Купечество в XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, реферат

Краткое описание

Что же сегодня мы знаем о русских купцах? Увы, немного: в литературе и искусстве бытует образ бесшабашного ухаря и гуляки, чей девиз: «наживем - проживем!» Но кто же тогда поднимал экономику Руси-России после разорительных войн и смут? Кто сделал страну мощным экспортером мехов и хлеба, оружия и самоцветов? Как видим, актуальности выбранной темы сомнений не вызывает. Цель данной работы – изучение жизни русского купечества с разных сторон. Анализ литературы о русском купечестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


ГЛ I.КУПЕЧЕСТВО КАК ПРИВЕЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ………6

ГЛ II. КУЛЬТУРА И БЫТ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА РАЗНЫХ ГОРОДОВ…………………………………………………………..…………13

2.1 Московское купечество XVIII-XIX вв.……………………………………13
2.2 Ставропольское купечество………………………………………………20

2.3Сибирские купцы…………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

referat katya.docx

— 49.07 Кб (Скачать файл)

 


 

Кафедра « Философия и  история»

 

 

 

Р е ф е р  а т

Купечество в XVIII в.

 

Выполнил: студент группы 11-БС,

Факультета УНИИТ

Полякова Екатерина Евгеньевна

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры философия и история

Павлова Ольга Ивановна

 

 

 

 

Орел, 2013г

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

 

ГЛ I.КУПЕЧЕСТВО КАК ПРИВЕЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ………6

 

ГЛ II. КУЛЬТУРА И БЫТ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА РАЗНЫХ ГОРОДОВ…………………………………………………………..…………13

 

2.1 Московское купечество XVIII-XIX вв.……………………………………13

2.2 Ставропольское купечество………………………………………………20

 

2.3Сибирские купцы…………………………………………………………23

 

Заключение…………………………………………………………………….27

 

Список используемой литературы……………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей  в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров  не для собственного потребления, а  для последующей продажи с  целью получения прибыли, т.е. выполняет  функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями  различных видов товаров).Для обозначения купечества в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец".

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом  социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные  группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

 Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в.; в XI-XII вв. они составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством, пользовались поддержкой княжеской власти. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.

В XII в. в наиболее крупных  экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

Процесс роста  купечества был прерван монголо-татарским  нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный  рост купечества привели к выделению  наиболее богатых и влиятельных  групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде  и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило  главным образом в сфере внешней  торговли.

Однако объединение русских  земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии  местных купеческих корпораций, а  позднее их разрушением. В период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) многие представители купечества были физически истреблены. Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей.

Развитие торговли вне  города привело к появлению слоя купцов-крестьян.

С целью расширения социальной опоры самодержавия (в городах, а  также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского купечества. В новую сословную организацию купечества вошла буржуазия русских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Организация гильдейского купечества, окончательно оформленная Жалованной грамотой дворянству и Жалованной грамотой городам (1785 г.), просуществовала без изменений до 1861 г.

С отменой крепостного  права в 1861 г. купечество стало составной частью буржуазии. В 60-е гг. XIX в. были подорваны и условия для существования в городах замкнутого купеческого сословия, хотя в России вплоть до 1917 г. сохранялись многочисленные сословные привилегии (в том числе и у купечества).

С 1863 г. был открыт доступ в купечество для выходцев из всех других сословий. Для этого необходимо было уплатить все повинности по-прежнему сословию (касалось низших сословий), ежегодно платить гильдейский сбор (с 1-й гильдии - 500 рублей, со 2-й - 150 рублей, 3-я гильдия была ликвидирована) и другие виды промыслового налога.

В купеческое сословие перешли  многие крестьяне, а сословная прослойка  крестьян-купцов исчезла, слившись с  гильдейским купечеством. В купеческом сословии крестьян привлекали такие  его права, как освобождение от телесных наказаний, возможность быть причисленным к категории почетных граждан  и др.

В XX в. по численности купечество стало незначительной частью буржуазии  России. Окончательная ликвидация купечества как сословия была осуществлена в  советской России.

Что же сегодня мы знаем  о русских купцах? Увы, немного: в  литературе и искусстве бытует образ  бесшабашного ухаря и гуляки, чей  девиз: «наживем - проживем!» Но кто  же тогда поднимал экономику Руси-России после разорительных войн и смут? Кто сделал страну мощным экспортером  мехов и хлеба, оружия и самоцветов?

Как видим, актуальности выбранной  темы сомнений не вызывает.

Цель данной работы –  изучение жизни русского купечества с разных сторон. Анализ литературы о русском купечестве.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Общий объем  работы 24 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купечество как привилегированное  сословие

Купечество - организованная сила, управляющая почти всеми  торговыми процессами в городе, добивающаяся от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом старающаяся показать, что главная в городе именно она.

Купечество — привилегированное  сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Так называемое "третье сословие" — после дворянства и духовенства. 
«Жалованная грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения — так называемая "паспортная льгота". Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство. 
Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. 
К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. 
Формирование купечества 
В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамотой городам 1785 года. 
До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т.д. 
Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами». 
С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размеры объявляемых капиталов постоянно повышались, что приводило к снижению численности купечества. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии. 
Указом от 29 декабря 1812 года сословно-податная группа «торгующих крестьян» была восстановлена. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права. При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов. 
После гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы «торгующих мещан». Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии. Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826 – 1827 годах категория торгующих мещан была отменена. 
В 1830-е – 1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян. Основную массу из этой группы составляли выходцы из государственных крестьян. 
В 1834 году Госсовет принял решение ограничить привилегии сибирских бухарцев. Им теперь разрешалось торговать без уплаты гильдейских пошлин только на границе и в своём городе. Это вызвало массовый приток в купечество азиатских торговцев. В 1854 году они уже выделяются в специальную группу купцов-«магометан». 
В Сибири в XVIII веке началось сокращение служилых людей, и замещение их регулярными войсками. Служилые люди записывались в купечество и разночинцы. Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX века. 
В конце XVIII века в купечество интенсивно переходили представители цеховой сословной группы. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились. 
Манифест 1 января1807 года разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться и в третью гильдию. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён, или родственников. 
Временные купцы 
Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. 
Купеческое свидетельство 
Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство.

На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т.д. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е – 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство  частных винокуренных заводов.

К лицам купеческого  звания полагалось обращение «Ваше  степенство».

Кратко состояние  торговли в России 18 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в  цветущем состоянии. К нам привозили  из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные  каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву  и Турцию меха и моржовые клыки; в  Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей  азиатских. Оружие и железо не выпускалось  из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий  городок, и где находилась тогда  одна церковь. Сия ярмарка еще  славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал  для себя.

Образ жизни и  быт купечества во многом определялся  еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий  и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.

Прологом в  этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию  «купеческое общество», возглавляемое  старшинами и определившее его права  и обязанности.

В данном документе  наиболее ярко была показана такая  сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в  городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось  ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два  сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось  ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной  лошади.

Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот  подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать  в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские  общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х  гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство  можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив  с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и  неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии — 10 лет, а для 2-ой — 20 лет).

Одной из особенных  черт купечества середины 18 века был  определенный консерватизм, пассивность  в некоторых начинаниях. Вот как  об этой черте, в частности, выразился  председатель Курского губстаткомитета  князь Н. Н. Голицын в вопросе  о переводе Коренной ярмарки в  Курск: «Одним из существенных препятствий  к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного  быта, прежних обычаях и порядках — желание столь согласное  с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы  и нововведения». Подобная черта  свойственна купцам была ввиду возможности  любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние  или скоро разориться.

Отношения курского купечества с другими сословиями однозначно оценить нельзя. Для их характеристики, обратимся к речи первого всесословного городского головы Курска П. А, Устимовича, произнесенной  им 18 мая 1874 года при открытии памятника  на Никитском кладбище астроному  Ф. А. Семенову.

Она представляется очень интересной: «И так, Семенов, как  вы слышали, преодолев все препятствия, все трудности, предрассудками и  невежеством его семьи и его  сословия созданная, покинул курское  мещанство; но он покинул эту среду  не для поступления в купечество, как это обыкновенно бывает, и  к чему так стремятся мещане. Не в эту столь общую и родственную  с мещанством среду влекло его, не в то общество, которое, в сущности, лишь названием, да большею зажиточностью  отличается от меньшей братии или  черни, какою купцы считают мещан». Из этих слов можно сделать ряд  выводов. Во-первых, мещане стремились попасть в купечество и покидали с этой целью свое сословие. Соответственно, наполнялась, в первую очередь, 3-я  гильдия. Во-вторых, купечество и мещанство  были родственны между собой и  составляли «общую среду», т. е. принадлежали они к категории «городских обывателей».

В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому  для купечества мещанство выступало  «меньшей братией». И наоборот, для  мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали  мещан «чернью».

Возникает вопрос: как мог вчерашний мещанин, а  ныне купец 3-ей гильдии, так относиться к прежнему сословию? Нормы христианской морали не позволяли этого. Напрашивается  вывод: так могли относиться к  мещанам лишь зажиточные купцы, т. е. 1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы  понять откуда у городского головы Устимовича столь критическое отношение  к купечеству приведем еще одну цитату из той его речи; «...когда понятие "гражданин" применялось лишь к тому богачу-счастливцу, который, отторговавши в купечестве известное  число лет по первой гильдии, получает лишь за то самое, а не за что другое, звание почетного гражданина»Сказано это было в сравнении с потомственным  почетным гражданином Ф. А. Семеновым. Будучи дворянином и занимая пост всесловного городского головы в 1871—1874 годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось  повести за собой и «расшевелить»  на реформы консервативное городское  купечество. Отсюда и острые выпады в адрес этого сословия, его  сущности. Налицо и известная проблема взаимоотношений между дворянством  и купечеством, которое многие недолюбливали  в силу ряда причин и считали представителей особенно первых двух гильдий «выскочками».

Информация о работе Купечество в XVIII века