Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:19, реферат

Краткое описание

Леонардо да Винчи – "универсальный человек", живописец (правда, сам он в большей степени считал себя инженером, нежели художником), скульптор, архитектор и, вместе с тем, анатом, математик, физик, естествоиспытатель.
Этот человек воплотил в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса. Все в нем поражает: и совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее.

Содержание

Введение 3
1. Леонардо да Винчи – инженер и изобретатель 4
2. Леонардо да Винчи – художник 9
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Леонардо да Винчи.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

Леонардо даёт новаторское решение старой темы, глубоко раскрывая чувства людей. Нарочито изменив размеры трапезной, её стола, выдвинув его на первый план, Леонардо сосредоточил внимание на драме человеческих страстей, контрастах темпераментов, характеров. Фигурам апостолов противопоставлен Христос. Он спокоен, грустен, почти бесстрастен. Он – вершина пирамиды – образ всепонимания, всепрощения. На лицах апостолов целая гамма разнообразных чувств – недоумение, гнев, испуг, отчаяние. Композиция и здесь цельна, уравновешена, подчинена своему центру.

Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, однако он узнаётся сразу же – по тени, покрывающей его лицо, по отпрянувшей назад фигуре, по судорожному жесту сжимающей 30 серебряников в руке. Все жесты, взгляды, чувства других апостолов устремлены к Христу, лишь фигура Иуды "отшатнулась", откинулась назад.

Переливы цвета – розового, желтого, голубого "прокатываются волной", как бы передавая волнение, смятение апостолов только что прозвучавшей вестью. Христос как бы ставит точку в своём суждении, останавливает движение, устремлённое к нему, положив руку ладонью вверх: "Истинно говорю вам".

Но все же, когда мы произносим имя Леонардо Да Винчи, нам вспоминаются его женские образы, его Мадонны.

Мадонна Бенуа. В поисках законов бытия автор был первым художником, который научился творить в совершенной свободе. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С помощью светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов. Основная идея картины традиционна для эпохи Возрождения: человек – венец природы. Смысл его жизни в полном раскрепощении его энергии и воли, как у этой юной матери, радостно играющей с сыном.

Это первая мадонна эпохи Возрождения, облик которой лишен святости. Но это – поэзия материнства! Ребёнок познаёт мир через свою мать (она ему открывает его красоту – цветок). Мать познаёт мир в своём ребёнке. Символичен и цветок – крестоцвет.

В этой работе уже наметились особенности искусства Леонардо, которые будут характерны для искусства Высокого Возрождения: интерес к психологическим решениям, тонкой передаче и выразительности чувств; композиционно точное пространственное построение; стремление к лаконичности, обобщению; расположение персонажей не на фоне далёкой перспективы, а внутри пространства; создание взаимосвязи и ощущения воздуха между персонажами и окружающей средой с помощью тончайших переходов светотени и воздушности контуров. Сам Леонардо даёт название этому приёму – сфумато, "пропадание очертаний", дымчатая светотень. "Если линия, а также математическая точка суть вещи невидимые, то и границы вещей, будучи линиями невидимы…а потому ты, живописец, не ограничивай вещи…" – пишет Леонардо.

Мадонна Литта. Это необыкновенно лирический образ, волнующий искренностью материнского чувства, красотой образов. Это полотно интересно в плане раскрытия эстетики Леонардо. Создавая идеальный образ, художник как будто и не стремится к идеальному. Он неразрывно связан с жизнью. Точка отсчёта для него – реальность. Он как бы утверждает, что красота не идеальна, она реальна. Мы её видим, воспринимаем: мир прекрасен и иным быть не может.

Совершенство Леонардо ищет не в идеальном, а в реальности, которая совершенна. Интересно, что у этой мадонны нет маникюра, что означает, что она не аристократка.

Мадонна в гроте. Это первая монументальная алтарная композиция Леонардо. Образы Марии, Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и ангела объединены действием, жестами, настроением поэтической одухотворённости. Они написаны как гармоничная пирамидальная группа. Персонажи евангельской легенды воспринимаются как воплощение мирного счастья. С точностью учёного, со знанием геологии написаны породы в скалах, структуры натёков в пещере.

Лучшей, наиболее глубокой, загадочной и волнующей картиной Леонардо является его "Мона Лиза" (Джоконда).

С лёгкой руки Вазари эта работа вошла в историю искусства как портрет Моны Лизы, жены богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Это поистине удивительное произведение.

Это единственная работа Возрождения, где психологический рисунок образа выявлен через его внешние черты. Невозможно представить более простой, ясной, более завершенной композиции. Контуры исчезли, они смягчены полусветом. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется спокойствием фигуры. Плавные извивы среди скал перекликаются с движением пальцев, складками одежды. Фигура жива и трепетна. Приковывающая внимание улыбка поразительна с направленным, словно испытующим взглядом. Что в ней? Мудрость и лукавство, высокомерие человека, постигшего тайну. Она знает, помнит нечто, что нам ещё недоступно.

Заключение

Леонардо был основателем Высокого Возрождения. Его творчество – это первооткрытие, первый мощный качественный сдвиг в искусстве. Оно стало средством познания мира. Леонардо – новый тип художника: мыслитель, учёный, человек обширных и многогранных возможностей. Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения.

Автор знаменитой "Мона Лизы", чья улыбка очаровала не одно поколение, еще при жизни прослыл человеком-загадкой: художника называли служителем дьявола, приписывали мастеру оккультные способности и, одновременно, отмечали в нем признаки божественного духа. Столетия спустя в да Винчи признавали великого провидца – многие из его изобретений, хотя и нашли свое воплощение лишь на бумаге, значительно предвосхитили время.

Творческий кругозор изобретателя распространялся не только на военное дело и теорию воздухоплавания, но и на бытовые вещи. Если бы его попытки внедрить свои новшества в повседневный обиход увенчались успехом, то это эхом отразилось бы во всех областях человеческой деятельности – от путешествий до архитектуры, и наша цивилизация сейчас выглядела бы иначе.

Известно мнение, что больших успехов в искусстве Леонардо не смог добиться из-за сильного его увлечения естественными науками. Однако биограф, его современник, отзывается о нем так: "Леонардо имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой". Это высказывание подтверждает и биограф Вазари: "Препятствия лежали в самой душе Леонардо. Именно они побуждали его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний".

Список литературы:

1. Дживелегов А.К. Леонардо  да Винчи.– М., 1974

2. Зубов В.П. Леонардо да  Винчи. – М.-Л., 1962

3. Леонардо да Винчи. Избранные  произведения. В 2-х т./ Репринт с  изд. 1935 г. – М.: Ладомир, 1995

4. Любимов Л. Искусство  Западной Европы. – М.: Просвещение, 1982.

5. Платонова Н.И. Этюды  об изобразительном искусстве. –  М.: Просвещение, 1993

6. Джорджо Вазари. Жизнеописание  Леонардо да Винчи, флорентийского  живописца и скульптора.

 


Информация о работе Леонардо да Винчи