Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат
В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердер говорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - «культура», - и поясняет важность проблемы: «... В каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановка вопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.
Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович
Термины
Даты
Можно только восхищаться
умением и талантливостью русских
мастеров, менее чем за столетие
усвоивших традиции западноевропейского
искусства, формировавшегося несколько
столетий. В России появляются произведения,
не уступающие европейским шедеврам,
и прославленные академии Европы
признают это: архитектора В. И. Баженова
избирают профессором Римской, членом
Флорентийской и Болонской
Что касается скульптуры,
то Россия в XVIII веке не имела преемственной
связи с традицией средних
веков, которая во всех западных странах
играла большую роль. Однако благодаря
усердию профессора Петербургской Академии
художеств французского скульптора Жилле
в конце XVIII века образовалась целая плеяда
русских мастеров. Шедевр Фальконе „Медный
всадник" также содействовал развитию
вкуса к этому виду искусства.
В художественной культуре
XVIII века возникают и развиваются
самые различные виды и жанры
искусства: круглая скульптура, пейзаж,
батальная живопись. Остановимся
подробнее на искусстве портрета
— жанре, наиболее полно выразившем
то новое, что появилось в художественной
культуре восемнадцатого столетия. Искусство
портрета определяется одной из главных
идей восемнадцатого столетия — идеей
прославления человечности и человека,
восхищения красотой его тела, ума,
чувств. Закономерен и повышенный
интерес к активной, деятельной,
просвещенной личности. Портретное искусство
стало средством выражения
Вот почему XVIII век
стал периодом высокого взлета русского
портрета. Подготовленное парсуной XVII
века в начале нового столетия расцветает
творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева.
Именно эти художники начинают формировать
новый образный язык русской портретной
живописи. И тот, и другой стремятся
передать реальный облик модели, показать
не только внешний вид, но и внутреннюю
жизнь портретируемого.
Эстафету приняли
художники середины века, освоившие
идейно-образную систему и язык новой
художественной культуры — И. Я. Вишняков,
А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Эти художники
создали мощный фундамент для
деятельности нового поколения мастеров,
поставивших русскую портретную
живопись в один ряд с лучшими
произведениями западноевропейского
искусства. Это поколение наиболее
полно представляют Ф. С. Рокотов, Д.
Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.
Развитие портретной
живописи на протяжении всего века
свидетельствует о своеобразной
демократизации художественной культуры
России. Это выражается, во-первых, в
расширении круга моделей: в первой
половине столетия это люди богатые,
знатные, близкие к императорскому
двору, во второй — литераторы и
актеры, зодчие и музыканты, ученые
и художники. Другими словами, во
второй половине столетия портрет отражает
ценность творческой личности, знаменитой
своим талантом и знаниями, а не
происхождением. Во-вторых, портрет
становится массовым явлением, он распространяется
по всей стране. Искусством портрета овладевает
множество провинциальных художников.
Ими создается обширная галерея
образов, включающая представителей почти
всех слоев населения различных
областей России. Теперь художники-портретисты
могут по праву гордиться результатами
своего творчества: они не только освоили
технику живописи, но и показали
высочайший уровень мастерства в
изображении внутреннего мира человека,
его характера и даже настроения.
Уже с самого начала
века новое буквально врывается
в самые различные виды искусства.
Русская архитектура осваивает
неизвестные ранее
Русский вкус в архитектуре
сказался не только в характере декораций
и стен, но и в общем расположении
зданий. Начало перехода к регулярной
застройке новых городов (Санкт-Петербург,
Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися
под прямыми углами и с выносом
фасадов по линии улиц. Строительство
государственных, военных, производственных
и гражданских зданий симметрично. Высокие
шпили венчали важнейшие городские здания.
Отступление от классических
канонов дает о себе знать и
в выстроенном из розового кирпича
мосте Царицына с его стрельчатыми
арками. Стиль Баженова в Царицыне
принято называть псевдоготическим
или неоготическим. Между тем
здесь нет характерных для
готики ажурных конструкций. Архитектура
Баженова более сочная, полнокровная,
стена сохраняет в ней свое
значение. Царицынский мост ближе
к древнерусским традициям. Он напоминает
мечети и айваны Средней Азии с их могучими
стрельчатыми арками и красочными изразцами.
В гражданском правительстве
Петербурга широко используется камень.
Уделялось внимание освещению, мощению
и уборке улиц, проводилось озеленение.
Создано централизованное
управление по архитектурно-строительному
делу - Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.
В Россию были приглашены
иностранные архитекторы, что способствовало
слиянию западноевропейской культуры
с русским зодчеством и формированию
архитектурного стиля - петровского
барокко. Новым явлением в архитектуры
стало сооружение триумфальных арок.
Черты петровского
барокко:
-Симметрия фасадов,
состоящих из трех выступов-
-Высокие крыши
с переломами, шпилями, башнями
или башенками. Линия кровли
усложнялась полукруглыми
-Вертикальные «лопатки»
- ребра-выступы заменяли
-Углы зданий либо
первые этажи оформлялись «
-Ритмическое расположение
проемов, разные формы окон, обрамленных
белыми наличниками.
-Отштукатуренный
фасад окрашивался в два цвета,
-Внутренне убранство
решалось по принципу анфилады
- ряда примыкающих друг к другу
помещений, дверные проемы
В первой четверти XVIII
века было построено 22 храма. В строительстве
церковных зданий произошло сочетание
элементов ордерной системы (колонны,
портики, фронтоны) с новомосковским
барокко. Храмы были просторными, светлыми,
в них присутствовало стремление к высотности,
ярусности, использовалась скульптура.
Богатый орнамент и башни-колокольни были
характерным признаком. Возникли храмы
центрической композиции, устремленные
ввысь.
Развивалось деревянное
зодчество. Всемирную славу получила
Преображенская церковь на острове
Кижи. Светское начало в архитектуре
получило преобладание над церковным.
Культурные преобразования
и нововведения XVIII века касались преимущественно
привилегированных сословий русского
общества. Низшие сословия они почти
не затрагивали. Они вели к разрушению
прежнего органического, единства русской
культуры. К тому же эти процессы проходили
не без издержек и крайностей, когда некоторые
представители высших кругов общества
начисто забывали русский язык и культуру,
русские традиции и обычаи. Тем не менее,
объективно они были необходимы и неизбежны.
Культурные преобразования способствовали
общему развитию России. Без современной
светской культуры Россия не смогла бы
претендовать на достойное место среди
передовых стран.
Заключение
В первой четверти XVIII
века в России осуществляются преобразования,
непосредственным образом связанные
с "европеизацией" русской культуры.
Главным содержанием реформ в
этой области было становление и
развитие светской национальной культуры,
светского просвещения, серьезные
изменения в быту и нравах, осуществляемых
в плане европеизации.
Тем не менее, русская
культура XVIII века формируется как
культура национальная. В то же время,
как уже указывалось, она становится
элементом мировой, а точнее —
западноевропейской культуры. Русское
искусство — литература, архитектура,
театр и изобразительное
Во-первых, — это
возникновение светского стиля
культуры. Она формируется и развивается
в различных направлениях. Движущей
силой новой культуры является «освобождение
мысли» от жестких религиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие
выступает фактором формирования новой
социальной группы — российской интеллигенции.
Этот процесс широко развернется
в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом
столетии.
В-третьих, среди
проблем, особенно интересующих деятелей
культуры, особое место отведено социальным
и этическим. Итогом их рассмотрения стало
развитие антропоцентрической картины
мира, окончательно утвердившейся в русской
культуре.
Русская культура XVIII
века исполнила свою великую миссию:
она стала культурой, одухотворившей
русскую жизнь новыми идеалами, заложившей
основы русского общественного самосознания.
В художественной культуре сформировались
принципы, наиболее полная реализация,
которых определяет уже век XIX. Великая
культура России нового столетия затмевает
своей значимостью
Библиографический
список
1. Абрамов А.И., Егорова
И.В. Русское Просвещение. М.,
2. Баггер X. Реформы Петра
Великого. Обзор исследования. М.,1985.
З. Берковский Н.Я. О
мировом значении русской литературы.
Л., 1975.
4. Боголюбов В.Н.
И. Новиков и его время. М,
1916.
5. Бердяев Н.А.
Русская идея в России и
русской философской культуре. М.,
1990.
6. Ключевский В.О.
Неопубликованные произведения. М.,
1983.
7. Зеньковский В.В.
История русской философии: В
2 т. Л., 1991. Т1,ч1.
8. Кузнецов Н.И.
Социальный эксперимент Петра
I и формирование науки в России/
9. Копелевич Ю.Х. Возникновение
научных академий. - Л.: - Наука. - 1974.
10. Липовский А. Итоги
русской литературы XVIII века/ Итоги XVIII
века в России. М., ИНФРА-М. - 2007.
11. Люди русской
науки. Очерки о выдающихся
деятелях естествознания и
12. Милюков П.Н.
Очерки по истории русской
культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч. 3.
13. Пыпин А.Н. История
русской литературы: В 4 т. Спб., 1902. Т. 3.
14. Страхов Н. Борьба
с западом в русской
15. Палиевский П.В.,
Русская классика: Опыт общей
характеристики. - М., из-во Дашкова
- 2007. - 402с.
16. Познанский В.В. Очерк
формирования русской национальной культуры.
М., ФИЛИНЪ - 2006. - 387с.
17. Рапацкая Л.А. Русское искусства XVIII в. СПб. - Нева,- 2007. - 289с.