Культура повседневности в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:04, доклад

Краткое описание

Семнадцатый век занял особое место в русской истории. Он оказался переходным периодом от Московского царства XVI в. к Российской империи XVIII в. Исторические события и явления, происходившие в XVII в., подготовили преобразования Петра I.

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Семнадцатый век занял особое место в русской  истории. Он оказался переходным периодом от Московского царства XVI в. к Российской империи XVIII в. Исторические события и явления, происходившие в XVII в., подготовили преобразования Петра I. На это обратил внимание крупнейший русский историк ХIХ в. С. М. Соловьев. Он писал о том, что Россия начинала медленно вступать на путь европейского развития, что в XVII в. в обществе осознается неизбежность и необходимость этого поворота. "Старая Россия оканчивалась, начиналась Новая". Продолжая эти рассуждения, другой выдающийся русский историк В. О. Ключевский писал о том, что с XVII века начинается новый период русской истории, когда начинает формироваться облик будущей, современной Ключевскому, России.

 

Культура повседневности – мода

Мужская мода

  • В  XVII веке Россия ещё не опиралась на моду Запада. Терлик, турский кафтан, становый кафтан, зипун, платно, опашень и кожух, исключительно употреблялись при дворе.  Терлик во всем похож на ферезь, но был с перехватом; спереди делались короткие петли; от шеи вдоль обеих пол по подолу и рукавам обшивали серебряным и золотым гасом, унизывали жемчугом и каменьями. Рукава шили короче ферези и без сборок. Турский кафтан - длинное платье без воротника и петель; правую полу закидывали за левую, застегивали у шеи и на левом боку. Становый кафтан был во всем подобен турскому, с широкими и недлинными рукавами; вверху застегивали запонкой и полы забирали за полы, шили преимущественно из шелковых материй. Зипун то же, что кафтан, но с короткими петлями и без козыря. Зипуны подбивались мехом и украшались стоячим ожерельем вокруг шеи, осыпанным жемчугом и каменьями.

Зипун

 

  • Платно во многом сходствовало с ферезью; оно имело короткие рукава и застегивалось короткими петлями; надевали на становый кафтан и носили одни государи, потому шили только из бархата и парчи; вокруг унизывали кружевами из жемчуга и дорогих каменьев. Опашень, похожий на платно, шился с короткими рукавами. Кожух был то же, что опашень, но подбивался мехом. Становый кафтан, опашень, платно и кожух носили государи и царевичи. Кафтан, зипун и кафтан турский подпоясывались кушаками и поясами. Старинные русские одежды имели внизу боковых пол прорези, которые застегивались петлицами. Также в России впервые появился стоячий воротник-козырь.

 кафтан с воротником-козырем

 

Головные уборы 

  • Меховая шапка постепенно вытягивалась, и из нее образовалась высокая горлатная шапка, которую носили в XVII веке бояре в парадных случаях. Так называемую мурмолку - шапку с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди. Шапка-колпак, подбитая мехом, иногда разрезанная спереди, была в моде и в XVI, и в XVII веках. Все шапки, кроме горлатных, очень часто снабжались металлическими украшениями в виде перьев, которые «развевались вверх и вниз».

 

 Шапка Мурмолка

 

Перчатки

  • Люди всех сословий носили рукавицы, и, смотря по состоянию, они были кожаные, суконные и бархатные, с серебряными и золотыми узорами; делались, однако, холодные, теплые и перчатые. От последних произошло название перчаток. Для зажиточных купцов, дворян, бояр и великих князей рукавицы шились из сукна и бархата, подбивались мехом с собольей опушкою; рукавицы перчатые были атласные, суконные, оленьи, лосиные и вязанные из шелка. Их иногда подбивали мехами и атласом; при них носили дорогие запястья, низанные жемчугом и шитые волоченым золотом с шелками; по краям нашивалась бахрома.

 

 

Женская одежда

  • Женская старая русская одежда, состояла из рубахи, спускающейся ниже колен и застегивающейся у ворота серебряной круглой (иногда с камнем) запоной. Рукава ее были иногда длинные и узкие, иногда - короткие и широкие, собранные у локтя или ниже его. Эта рубаха очень часто отделывалась вышивками у ворота, на рукавах ниже плеч, на концах рукавов и по подолу. Зимой вместо душегреи носили короткие шубки, шугаи, перехваченные на талии, с крутыми складками (борами) сзади и с длинными узкими рукавами или же длинные шубки, ниже колен.

 Женские шубы

 

 

 

  • Поверх рубахи надевался сарафан, висевший на плечах на широких или узких лямках. Старые сарафаны застегивались спереди серебряными, медными, украшенными каменьями пуговицами сверху донизу. Иногда к ним пришивались сзади длинные, узкие фальшивые рукава. Длинные сарафаны, начинающиеся от горла, иногда с широкими, а иногда длинными и узкими рукавами назывались летниками и делались без разреза и застежки спереди. В теплые дни поверх сарафана надевалась душегрея на лямках, спускавшаяся немного ниже талии; она бывала или в крутую складку, или гладкая.

 сарафан с душегрейкой

  • Отличительной чертой русских женских нарядов XVII века были длинные рукава, соединенные с подолом платья. Простые крестьянские женщины, когда хотят нарядиться, то, по словам Флетчера, «надевают красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимою, а летом только две рубахи, одна на другую, и дома, и выходя со двора. На головах носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, большею частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы».
  • Охабень - верхняя женская одежда

 

Царская одежда

 

  • Царь в обыкновенных случаях одевался, как и бояре. «Выходная» царская одежда состояла: летом - из легкого шелкового опашня, золотной шапки с меховым околом, зимою - из шубы и горлатной лисьей шапки, осенью и в сырую погоду - из суконной однорядки. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд - сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос).
  • Во время больших праздников и в торжественных случаях царь надевал наряд царский. При приеме иностранных послов переменяли по нескольку раз кафтаны. Недостаточные получали из казны золотые, серебряные, парчовые и из персидской ткани одежды и высокие шапки из черного лисьего меха. Это великолепие изумляло иноземцев; они говорили единогласно, что царский двор был облит в золото. Иные представлялись ко двору в цветном платье, шитом из обьяри, камлота или тонкого сукна с золотыми нашивками; голову покрывали черной шапкою.

            Верх шубы царя Алексея Михайловича

 

 

  • В России 17 века были свои взгляды и вкусы на одежду. Но некоторые детали были и с Запада даже в это время. Например стоячие воротники-козыри. Жители России не боялись недопонимания с Запада. Ведь  у всех стран свои вкусы.

Информация о работе Культура повседневности в Росии