Культурная революция 1920-1930 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:57, реферат

Краткое описание

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции
Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Отеч. истор. реферат.docx

— 18.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

ГОУ ВПО «Волгоградский технический  университет»

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Истории, культуры и социологии»

 

 

 

 

 

 

 
РЕФЕРАТ

 
по дисциплине: «Отечественная история» 
на тему: «Культурная революция 1920-1930 годов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Волгоград 2011

 

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской  революции 

Советская Россия предприняла грандиозную  попытку воплотить в жизнь  великие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось  сделать западному миру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

Хотя Россия в начале века занимала пятое место в мире по общему экономическому уровню, в целом она оставалась страной достаточно отсталой. К этому  следует добавить то обстоятельство, что Россия к началу строительства  нового общества пережила три года участия в Первой мировой войне, три революции и три года гражданской войны. Она была полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда еще никакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения.

Именно в таких, крайне неблагоприятных  условиях начиналось строительство  социалистического общества и социалистической культуры. Все это прекрасно видел  и понимал главный вдохновитель строительства новой России - В.И. Ленин.

Ленин пришел к убеждению, что история  и исключительные условия предоставили России уникальный шанс: попытаться - пусть  не без риска - построить социалистическое общество и осуществить мечту  о светлом будущем. Реализация этого  шанса продолжалась 74 года.

В военно - экономической области Советский Союз, в которой Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой - после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно - технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В развитии культуры советского периода  России можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917 - 1932гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932 - 1956гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Содержание последнего этапа (1956 - 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму.

Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в  исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально - экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами.

Сразу после победы Октябрьской  революции перед новой властью  встал вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что  следует охранять и брать с  собой в новую жизнь, в светлое  будущее. В самом невыгодном положении  оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается своих землевладений  и значительной части собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с которым  Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное образование  исключило духовные дисциплины.

По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.

Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым  все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы  Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. С 1918 - 1923гг возникло 250 новых музеев.

Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает  широкую программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство принимает декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование.

Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых.

Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного  строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство  относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и  настороженно, видя в них явных  или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала  массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность.

За пределами России оказались  такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин.

Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной  художественной жизни. В России 20-х  годов существовало множество разных литературно - художественных течений, школ и группировок.

Пролеткульт - культурно-просветительная  и литературно-художественная добровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики - А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин.

РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович.

Были художники и писатели, которые  предпочитали остаться «вольными стрелками». Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов.

Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл М. Горький - признанный «буревестник революции», оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.

В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий  о формальном методе в искусстве, благодаря им появилось большое  число новых, хорошо известных и  сегодня журналов: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда» и другие.

Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации, ситуация постепенно меняется. Число  художественных течений начинает неуклонно  сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных органов. В  начале 30-х годов этот процесс  ускоряется. От прежнего культурного  плюрализма и художественного многообразия практически ничего не остается. Поиски новой культуры прекращаются: она  оказывается найденой. В развитии советской культуры начинается новый  этап.

 


Информация о работе Культурная революция 1920-1930 годов