Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:19, реферат
Точная дата создания изделия и указание имени автора является редким исключением для искусства того периода. Ряд анонимных работ того периода по технике изготовления также относят к произведениям Лазаря Богши, которые являются лучшими образцами эмальерного искусства Древней Руси. Известны и работы более позднего периода созданные в традициях работ Лазаря — их относят к произведениям его учеников.
По происхождению Лазарь был выходцем из Юго-Западной Руси[1] или из западных славян[2]. Лазарь это имя полученное им в крещении, а Богша — сокращение от языческого имени Богуслав, распространённого у западных славян в XII веке. Относительно того где он познакомился с искусством перегородчатой эмали называются как Византия, так и Грузия (первая из стран перенявшая из Византии это искусство). К моменту создания креста по заказу княгини Ефросинии мастер был не молод — надписи на кресте близки к датированным надписям 1130-х годов и предполагается, что Лазарь усвоил манеру письма своей юности и следовал ей всю жизнь.
Введение…………………………………………………………….………………3
Подпись мастера……………………………………………………...…………4
Приемы эмальеров……………………………………………………...…………4
Изображение Христа…………………………………………………...…………5
Искусство из Грузии…………………………………………………...…………6
Происхождение…………………………………………………….…...…………9
Заключение. Судьба Креста…..…………………………………....…………10
Источники информации…….…..…………………………………....…………10
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
“Гомельский государственный медицинский университет”
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Лазарь Богша – мастер ювелир XII века
(“Реферат”)
Подготовил студент группы 114
лечебного факультета
Аникевич П.О.
Преподаватель: Орлова Инна Игоревна
Гомель 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Подпись мастера……………………………………………………...
Приемы эмальеров……………………………………
Изображение Христа…………………………………………………...……
Искусство из Грузии…………………………………………………...……
Происхождение……………………………………………
Заключение. Судьба
Креста…..…………………………………....…………
Источники информации…….…..………………………………….
Введение:
Лазарь Богша — золотых дел мастер, изготовивший
в 1161 году по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестол
Имя мастера и его прозвище известны из надписи, оставленной им на обратной стороны креста:
|
Господи, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи |
|
Точная дата создания изделия и указание имени автора является редким исключением для искусства того периода. Ряд анонимных работ того периода по технике изготовления также относят к произведениям Лазаря Богши, которые являются лучшими образцами эмальерного искусства Древней Руси. Известны и работы более позднего периода созданные в традициях работ Лазаря — их относят к произведениям его учеников.
По происхождению Лазарь был выходцем из Юго-Западной Руси[1] или из западных славян[2]. Лазарь это имя полученное им в крещении, а Богша — сокращение от языческого имени Богуслав, распространённого у западных славян в XII веке. Относительно того где он познакомился с искусством перегородчатой эмали называются как Византия, так и Грузия (первая из стран перенявшая из Византии это искусство). К моменту создания креста по заказу княгини Ефросинии мастер был не молод — надписи на кресте близки к датированным надписям 1130-х годов и предполагается, что Лазарь усвоил манеру письма своей юности и следовал ей всю жизнь.
Подпись мастера.
Эпоха первого расцвета русской государственности - Древней Руси - оставила потомкам в напоминание о себе великое множество произведений искусства. Чаще всего имена их создателей остаются нам неизвестными, - но имя мастера Лазаря Богши относится к редчайшим исключениям.
Внизу обратной стороны креста мастер обозначил свое православное имя и прозвище. Видимо, он впервые создавал столь драгоценное с духовной и материальной точки зрения произведение, и ответственность его была так высока, что мастер нарочито получил благословение поставить свое имя в молитвенной надписи на кресте, которая сохранила его имя в веках и сообщила его потомкам для поминания.
Кроме того, он не мог не быть хорошо известным мастером перегородчатой эмали, - сложнейшей ювелирной техники средневековья, - и одно лишь имя его должно было служить гарантией художественного и технического совершенства исполняемой работы. Рука мастера Лазаря Богши узнается на ряде других, вовсе не подписанных изделий с перегородчатой эмалью, которые были обнаружены в различных кладах. Находятся и более поздние вещи, сделанные в традициях Лазаря Богши, то есть, по-видимому, его учениками. Несомненно, крест мастера Лазаря относится к лучшим произведениям древнерусского эмальерного дела.
Приемы эмальеров.
Мастер Лазарь в совершенстве владел всеми приемами, известными древнерусским эмальерам, и свободно сочетал их в одном произведении. Между тем, древнерусские эмальеры, как правило, отдавали предпочтение какому-либо одному приему.
Один из этих приемов характеризуется перегородкой, положенной углом вершиной вниз или вверх. Такие углы могли располагаться свободно или укладываться в зоны, ограниченные вертикальными полосами. С помощью другого приема ячейку, замкнутую с одной и открытую с другой стороны, образует согнутая надвое перегородка; такие ячейки тоже могут располагаться свободно или укладываться в зоны, подобно углам. На эмальерных иконках одежды, выполненные с помощью такого приема, отличаются подчеркнутым геометризмом. Иную манеру рисунка перегородками отличает тяготение к свободному расположению фигур. Их образуют лишенные всякого гео-метризма ячейки, углы, овалы в сочетании с единичными изображениями спирали, елочки, молоточка или просто свободно-изогнутой или прямой перегородкой. В этом случае перегородки иногда как бы "дрожат", создавая впечатление живописно изгибающейся ткани. Эти приемы так стабильны, что передача их "секрета" от мастера к ученику столь же вероятна, как передача однажды найденного и испытанного рецепта эмали.
Все эти приемы древнерусские ювелиры получили в наследство от греков. И это естественно: за греческими эмальерами и византийским искусством в целом стояла многовековая традиция рисунка, уходящая корнями в античность. Именно оттуда идет уменье передавать ткань, естественно окутывающую тело. Конечно, приемы передачи тканей в эмалях имели свою специфику, обусловленную самой техникой этого ремесла, но не приходится сомневаться, что в целом они восходят к общим для всего византийского искусства истокам.
Как же на практике укладывались столь точно десятки отрезков золотых перегородок в углы, ячейки, овалы, образуя одежды, черты лица, контуры волос и рук?
Чтобы отдельные перегородки создавали этот сложный рисунок, его надо было все время иметь перед собой. На обратной стороне пластины с перегородчатой эмалью византийской работы хорошо видна разметка иглой контуров изображаемого. На изделиях с эмалью русской работы такого явления не обнаружено. Остается предположить, что эскиз изображения, которое эмальеру предстояло выложить перегородками, рисовался на пергамене или процарапывался на каком-то другом материале, например, на вощеной дощечке. На нее, согласно нанесенным контурам, накладывалась золотая перегородка, которой с помощью пинцета придавалась форма угла, ячейки или волнистой линии.
Затем перегородки переносились на золотую пластину, где закреплялись клеем. Следующим этапом было заполнение выстроенного перегородками рисунка эмалевой массой, после чего следовал обжиг. Всем разнообразием описанных приемов эмальер Лазарь Богша владел мастерски. Очевидно, ко времени работы над крестом он был уже зрелым мастером. Это косвенно подтверждает предположение, что во время работы над крестом мастер был уже не молод.
Кроме того, надписи на кресте своими очертаниями близки к датированным надписям тридцатых, а не шестидесятых годов XII века, когда создавался крест. Очевидно, уже не молодой мастер, усвоив манеру письма времен своей молодости, следовал ей и в зрелом возрасте, что типично для пожилых писцов и мастеров, прибегающих к рукописи.
Изображение Христа.
Свободное владение всеми приемами перегородчатого рисунка привело к столь великому разнообразию в способах передачи линий одежд святых, что, если бы не единая манера в передаче ликов, то можно было бы предположить работу не одного, а нескольких эмальеров над Полоцким крестом. Но в рисунке ликов святых мастер Лазарь Богша всегда узнаваем.
Изображение Христа Спасителя не имеет себе равных среди произведений с перегородчатой эмалью русской работы. Лик Сына Человеческого очень красив: удлиненный овал правильного лица с большими глазами, густыми овальными бровями, тонким прямым носом, выразительным ртом... Прекрасно переданы волнистые волосы с прядью, спускающейся на чело, раздвоенная борода и усы. К узнаваемым деталям почерка мастера Лазаря надо отнести изображение ушей, показанных удлиненной петелькой в гуще волос.
Только единожды мы встретим подобное изображение Христа Спасителя на русских изделиях в технике перегородчатой эмали. Это медальон барм нагрудного княжеского украшения из Киевского клада 1824 года. Клад до нас не дошел, но русский историк Николай Павлович Кондаков так описал медальон с образом Иисуса Христа: "Изображение Спасителя отличается превосходной работой, строгим типом: можно думать, что нимб был изумрудный или темно-синий, так как внутри эмали сделаны еще разводы, припаянные на дно лоточка; темно-каштановые волосы, сильно удлиненный овал лица....
Приведенный в работе Кондакова рисунок медальона обнаруживает несомненное сходство с изображением Иисуса Христа на Полоцком кресте Лазаря Богши. Оно не только в самом типе лика или таких деталях, как прядь волос на челе и петельки ушей в гуще волос, но и в изображении Евангелия с четырсхлепестковым цветком на окладе. Совпадение столь полное, что изготовление медальона с образом Христа Спасителя на бармах из клада 1824 года имено мастером Лазарем Богшей представляется бесспорным.
Это значит, что где-то в середине XII столетия эмальер Лазарь Богша исполнял заказы Киевского великого князя, очевидно, в его ювелирной мастерской.
Искусство из Грузии.
Киев и Полоцк входили в единый круг художественных древностей, отличавшийся от круга новгородского. Мастер Лазарь Богша, судя по некоторым диалектным особенностям надписей креста, происходил из белорусских земель, однако несомненно то, что он долгое время работал в Киеве. Будучи обладателем подлинного таланта и профессионального мастерства самого высокого класса, он создал целое художественное направление в древнерусских произведениях эмальерного искусства. В таком случае, становится понятно, почему ряд особенностей его личного творческого почерка был заимствован рязанскими эмальерами, вышедшими явно из киевских мастерских. Кроме того, эмальерная школа мастера Лазаря в конце XII века распространилась и в мастерских удельных княжеств. Где же учился сам Лазарь? В основе эмальерного дела на Руси лежала греческая традиция. Но некоторые черты работ мастера Лазаря Богши позволяют предположить, что он был знаком и с грузинскими эмальерами и их произведениями. Ведь именно Грузия первой восприняла от Византии искусство перегородчатой эмали.
Именно у грузинских эмальеров он мог перенять манеру передачи лика Спасителя. Однако, столь характерный для грузинских эмалей восточный тип ликов у мастера Лазаря сглажен, а иногда он уступает место некоторой славянизации. Так, образ Пресвятой Богородицы с округлым, слегка полноватым ликом совсем не несет в себе восточной традиции. Но при том другие общие для Лазаря и грузинских эмальеров черты лика и здесь очевидны: густые овально изогнутые брови, большие глаза, правильный нос...
Нет ничего невероятного в том, что Лазарь Богша был знаком с достижениями грузинских эмальеров. Именно в этом веке в русской архитектуре появляются зримые отзвуки закавказской традиции белокаменной резьбы. Уже заключались династические браки: сын благоверного князя Андрея Боголюбского Георгий стал мужем царицы Тамары. А установление династических связей между государствами часто сопровождалось обменом мастерами и их произведениями.
В возможности определенных взаимных отношений мастеров или их произведений, попадавших на Русь из Грузии и наоборот, еще больше убеждает нас буквальное совпадение некоторых орнаментальных сюжетов, использованных мастером Лазарем Богшей в работе над крестом, с орнаментальными мотивами грузинских эмалей.
Надо сказать, что орнаменты
в произведениях с
Такими элементами в растительном
орнаменте стали
Композиции, составленные их этих элементов, на кресте мастера Лазаря отличаются четкостью, совершенством исполнения. Это можно объяснить только работой с эскизом, переносившимся на пластины креста буквально. На русских изделиях с перегородчатой эмалью только в двух случаях мы встречаемся с аналогичными композициями в столь же совершенном исполнении: на цате из Каменного брода концевые пластины украшены точно такими же розетками из ветвей, как и пластина с изображением апостола Павла на Полоцком кресте. Эти пластины на цате первоначально принадлежали какому-то другому украшению. Их почти буквальное сходство с пластиной, изготовленной мастером Лазарем для креста Евфросинии Полоцкой, позволяет отнести пластины с Каменнобродской цаты к его собственным произведениям!
На эмалгвых изделиях русской работы этот сюжет более не повторится. Но в Грузии, на иконе Пресвятой Богородицы XI века из Цилгани, этот сюжет украшает нимб. Два русских варианта того же орнамента вполне могут демонстрировать этапы его освоения в эмальерном деле Руси. Близость его редакции на Каменнобродской цате и на Полоцком кресте говорит о выполнении этого сюжета самим мастером Лазарем Богшей или учеником в его мастерской в 50-60-е годы XII столетия.