Культурное развитие Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:35, реферат

Краткое описание

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох –крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами

Содержание

Введение
1.Образование великой империи.
2.Рождение новой идеологии.
3.Империя в опасности. Натиск арабов.
4.Подъем Византийского государства. Расцвет культуры в ХI-ХII веках.
5.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурное развитие Византии.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

4.Подъём Византийского  государства.

С Х в. наступает новый этап истории византийской культуры. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе.

В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства.

В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Конста-нтинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники.

В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества.

В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии. Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний

план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.

В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров - изменяются этические

воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв.

В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман

отличается замедленным развитием событии, углублением

символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

5. Расцвет византийской  культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы. Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

6.Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-

западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе.

Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что вXI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и

сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции, в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анисимова Л.В. Культура Византийского  государства. Москва. 1989.

2. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.

З. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.

4. Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.


Информация о работе Культурное развитие Византии