Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, реферат
Что же сегодня мы знаем о русских купцах? Увы, немного: в литературе и искусстве бытует образ бесшабашного ухаря и гуляки, чей девиз: «наживем - проживем!» Но кто же тогда поднимал экономику Руси-России после разорительных войн и смут? Кто сделал страну мощным экспортером мехов и хлеба, оружия и самоцветов? Как видим, актуальности выбранной темы сомнений не вызывает. Цель данной работы – изучение жизни русского купечества с разных сторон. Анализ литературы о русском купечестве.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛ I.КУПЕЧЕСТВО КАК ПРИВЕЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ………6
ГЛ II. КУЛЬТУРА И БЫТ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА РАЗНЫХ ГОРОДОВ…………………………………………………………..…………13
2.1 Московское купечество XVIII-XIX вв.……………………………………13
2.2 Ставропольское купечество………………………………………………20
2.3Сибирские купцы…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………28
Кафедра « Философия и история»
Р е ф е р а т
Купечество в XVIII в.
Выполнил: студент группы 11-БС,
Факультета УНИИТ
Полякова Екатерина Евгеньевна
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, доцент кафедры философия и история
Павлова Ольга Ивановна
Орел, 2013г
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛ I.КУПЕЧЕСТВО КАК ПРИВЕЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ………6
ГЛ II. КУЛЬТУРА И БЫТ РУССКОГО
КУПЕЧЕСТВА РАЗНЫХ ГОРОДОВ………………………………………………………….
2.1 Московское купечество XVIII-XIX вв.……………………………………13
2.2 Ставропольское купечество………………………………………………20
2.3Сибирские купцы………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………28
Введение
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).Для обозначения купечества в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец".
Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в.; в XI-XII вв. они составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством, пользовались поддержкой княжеской власти. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.
В XII в. в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.
Процесс роста
купечества был прерван монголо-татарским
нашествием и возобновился в Северо
- Восточной Руси на рубеже 13-14 веков.
Развитие городов и численный
рост купечества привели к выделению
наиболее богатых и влиятельных
групп купцов-гостей в Москве, Новгороде,
Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде
и др. В это время, как и раньше,
накопление купеческих капиталов происходило
главным образом в сфере
Однако объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее их разрушением. В период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) многие представители купечества были физически истреблены. Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей.
Развитие торговли вне города привело к появлению слоя купцов-крестьян.
С целью расширения социальной опоры самодержавия (в городах, а также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского купечества. В новую сословную организацию купечества вошла буржуазия русских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Организация гильдейского купечества, окончательно оформленная Жалованной грамотой дворянству и Жалованной грамотой городам (1785 г.), просуществовала без изменений до 1861 г.
С отменой крепостного права в 1861 г. купечество стало составной частью буржуазии. В 60-е гг. XIX в. были подорваны и условия для существования в городах замкнутого купеческого сословия, хотя в России вплоть до 1917 г. сохранялись многочисленные сословные привилегии (в том числе и у купечества).
С 1863 г. был открыт доступ в купечество для выходцев из всех других сословий. Для этого необходимо было уплатить все повинности по-прежнему сословию (касалось низших сословий), ежегодно платить гильдейский сбор (с 1-й гильдии - 500 рублей, со 2-й - 150 рублей, 3-я гильдия была ликвидирована) и другие виды промыслового налога.
В купеческое сословие перешли многие крестьяне, а сословная прослойка крестьян-купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством. В купеческом сословии крестьян привлекали такие его права, как освобождение от телесных наказаний, возможность быть причисленным к категории почетных граждан и др.
В XX в. по численности купечество стало незначительной частью буржуазии России. Окончательная ликвидация купечества как сословия была осуществлена в советской России.
Что же сегодня мы знаем о русских купцах? Увы, немного: в литературе и искусстве бытует образ бесшабашного ухаря и гуляки, чей девиз: «наживем - проживем!» Но кто же тогда поднимал экономику Руси-России после разорительных войн и смут? Кто сделал страну мощным экспортером мехов и хлеба, оружия и самоцветов?
Как видим, актуальности выбранной темы сомнений не вызывает.
Цель данной работы – изучение жизни русского купечества с разных сторон. Анализ литературы о русском купечестве.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 24 страницы.
Купечество как
Купечество - организованная сила, управляющая почти всеми торговыми процессами в городе, добивающаяся от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом старающаяся показать, что главная в городе именно она.
Купечество —
«Жалованная грамота городам» 1785 года
определила сословные права и привилегии
купечества. Купечество было освобождено
от подушной подати, телесных наказаний,
а его верхушка и от рекрутчины. Купцы
имели право свободного передвижения
— так называемая "паспортная льгота".
Для поощрения купцов было введено Почётное
гражданство.
Сословный статус купца определял имущественный
ценз. С конца XVIII века купечество делилось
на три гильдии. Принадлежность к одной
из них определялась размерами капитала,
с которого купец обязан был выплачивать
ежегодно гильдейский взнос в размере
1 % от общего капитала. Это затрудняло
доступ в Купечество представителям других
слоев населения. За период с начала XIX
века и до революции 1917 купечество выросло
со 125 тысяч человек мужского пола до 230
тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей
гильдии.
К началу XX века сословные границы купечества
потеряли четкость, многие богатые представители
купечества получили дворянские титулы
и, наоборот, его ряды пополнила часть
мещанства и крестьянства. Купечество
стало основой формирующейся торговой,
финансовой и промышленной буржуазии.
Формирование купечества
В первой половине XVIII века формировались
торговые привилегии купечества. В 1709
году всем торгующим, и занимающимся промыслами,
было предписано приписываться к городским
посадам. В 1722 году была образована сословная
группа «торгующих крестьян». Включение
в группу давало возможность для законного
проживания в городе и пользования равными
с посадским населением торговыми правами.
Группа торгующих крестьян просуществовала
до Жалованной грамотой городам 1785 года.
До гильдейской реформы 1775 года в официальных
документах посадских зачастую считали
купечеством. Большая часть таких купцов
не торговала, а занималась ремеслом, сельским
хозяйством, работала по найму и т.д.
Таможенный устав 1755 года разрешал лицам,
не входящим в купечество, торговать только
продуктами собственного производства,
а другими товарами по специальной описи.
В 1760 году Правительствующий Сенат издал
указ о «неторговании никому разночинцам,
кроме купечества, никакими российскими
и иностранными товарами».
С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы
оставались на низком уровне, и в купечество
записывалось большое количество мещан,
крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы
Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских
сборов и размеры объявляемых капиталов
постоянно повышались, что приводило к
снижению численности купечества. В большом
количестве купцы выбывали из третьей
гильдии.
Указом от 29 декабря 1812 года сословно-податная
группа «торгующих крестьян» была восстановлена.
Торгующие крестьяне получили сравнимые
с купечеством торговые права. При этом
им не обязательно было записываться в
купечество. Это также не способствовало
росту количества купцов.
После гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина
1824 года ставки гильдейских сборов и размер
объявленных капиталов был снижен до уровня
1812 года. Вновь начался приток мещан в
третью купеческую гильдию. Этому способствовало
также выделение особой группы «торгующих
мещан». Торгующие мещане для торговой
деятельности должны были получать промысловые
свидетельства, стоимость которых была
сопоставима с гильдейским сбором III купеческой
гильдии. Кроме этого вступление в купечество
повышало социальный статус. В 1826 – 1827
годах категория торгующих мещан была
отменена.
В 1830-е – 1850-е годы отмечалось значительное
поступление в купечество крестьян. Основную
массу из этой группы составляли выходцы
из государственных крестьян.
В 1834 году Госсовет принял решение ограничить
привилегии сибирских бухарцев. Им теперь
разрешалось торговать без уплаты гильдейских
пошлин только на границе и в своём городе.
Это вызвало массовый приток в купечество
азиатских торговцев. В 1854 году они уже
выделяются в специальную группу купцов-«магометан».
В Сибири в XVIII веке началось сокращение
служилых людей, и замещение их регулярными
войсками. Служилые люди записывались
в купечество и разночинцы. Поступление
в купечество бывших военнослужащих значительно
сократилось в первой половине XIX века.
В конце XVIII века в купечество интенсивно
переходили представители цеховой сословной
группы. С ростом гильдейских сборов эти
переходы практических прекратились.
Манифест 1 января1807 года разрешил дворянам
записываться в две первые купеческие
гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться
и в третью гильдию. После этого начался
переход в купечество дворян и бывших
чиновников. Некоторые чиновники занимались
торговыми делами, состоя на службе. Для
этого они записывали в гильдии своих
жён, или родственников.
Временные купцы
Во временные купцы записывались предприниматели
из других сословий: дворян, мещан, крестьян.
Временные купцы приобретали торговые
права, но при этом продолжали числиться
в своём сословии. Во временные купцы также
записывались дети купцов, которые вели
деятельность от имени родителей в других
городах, или регионах.
Купеческое свидетельство
Купцам, уплатившим гильдейский сбор,
выдавалось Купеческое свидетельство.
На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т.д. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е – 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.
К лицам купеческого звания полагалось обращение «Ваше степенство».
Кратко состояние
торговли в России 18 века Н.М. Карамзин
охарактеризовал следующим
Образ жизни и быт купечества во многом определялся еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.
Прологом в этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию «купеческое общество», возглавляемое старшинами и определившее его права и обязанности.
В данном документе наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.
Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии — 10 лет, а для 2-ой — 20 лет).
Одной из особенных черт купечества середины 18 века был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель Курского губстаткомитета князь Н. Н. Голицын в вопросе о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках — желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения». Подобная черта свойственна купцам была ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.
Отношения курского
купечества с другими сословиями
однозначно оценить нельзя. Для их
характеристики, обратимся к речи
первого всесословного
Она представляется
очень интересной: «И так, Семенов, как
вы слышали, преодолев все препятствия,
все трудности, предрассудками и
невежеством его семьи и его
сословия созданная, покинул курское
мещанство; но он покинул эту среду
не для поступления в купечество,
как это обыкновенно бывает, и
к чему так стремятся мещане. Не
в эту столь общую и
В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому для купечества мещанство выступало «меньшей братией». И наоборот, для мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали мещан «чернью».
Возникает вопрос:
как мог вчерашний мещанин, а
ныне купец 3-ей гильдии, так относиться
к прежнему сословию? Нормы христианской
морали не позволяли этого. Напрашивается
вывод: так могли относиться к
мещанам лишь зажиточные купцы, т. е.
1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы
понять откуда у городского головы
Устимовича столь критическое отношение
к купечеству приведем еще одну цитату
из той его речи; «...когда понятие
"гражданин" применялось лишь
к тому богачу-счастливцу, который,
отторговавши в купечестве известное
число лет по первой гильдии, получает
лишь за то самое, а не за что другое,
звание почетного гражданина»Сказано
это было в сравнении с потомственным
почетным гражданином Ф. А. Семеновым.
Будучи дворянином и занимая пост
всесловного городского головы в 1871—1874
годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось
повести за собой и «расшевелить»
на реформы консервативное городское
купечество. Отсюда и острые выпады
в адрес этого сословия, его
сущности. Налицо и известная проблема
взаимоотношений между