Культура древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Краткое описание

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древней Руси.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Культура древней Руси


Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством  в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства  и т.д. К духовной культуре относятся  наука , образование, идеология, литература, искусство.  
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее  
оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.  
Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.  
О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.  
При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.  
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого,  
их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.  
В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.  
Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.  
Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - начале XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко  
использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.  
В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского. Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п. Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).  
Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской богоматери», выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.  
Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.  
* * *  
Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

 

Политический  строй древней Руси

В исторической науке разделились  мнения по поводу характера политического  строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное  государство, сохранявшее пережитки  родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими  правителями, принимали участие  в разработке законов, организации  суда, торговли. В обязанности князя  входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации  военных походов, заключения международных  договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения  между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали  на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие  дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители  высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре  составляли княжеский совет, который  принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся  полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий  князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное  право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему  землях. После смерти великого князя  власть передавалась по старшинству  от брата к брату. Это приводило  к распрям, так как зачастую великий  князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских  съездах.

Постепенно племенные  сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности  она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой  федерацию городов-государств во главе  с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых  городские жители решали вопросы  войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и  др. Руководили ими представители  знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих  киевских князей (из 50) были избраны  на вече. По мере укрепления княжеской  власти роль последних снижалась. К  середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного  ополчения.

В древнерусском государстве  не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими  видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались  на собственное право.

В суде преобладал обвинительный  процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную  роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли  функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших  дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого  на основе еще более древнего свода  законов.

Документ включал в  себя свод уголовных и гражданских  законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась  новыми статьями во времена правления  Ярославичей (вторая половина 11 в.) и  Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки:

- экономические причины,  в частности усиление экономических  связей между русскими землями  
- развивалась феодальная экономика. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее значение имело постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки. Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства.  
 
- Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий. Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.  
 
- внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига. Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Москва — центр объединения  русских земель

Причины возвышения Москвы

Татаро-монгольское  нашествие и золотоордынское  иго привели к тому, что центр  русской экономической и политической жизни переместился на северо-восток бывшей Киевской державы. Здесь, во Владимиро-Суздальской  Руси, возникают крупные политические центры, среди которых ведущее  место заняла Москва, возглавившая борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских  земель.

Московское княжество  по сравнению с другими русскими землями занимало более выгодное географическое положение. Она находилась на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для  военных целей. На наиболее опасных  направлениях, откуда могла возникнуть агрессия, Москва была прикрыта другими  русскими землями, что также привлекало сюда жителей, позволяло московским князьям собирать и накапливать  силы.

Значительную роль в судьбе Московского княжества  сыграла и активная политика московских князей. Будучи младшими князьями, владельцы  Москвы не могли надеяться занять великокняжеский стол по старшинству. Их положение зависело от их собственных  действий, от положения и силы их княжества. Они становятся самыми "образцовыми" князьями, а свое княжество превращают в самое сильное.

Предпосылки объединения  русских земель

К XIV в. складываются предпосылки объединения русских  земель.

Процесс образования  централизованных (национальных) государств в Европе в эту эпоху был  связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономических  связей между различными регионами  и появлением буржуазных отношений. Экономический подъем был заметен  и на Руси в XIV-XV вв., он сыграл немалую  роль в формировании централизованного  государства, однако, в целом, это  формирование происходило, в отличие  от Европы, на чисто феодальной основе. Большую роль в этом процессе сыграли  интересы бояр, вотчины которых перерастали  границы княжеств. Наконец, важнейшую, если не решающую роль в объединительном  процессе сыграла борьба против внешней  — в первую очередь, ордынской  — опасности.

2. Борьба Москвы за великое  княжение Владимирское

Первые московские князья

Первым самостоятельным  московским удельным князем, родоначальником  московской княжеской династии, стал в 1276 г. младший сын Александра Невского Даниил (1276-1303). Получив небольшой  и небогатый удел, он значительно  расширил его. Первостепенное значение для торговли московского княжества  имел контроль за всем течением реки Москвы. Решая эту задачу, Даниил Александрович  в 1301 г. отнимает у рязанского князя  Коломну, расположенную в устье  Москвы-реки. В 1302 г. Даниилу Московскому  был завещан Переяславский удел, который был окончательно присоединен  к Москве его сыном Юрием Даниловичем (1303-1325). В 1303 г. к Москве был присоединен  Можайск, входивший до этого в  состав Смоленского княжества.

При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним  из сильнейших в Северо-Восточной  Руси. Юрий вступил в борьбу за великое  княжение Владимирское.

Главными соперниками  московских князей в этой борьбе были тверские князья, которые как представители  более старшей ветви имели  больше прав на великокняжеский стол. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил князь Михаил Ярославич  Тверской (1304-1319). Этот князь стремился  к полновластному правлению во всей Руси, несколько раз пытался силой  подчинить себе Новгород. Однако усиление какого-либо одного русского княжества  было невыгодно Золотой Орде.

В 1315 г. в Орду был  вызван московский князь Юрий. Женитьба на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении Агафия) укрепила его положение. Князь  Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. Для поддержки  московского князя с ним было направлено ордынское войско.

Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от великого княжения в пользу московского князя. Однако разорения, которым подвергались тверские земли со стороны московского  и ордынского войска, привели к  военным столкновениям между  московскими и ордынскими отрядами, с одной стороны, и тверскими  дружинами — с другой. Во время  одного из таких столкновений московские войска были разбиты; брат князя Юрия и его жена попали в плен к тверичам. Загадочная смерть московской княгини  в тверском плену породила слухи  об ее отравлении.

Не желая обострять  отношений с ханом Узбеком, Михаил Тверской заключил с татарами мир. В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославич был обвинен  в неуплате дани, отравлении ханской  сестры, непослушании ханскому послу  и казнен. Князь Юрий вновь получил  ярлык на великое княжение.

В 1325 г. в ханской  ставке Юрий Данилович был убит старшим  сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на великое княжение был отдан тверским князьям. Политика передачи ярлыка князьям  из соперничающих родов позволяла  ордынским ханам препятствовать объединению усилий русских князей, давала повод для частой присылки на Русь ордынских отрядов, чтобы  держать под контролем ситуацию в русских землях.

Вместе с великим  князем Александром Михайловичем Тверским хан Узбек послал своего племянника Чолхана (на Руси его называли Щелканом) в качестве сборщика дани. Он должен был также осуществлять постоянный контроль за великим князем. Произвол и насилие, которыми сопровождался  сбор дани отрядом Чолхана, вызвал мощное восстание 1327 г. Татарский отряд  был полностью истреблен тверичами.

Иван Калита

Этим воспользовался московский князь Иван Данилович  Калита (1325-1340). Он присоединился к  карательной экспедиции, организованной ордынцами. В результате этой меры Тверская земля подверглась такому погрому, что надолго вышла из политической борьбы. Князь Александр Михайлович бежал сначала в Псков, а позже  в Литву. Правившие в Твери  младшие сыновья Михаила Тверского  Константин и Василий не могли  бороться с сильным и хитрым московским князем. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках московского  князя. Кроме ярлыка, Иван Калита получил  право сбора ордынского выхода (дани), система басмачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. По образному выражению В.О.Ключевского, не будучи мастером, бить свою братию, князей, мечом, Иван Калита получил возможность бить ее рублем.

Информация о работе Культура древней Руси