Семнадцатый
век занял особое место в русской
истории. Он оказался переходным периодом
от Московского царства XVI в. к Российской
империи XVIII в. Исторические события и
явления, происходившие в XVII в., подготовили
преобразования Петра I. На это обратил
внимание крупнейший русский историк
ХIХ в. С. М. Соловьев. Он писал о том, что
Россия начинала медленно вступать на
путь европейского развития, что в XVII в.
в обществе осознается неизбежность и
необходимость этого поворота. "Старая
Россия оканчивалась, начиналась Новая".
Продолжая эти рассуждения, другой выдающийся
русский историк В. О. Ключевский писал
о том, что с XVII века начинается новый период
русской истории, когда начинает формироваться
облик будущей, современной Ключевскому,
России.
Культура повседневности
– мода
Мужская мода
- В XVII веке Россия ещё не опиралась на моду Запада. Терлик, турский кафтан, становый кафтан, зипун, платно, опашень и кожух, исключительно употреблялись при дворе. Терлик во всем похож на ферезь, но был с перехватом; спереди делались короткие петли; от шеи вдоль обеих пол по подолу и рукавам обшивали серебряным и золотым гасом, унизывали жемчугом и каменьями. Рукава шили короче ферези и без сборок. Турский кафтан - длинное платье без воротника и петель; правую полу закидывали за левую, застегивали у шеи и на левом боку. Становый кафтан был во всем подобен турскому, с широкими и недлинными рукавами; вверху застегивали запонкой и полы забирали за полы, шили преимущественно из шелковых материй. Зипун то же, что кафтан, но с короткими петлями и без козыря. Зипуны подбивались мехом и украшались стоячим ожерельем вокруг шеи, осыпанным жемчугом и каменьями.
Зипун
- Платно во многом сходствовало с ферезью; оно имело короткие рукава и застегивалось короткими петлями; надевали на становый кафтан и носили одни государи, потому шили только из бархата и парчи; вокруг унизывали кружевами из жемчуга и дорогих каменьев. Опашень, похожий на платно, шился с короткими рукавами. Кожух был то же, что опашень, но подбивался мехом. Становый кафтан, опашень, платно и кожух носили государи и царевичи. Кафтан, зипун и кафтан турский подпоясывались кушаками и поясами. Старинные русские одежды имели внизу боковых пол прорези, которые застегивались петлицами. Также в России впервые появился стоячий воротник-козырь.
кафтан с воротником-козырем
Головные уборы
- Меховая шапка постепенно вытягивалась, и из нее образовалась высокая горлатная шапка, которую носили в XVII веке бояре в парадных случаях. Так называемую мурмолку - шапку с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди. Шапка-колпак, подбитая мехом, иногда разрезанная спереди, была в моде и в XVI, и в XVII веках. Все шапки, кроме горлатных, очень часто снабжались металлическими украшениями в виде перьев, которые «развевались вверх и вниз».
Шапка Мурмолка
Перчатки
- Люди всех сословий носили рукавицы, и, смотря по состоянию, они были кожаные, суконные и бархатные, с серебряными и золотыми узорами; делались, однако, холодные, теплые и перчатые. От последних произошло название перчаток. Для зажиточных купцов, дворян, бояр и великих князей рукавицы шились из сукна и бархата, подбивались мехом с собольей опушкою; рукавицы перчатые были атласные, суконные, оленьи, лосиные и вязанные из шелка. Их иногда подбивали мехами и атласом; при них носили дорогие запястья, низанные жемчугом и шитые волоченым золотом с шелками; по краям нашивалась бахрома.
Женская одежда
- Женская старая русская одежда, состояла из рубахи, спускающейся ниже колен и застегивающейся у ворота серебряной круглой (иногда с камнем) запоной. Рукава ее были иногда длинные и узкие, иногда - короткие и широкие, собранные у локтя или ниже его. Эта рубаха очень часто отделывалась вышивками у ворота, на рукавах ниже плеч, на концах рукавов и по подолу. Зимой вместо душегреи носили короткие шубки, шугаи, перехваченные на талии, с крутыми складками (борами) сзади и с длинными узкими рукавами или же длинные шубки, ниже колен.
Женские шубы
- Поверх рубахи надевался сарафан, висевший на плечах на широких или узких лямках. Старые сарафаны застегивались спереди серебряными, медными, украшенными каменьями пуговицами сверху донизу. Иногда к ним пришивались сзади длинные, узкие фальшивые рукава. Длинные сарафаны, начинающиеся от горла, иногда с широкими, а иногда длинными и узкими рукавами назывались летниками и делались без разреза и застежки спереди. В теплые дни поверх сарафана надевалась душегрея на лямках, спускавшаяся немного ниже талии; она бывала или в крутую складку, или гладкая.
сарафан с душегрейкой
- Отличительной чертой русских женских нарядов XVII века были длинные рукава, соединенные с подолом платья. Простые крестьянские женщины, когда хотят нарядиться, то, по словам Флетчера, «надевают красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимою, а летом только две рубахи, одна на другую, и дома, и выходя со двора. На головах носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, большею частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы».
- Охабень - верхняя женская одежда
Царская одежда
- Царь в обыкновенных случаях одевался, как и бояре. «Выходная» царская одежда состояла: летом - из легкого шелкового опашня, золотной шапки с меховым околом, зимою - из шубы и горлатной лисьей шапки, осенью и в сырую погоду - из суконной однорядки. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд - сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос).
- Во время больших праздников и в торжественных случаях царь надевал наряд царский. При приеме иностранных послов переменяли по нескольку раз кафтаны. Недостаточные получали из казны золотые, серебряные, парчовые и из персидской ткани одежды и высокие шапки из черного лисьего меха. Это великолепие изумляло иноземцев; они говорили единогласно, что царский двор был облит в золото. Иные представлялись ко двору в цветном платье, шитом из обьяри, камлота или тонкого сукна с золотыми нашивками; голову покрывали черной шапкою.
Верх шубы царя Алексея Михайловича
- В России 17 века были свои взгляды и вкусы на одежду. Но некоторые детали были и с Запада даже в это время. Например стоячие воротники-козыри. Жители России не боялись недопонимания с Запада. Ведь у всех стран свои вкусы.