Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:45, лекция
История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат¬ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело¬вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об¬щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто¬рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен¬ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
2-й период характеризуется феодальной раздробленностью, ее предпосылки – господство натурального хозяйства, позволяющего вести относительно самостоятельное экономическое существование каждому княжеству, стремление князей закрепить удел. Но связующими элементами в условиях раздробленности являлись: единство правовых норм «Русской правды», язык, религия. Крупнейшие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Новгородская земля.
Русские земли в XIII веке - между Ордой и Литвой. Борьба с татарами и крестоносцами. 1223 – битва на Калке, первое неудачное столкновение с монголо-татарами, 1237-38 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь, 1239-1241гг. – разгром моноголо-татарами Южной Руси (Чернигов, Киев), установление зависимости русских земель от монголо-татар, проявлявшейся, прежде всего, в выплате дани и получении князьями ярлыка на княжение.
1240 г.– Невская битва со шведами, 1242 г. – победа в Ледовом побоище под предводительством Александра Невского.
Начало объединения земель вокруг Москвы (нач. XIV в.), причины возвышения – геополитическое положение, политика Московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты). 1380 – Куликовская битва (Дмитрий Донской), 1480 – Стояние на Угре (Иван III) – ликвидация монголо-татарского ига. Укрепление централизации государства при Иване III закреплено принятием двуглавого орла в качестве герба, Судебника 1497 г., где введено правило «Юрьева дня», означавшего складывание крепостного права.
3 период: Укрепление политического единства Московского государства при отсутствии интенсивных экономических связей, укрепление традиционной феодальной экономики. Реформы Ивана IV при поддержке Избранной Рады (военная, управленческая, денежная), Земский собор (1549 г.) – складывается сословно-представительная монархия. Судебник 1550 г., созван Стоглавый церковный собор (1551 г.). 1565-1572 гг.- опричнина. Внешняя политика – присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) ханств, начало присоединения Сибири (1581 г.); Ливонская война (1558-1583 гг.).
Смутное время (рубеж XVI-XVII вв.): борьба за власть, крестьянская война, интервенция, завершением его стало избрание нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г. Восстановление экономики за счет усиления крепостной эксплуатации крестьянства (Соборное уложение 1649 г. зафиксировало бессрочный сыск беглых крестьян), отсюда – множество социальных конфликтов («Бунташный век» - Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание под руководством С. Разина 1670-71 гг.). Складывание хозяйственной специализации районов, формирование всероссийского рынка., появление мануфактур. Сближение вотчины и поместья. Освоение и присоединение новых территорий. (Сибирь, Приамурье, Левобережная Украина).
Лекция 3.4. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Период с IX по XVII вв. имеет особое значение в русской истории и культуре. Именно в средние века сложилось государство, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции художественной культуры. В культуре средневековой Руси выделяют три периода:
вторая половина IX в. -
30-е годы XIII в. – культура домонгольской
Руси, православно-языческий
вторая половина XIII - XV вв. В течение двух с половиной столетий русская культура прошла путь от упадка и разорения, вызванного монголо-татарским нашествием, через упорное возрождение к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв.
XVI – XVII вв. Для данного
периода характерно
Разнообразие этнического
Принятие христианства в конце X в. имело важное значение для развития русской культуры. Оно приобрело форму господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Православное христианство было сознательно «выбрано» князем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели. Это породило феномен двоеверия – православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В период междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотвратили культурное разобщение, создав предпосылки для воссоединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры - феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.
Духовная жизнь средневекового русского общества характеризовалась интенсивными духовными исканиями, религиозно-идеологическими спорами и дискуссиями, что проявилось в появлении ересей (от греч. hairesis — особое вероучение) - течений в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В России в XIV – XV вв. в новгородско-псковских землях распространилось стригольничество (от стригольника - цирюльника дьzкона Карпа). Стригольники выступали с критикой учения и организации церкви. В XV в. в Новгороде возникла ересь «жидовствующих» (антитринитариев), не признававших догмат о троичности бога. Известны также еретические кружки Федора Курицына, Матвея Башкина, Феодосия Косого.
В рамках самой официальной церкви также возникали разногласия по некоторым вопросам. Так в конце XV – нач. XVI вв. возникло два религиозно - политических течения в русской православной церкви – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели (идеолог - Нил Сорский) выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. Против нестяжателей выступали иосифляне, лидер - Иосиф Волоцкий, отстаивали сохранение церковно-монастырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских князей на самодержавную власть. В ходе этих споров оформилась официальная религиозно-политическая доктрина, укреплялся союз церкви и государства, сформировались нравственно-психологические основы русской культуры. В XV в. русская православная церковь стала автокефальной, самостоятельной в административном отношении, обрела независимость после падения Византии. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви.
Творческое переосмысление культурных влияний, становление религиозно-государственной идеологии отразилось на развитии художественной культуры Руси. В процессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получивший название «золотого века». Значительных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (XI-XVII вв.).
Византийская крестово-
Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси, на основе сложившегося в Византии иконографического канона, начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, символичность, традиционализм.
Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV в. русская культура вновь возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» - иконописи. XIV-XV вв. – время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв.- Дионисия.
Становление централизованного государства сопровождалось формированием единой общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ансамбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание разных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском).
Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. – «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художественного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и др. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкинский стиль, или «московское барокко» - нарядные многоярусные церкви и светские здания с обилием декоративных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны – светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр.
Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи – религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло старообрядчество – совокупность религиозных групп, появившихся в результате отделения от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-56 гг. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольников) был протопоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой многие социокультурные процессы в России XVIII - XIX вв.
Лекция 4.1. Утверждение
Западного индустриального
1) В позднее Средневековье- ХIY – ХYI вв. - в Западной Европе начинают проявляться элементы нового капиталистического общества. Главные его признаки – развитие товарно-денежных отношений, создание национальных и всемирного рынка, разрушение феодальной структуры общества, утверждение институтов гражданского общества, формирование светской морали за счёт вытеснения церковной идеологии.
Для утверждения капитализма
Процесс обретения денег для развития производства получил название – первоначальное накопление капитала. Это происходило не только за счет торгово-производственных операций, но и за счет грабежа других народов, государственного протекционизма и т.п. Первой формой капиталистического производства стала мануфактура –крупное предприятие, ориентированное на выпуск продукции в большом количестве, использовавшее не только систему простой кооперации, но и технические новинки. Мануфактуры были рассеянные и концентрированные. Здесь преобладал ручной труд, но пооперационное разделение труда позволяло применять машины-двигатели и первые машины-инструменты, заменявшие сложные ручные операции. Важнейшими техническими изобретениями Позднего Средневековья были – компас, часы, мельница, порох, печатный станок, ветряной и водяной двигатели, доменная печь и т.д.
Огромное значение для утверждения капиталистической формации имели Великие географические открытия – Америка (1492 г.), южный путь в Индию (1498 г.), кругосветное путешествие Ф.Магеллана (1519-1522 гг.), в 17 в. – Австралия, Сибирь и Дальний Восток. Из Нового света в Европу хлынуло огромное количество золота и серебра (металлы для изготовления монет). Это привело к *революции цен – инфляции, что стимулировало дальнейший рост производства подорожавших промышленных и продовольственных товаров.
2) Однако, обретшая огромные богатства буржуазия была по-прежнему бесправна в политическом отношении. Королевская власть опиралась на феодальную аристократию даже в странах, где существовали парламенты. Поэтому предстояла ожесточённая борьба новых тенденций развития общества и старых порядков. В отличии от России такая борьба имела характер не бунта «слепого и беспощадного», а идеологически обоснованной буржуазной революции.
Первой идеологией нарождающегося буржуазного общества стал Протестантизм, система религиозных и нравственных воззрений во время Реформации католической церкви (16 в.). Систему ценностей здесь составляли положения Ж.Кальвина и его последователей о «божественном предопределении» и «светском призвании», которые обосновали соответствие христианским нормам принципов честного предпринимательства.
17 век получил название – век Рационализма, поскольку тогда возникли системные учения, теории об основах функционирования человеческого общества, правах его субъектов (человека и государства), о путях реформирования общества – мирных и революционных. Это - теории *общественного договора, * естественных прав людей; в 18 в. - *разделения властей, *просвещенного абсолютизма (Гоббс, Локк, Монтескьё, Вольтер, Руссо, Мелье и др. В 18 веке – веке Просвещения, эти идеи стали распространяться среди значительной части населения стран Запада, поэтому ломка старого феодального общества приобрела масштабные формы.