Культурная жизнь СССР в 1945 – 1953 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 06:06, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена истории развития советской культуры в 1946 – 1953 гг. Культура СССР в рассматриваемый период представляет наибольший интерес, т.к. в это время она развивалась в сочетании с культом личности Сталина, достигшего в 1946 – 1953 гг. апогея.
Основная цель данного реферата – осветить вкратце все аспекты культуры (образование, наука, литература, искусство, архитектура и строительство, идеология) в послевоенный период.
Одержав победу в Великой отечественной войне, народ приступил к восстановление народного хозяйства страны. Громадный объем восстановительных работ требовал резкого подъема духовной культуры трудящихся в интересах повышения их сознательности и созидательной активности, мобилизации их энергии на решение задач мирного строительства.

Вложенные файлы: 1 файл

«Культурная жизнь СССР в 1945.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Исторический факультет

Кафедра архивоведения и

специальных исторических дисциплин

 

 

Калачева Софья Дмитриевна

Соломенникова Елена  Игоревна

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

 На тему: «Культурная  жизнь СССР в 1945 – 1953 гг.»

Студенток 3 курса дневного отделения

 

 

 

 

     



      Преподаватель:

                                                                                                                        С.Н. Филимончик

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена истории  развития советской культуры в 1946 – 1953 гг. Культура СССР в рассматриваемый период представляет наибольший интерес, т.к. в это время она развивалась в сочетании с культом личности Сталина, достигшего в 1946 – 1953 гг. апогея.

Основная цель данного реферата – осветить вкратце все аспекты  культуры (образование, наука, литература, искусство, архитектура и строительство, идеология) в послевоенный период.

Одержав победу в Великой отечественной  войне, народ приступил к восстановление народного хозяйства страны. Громадный  объем восстановительных работ  требовал резкого подъема духовной культуры трудящихся в интересах  повышения их сознательности и созидательной активности, мобилизации их энергии на решение задач мирного строительства.

Возрождение хозяйственной и культурной жизни страны началось еще в годы войны, по мере изгнания врага с временно оккупированной территории. Учитывая реальные материальные возможности, конкретные задачи момента и перспективы дальнейшего развития, Советское правительство разработало программу экономического и культурного строительства на четвертую пятилетку, которая была изложена в Законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг.», принятом на первой сессии Верховного Совета 18 марта 1946 г.

Историография культуры советского общества прошла в целом тот же путь развития, что и историческая наука, посвященная данному периоду. В то же время истории изучения этой темы были свойственны и собственные черты, вытекающие из специфики данной отрасли знания.

Первые работы по историографии  советской культуры появились в  начале 1960-х годов. Как справедливо  считает В.Т. Ермаков, одна из причин этого заключается в том, что до конца 1940-х годов история советской культуры еще не успела вычлениться из общей истории советского общества. Начавшийся со второй половины 1950-х годов в разработке истории советской культуры заметный подъем способствовал оживлению собственно историографических исследований в этой области. Историография советской культуры стала предметом самостоятельного изучения. Пионером здесь выступила Л.М. Зак. Вопросы истории культуры обсуждались во второй половине 1970-х и самом начале 1980-х годов на научных конференциях и страницах специальных изданий. Этой проблемой занимались М.П. Ким, Б.И. Краснобаев, В.Т. Ермаков и другие.

Первые работы были посвящены по преимуществу обоснованию необходимости  создания обобщающих трудов по истории культуры, не ограничиваясь, изучением отдельных ее отраслей. 

В начале 1980-х  гг. Ермаков предложил периодизацию историографии культуры. Ранее подобная попытка предпринималась Зак. Эта  периодизация в общем соответствовала общепринятой в советской исторической науке. Но Ермаков констатировал неприемлемость подомной  масштабной периодизации применительно к истории культуры. Взяв за основу внутреннюю логику накопления и развития знаний по истории советской культуры, Ермаков предложил выделить в качестве самостоятельных этапов становления и развития ее историографии следующие периоды: 1918 г. – вторая половина 1940-х годов – период «обществоведческий» (преобладает журнальная периодика, авторы – публицисты, партийно-государственные работники, философы, социологи, литературоведы). Вторая половина 1940-х годов – конец 1950-х – начало 1960 –х годов – переходный этап: от обществоведческого подхода к профессиональной историографии. На рубеже 1950-х – 1960-х годов историография советской культуры «вступает в новый этап своего развития  - профессиональной историографии. «Разработка истории советской культуры стала специальной задачей сформировавшегося отряда историков культуры». 1960- е – 1970-е годы характеризуются стремительным развитием как профессиональной историографии советской культуры в целом, так и ее «отраслей». 1

Одной из самых трудных задач  в деле восстановления хозяйства  страны было возрождение системы  образования, культуры на селе, т.к. именно сельские территории понесли наибольший урон в годы войны. Эту проблему осветил доктор исторических наук, профессор Алексей Иванович Манаенков. В своей работе «Культурное строительство в послевоенной деревне (1946 – 1950 гг.)»2 автор раскрывает процессы культурного строительства в советской деревне тех лет, напряженной работы по воссозданию материальной базы  культуры, повышения образовательного, культурного уровня сельского населения.

Что касается структуры работы, то реферат состоит из трех глав: образование; литература и искусство; идеология и наука. Кроме того, первая и вторая главы разделены на параграфы, посвященные отдельным аспектам той или иной сферы образования и культуры.

 

ГЛАВА 1

ОБРАЗОВАНИЕ

§1. Высшее и среднее образование

 

Важнейшей задачей  государства в области культурного строительства в этот период стало развитие народного образования и прежде всего – школьного дела. С 1946 г. по 1950 г. в стране было построено и введено в действие (включая восстановленные школы из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн. ученических мест.

Начиная с 1944 г. во всех республиках  Союза стали создаваться особые семилетние и средние школы: в городах и рабочих поселках – школы рабочей молодежи. Это новая форма без отрыва от производства – получила широкое распространение.

К началу 5-ой пятилетки (1951 г.) в СССР в основном завершился переход на всеобщее семилетние обучение. Увеличилось  число школ, техникумов, вузов. За период с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения  дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов, или в среднем за год 130,4 тыс. чел. Быстрое развитие получило вечернее и заочное высшее образование. На первом месте по числу заочников были вузы просвещения, поскольку многие высшие учебные заведения, особенно на периферии, испытывали острый недостаток в квалифицированных научно-педагогических кадрах.3

§2. Особенности культурно просветительской работы на селе

 

Одна из основных задач первого  послевоенного пятилетия заключалась  в том, чтобы восстановить и расширить сеть учреждения культуры на селе.

В 1945 – 1946 гг. вначале в РСФСР, а затем и в других союзных республиках при советах министров были образованы комитеты по делам культурно-просветительных учреждений на правах республиканских министерств, а в областях при исполкомах Советов – отделы культурно-просветительной работы.

Был взят курс на постепенное преобразование изб-читален в сельские и колхозные  клубы. Сотни таких клубов были созданы  в послевоенные годы, но в ряде мест эта реорганизация носила формальный характер и проводилась на прежней  материальной основе.

В июне 1946 г. Комитет по делам культурно-просветительных  учреждений при совете министров  РСФСР утвердили «Положение о  государственном сельском клубе  при сельском Совете».4

Восстановление и благоустройство  культпросветучреждений проходило  неравномерно по областям, в некоторых из них срывались планы клубного строительства, но в целом позитивные изменения были значительны.

Принципиально важное значение имело  обеспечение сельских культпросветучреждений кадрами работников, повышение их идейно-политической и специальной подготовки. Система подготовки и переподготовки кадров кульпросветработников начала складываться сразу же после войны. В феврале 1945 г. в ведение вновь образованного Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме СССР были переданы Московский и Ленинградский библиотечные институты, Центральный институт повышения квалификации руководящих политпросветработников и 25 техникумов. Наиболее массовой формой подготовки кадров в первые послевоенные годы была курсовая система. Во всех союзных республиках работали постоянные 6-месячные курсы, в областях, краях и автономных республиках при Домах народного творчества действовали месячные и трехмесячные курсы повышения квалификации руководителей клубных учреждений и 5-10-дневные семинары руководителей кружков художественной самодеятельности. Однако не везде курсы и семинары работали регулярно. Порой из-за отсутствия средств они не функционировали, а на местах ограничивались проведением кратковременных семинаров. Активное участие во всей этой работе принимал комсомол. В апреле 1946 г. пленум ЦК ВЛКСМ своим постановлением обязал комсомольские организации оказывать повседневную помощь культпросветучреждениям в подборе и подготовке заведующих клубами, избами-читальнями, руководителей различных самодеятельных кружков. По комсомольским путевкам наиболее подготовленные юноши и девушки направлялись на работу в клубы, избы-читальни.

Клубы, избы-читальни являлись центрами всей культурной жизни послевоенного  села. Сюда тянулась молодежь, здесь  объединялись основные силы сельской интеллигенции, проводилась большая часть всех общественно-политических и культурных мероприятий. Несмотря на все трудности, сельские культурно-просветительные учреждения выполняли огромную работу: вели пропаганду научных знаний, стимулировали самообразование населения, создавали условия для развития народного творчества, художественной самодеятельности, помогали средствами культурно-просветительной работы мобилизовать трудящихся на выполнение важнейших политических и хозяйственных задач. Вся эта работа проводилась по преимуществу с колхозным населением, составлявшим в рассматриваемый период абсолютное большинство сельских жителей.

В колхозных клубах организовывались встречи с передовиками производства, знатными полеводами и животноводами, заслуженными фронтовиками, проводились читательские конференции, диспуты. Создавались кружки, агитбригады. Массовое распространение получают тематические вечера и устные журналы. В послевоенные годы налаживается и развивается дальше работа таких культурно-просветительных учреждений, как сельские музеи, Дома крестьянина, сельские народные университеты и др. Особое место занимают сельские библиотеки. Силами работников сельских библиотек велась пропаганда общественно-политической литературы, произведения, в которых раскрывались нравственные истоки всенародного подвига в Великую отечественную войну, лучшие черты характера советского человека. В числе таких книг можно назвать «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «От всего сердца» Е.Мальцева.5

§3. Сельская школа

 

Важнейшим участком культурного строительства  на селе являлось восстановление и  развитие сети начальных и средних  школ. В мае 1945 г. утверждено положение  о золотой и серебряной медалях  для окончивших среднюю школу.

Ввиду нехватки строительства материалов строительство школ проходило медленно. Чтобы охватить учебой всех детей школьного возраста, началось строительство школ-интернатов или создание их при действующих школах.

В школах проводились политинформации, вечера, диспуты, конференции на общественно-политические темы. На уроки приглашались знатные люди села, депутаты местных Советов, ветераны революции, герои гражданской и Великой отечественной войн. Проводились экскурсии.

В первые послевоенные годы широкое распространение получили школы сельской молодежи. Существовало два типа вечерних школ сельской молодежи: начальные (1-4 классы) и семилетние (1-7 классы).

 

ГЛАВА 2

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

§1. Развитие послевоенной литературы и государственная политика в области художественного творчества

 

В 1946-1948 гг. ЦК ВКП (б) был принят ряд специальных  постановлений по вопросам литературы и искусства: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», (14 августа 1946 г.), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.), «О журнале «Крокодил» (11 сентября 1948 г.) и др., в которых содержались негативные оценки творчества таких деятелей культуры как А.Ахматова, М. Зощенко, В. Мурадели, творчество которых признавалось аполитичным, безыдейным, буржуазным по идеологии. Мелочная опека, строгая цензура и придирки просто изводили авторов, вынуждая к неоднократным переделки произведений в угоду партийным догмам и боссам. Например, порочным в идейно-политическом отношении был признан фильм режиссера Л.Лукова «Большая жизнь» о восстановлении Донбасса. На заседании Политбюро, где проходила проработка деятелей кино, А. Жданов сказал: «Люди Домбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации. А наши люди не такие. Тема восстановления дана между выпивками и любовными похождениями героев».

Уничтожающей  критике подверглись картины  «Свет над Россией» С. Юткевича, «Мичурин»  А.Довженко, «Молодая гвардия» С. Герасимова.

Политико-идеологические установки советского руководства сказывались и на развитии послевоенной литературы. «Задача советской литературы, - отмечалось в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г., - состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело. Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе. А в это время наряду с признанными мастерами слова М.Шолоховым, А. Твардовским, Ф. Гладковым, К. Паустовским, М. Пришвиным в советской литературе начинают появляться новые имена: Э. Казакевич, В. Панова, С.Гудзенко и др.

Информация о работе Культурная жизнь СССР в 1945 – 1953 гг