIII в.
* * *
Таким образом, IX-XIII века стали периодом
складывания русского государства, самого
крупного в средневековой Европе. Его
создание проходило в условиях почти непрерывных
войн с кочевниками, нападавшими с Востока,
с германо-шведскими феодалами, наступавшими
с Запада, с Византией, осевшей на южных
рубежах. Находясь на середине торговых
путей Северо-Западной Европы с Византией
и Средней Азией, русское государство
быстро развивалось, крепло, становилось
могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской
раздробленности и совпавшее по времени
нашествие монголо-татарских завоевателей
привели к распаду Киевской Руси. Она была
растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими
князьями и прошла долгий и мучительный
путь, пока не возродилась в лице Московского
княжества, ставшего центром объединения
русских земель, и не превратилась в Российскую
империю.
Политический строй древней Руси
В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
Великие князья постепенно
утрачивали черты военных вождей
(присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими
правителями, принимали участие
в разработке законов, организации
суда, торговли. В обязанности князя
входили функции обороны
Князь правил при помощи
дружины, костяк которой составляла
гвардия из наемников (вначале варяги,
в киевский период - кочевники). Отношения
между князем и дружинниками носили
вассальный характер. Князь считался
первым среди равных. Дружинники были
на полном содержании и проживали
на княжеском дворе. Они подразделялись
на старших и младших. Старшие
дружинники назывались боярами, из их
числа назначались
К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.
Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
Вечевые собрания, являвшиеся
элементом народного
В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный
процесс, применяемый как в гражданских,
так и в уголовных делах. Каждая
из сторон доказывала свою правоту. Главную
роль играли показания свидетелей.
Князья и их посадники выполняли
функции посредников между
Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
Документ включал в
себя свод уголовных и гражданских
законов. По гражданским делам «Русская
Правда» устанавливала суд
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)
Предпосылки:
- экономические причины,
в частности усиление
- развивалась феодальная экономика. Сельскохозяйственное
производство характеризуется в данный
период все большим распространением
пашенной системы, которая становится
в центральных районах страны преобладающим
способом обработки земли. Пашенная система
постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее
значение имело постоянное расширение
посевных площадей за счет освоения новых
и ранее заброшенных земель. Растущая
потребность в сельскохозяйственных орудиях
влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно
идет процесс отделения ремесла от сельского
хозяйства. Возникает потребность в обмене
продуктами труда между ремесленником
и крестьянином. На базе этого обмена создаются
местные рынки. Установлению внутренних
экономических связей способствовало
развитие внешней торговли. Все это настоятельно
требовало политического объединения
русских земель, создания единого государства.
- Другой предпосылкой объединения русских
земель было обострение социально-классовых
противоречий. Подъем сельского хозяйства
побуждал феодалов усиливать эксплуатацию
крестьян. Они стремились не только экономически,
но и юридически закрепить крестьян за
своими вотчинами и поместьями, закрепостить
их. Такая политика, естественно, вызывала
сопротивление крестьянских масс. Феодалам
нужны были гарантии того, что процесс
закрепощения будет доведен до конца.
Эта задача могла быть решена только мощным
централизованным государством.
- внешняя опасность, которая заставляла
русские земли сплачиваться перед лицом
общего врага. Примечательно, что процесс
государственной консолидации сделал
возможным Куликовскую битву, с которой
начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского
ига. Когда же при Иване III удалось собрать
почти все русские земли, это иго было
окончательно свергнуто.
1. Москва — центр объединения русских земель
Причины возвышения Москвы
Татаро-монгольское
нашествие и золотоордынское
иго привели к тому, что центр
русской экономической и
Московское княжество по сравнению с другими русскими землями занимало более выгодное географическое положение. Она находилась на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для военных целей. На наиболее опасных направлениях, откуда могла возникнуть агрессия, Москва была прикрыта другими русскими землями, что также привлекало сюда жителей, позволяло московским князьям собирать и накапливать силы.
Значительную роль в судьбе Московского княжества сыграла и активная политика московских князей. Будучи младшими князьями, владельцы Москвы не могли надеяться занять великокняжеский стол по старшинству. Их положение зависело от их собственных действий, от положения и силы их княжества. Они становятся самыми "образцовыми" князьями, а свое княжество превращают в самое сильное.
Предпосылки объединения русских земель
К XIV в. складываются
предпосылки объединения
Процесс образования централизованных (национальных) государств в Европе в эту эпоху был связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономических связей между различными регионами и появлением буржуазных отношений. Экономический подъем был заметен и на Руси в XIV-XV вв., он сыграл немалую роль в формировании централизованного государства, однако, в целом, это формирование происходило, в отличие от Европы, на чисто феодальной основе. Большую роль в этом процессе сыграли интересы бояр, вотчины которых перерастали границы княжеств. Наконец, важнейшую, если не решающую роль в объединительном процессе сыграла борьба против внешней — в первую очередь, ордынской — опасности.
2. Борьба Москвы за великое княжение Владимирское
Первые московские князья
Первым самостоятельным
московским удельным князем, родоначальником
московской княжеской династии, стал
в 1276 г. младший сын Александра Невского
Даниил (1276-1303). Получив небольшой
и небогатый удел, он значительно
расширил его. Первостепенное значение
для торговли московского княжества
имел контроль за всем течением реки Москвы.
Решая эту задачу, Даниил Александрович
в 1301 г. отнимает у рязанского князя
Коломну, расположенную в устье
Москвы-реки. В 1302 г. Даниилу Московскому
был завещан Переяславский
При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси. Юрий вступил в борьбу за великое княжение Владимирское.
Главными соперниками московских князей в этой борьбе были тверские князья, которые как представители более старшей ветви имели больше прав на великокняжеский стол. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил князь Михаил Ярославич Тверской (1304-1319). Этот князь стремился к полновластному правлению во всей Руси, несколько раз пытался силой подчинить себе Новгород. Однако усиление какого-либо одного русского княжества было невыгодно Золотой Орде.
В 1315 г. в Орду был вызван московский князь Юрий. Женитьба на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении Агафия) укрепила его положение. Князь Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. Для поддержки московского князя с ним было направлено ордынское войско.
Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от великого княжения в пользу московского князя. Однако разорения, которым подвергались тверские земли со стороны московского и ордынского войска, привели к военным столкновениям между московскими и ордынскими отрядами, с одной стороны, и тверскими дружинами — с другой. Во время одного из таких столкновений московские войска были разбиты; брат князя Юрия и его жена попали в плен к тверичам. Загадочная смерть московской княгини в тверском плену породила слухи об ее отравлении.
Не желая обострять отношений с ханом Узбеком, Михаил Тверской заключил с татарами мир. В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославич был обвинен в неуплате дани, отравлении ханской сестры, непослушании ханскому послу и казнен. Князь Юрий вновь получил ярлык на великое княжение.
В 1325 г. в ханской
ставке Юрий Данилович был убит старшим
сыном Михаила Тверского
Вместе с великим
князем Александром Михайловичем Тверским
хан Узбек послал своего племянника
Чолхана (на Руси его называли Щелканом)
в качестве сборщика дани. Он должен
был также осуществлять постоянный
контроль за великим князем. Произвол
и насилие, которыми сопровождался
сбор дани отрядом Чолхана, вызвал мощное
восстание 1327 г. Татарский отряд
был полностью истреблен
Иван Калита
Этим воспользовался
московский князь Иван Данилович
Калита (1325-1340). Он присоединился к
карательной экспедиции, организованной
ордынцами. В результате этой меры Тверская
земля подверглась такому погрому,
что надолго вышла из политической
борьбы. Князь Александр Михайлович
бежал сначала в Псков, а позже
в Литву. Правившие в Твери
младшие сыновья Михаила