Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:51, реферат
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Ни-колая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г.
В этой могущественной семье огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин.
Введение ………………………………………………………………....…...3
1. Необходимость реформ …………………………………………………..5
1.1 Отмена крепостного права ………………………………………….….6
1.2 Земская реформа …………………………………………………….….9
1.3 Городская реформа …………………………………………………....10
1.4 Судебная реформа ……………………………………………………..11
1.5 Военная реформа ……………………………………………………....12
1.6 Реформы в области просвещения ………………………………….....14
1.7 Реформы в области печати …………………………………………....15
2. Убийство императора ……………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………………19
Список литературы …………………………………………………………20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
торгово-экономический
Иркутский филиал
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Отечественная история»
на тему: «Либеральное реформаторство Александра II. Буржуазные реформы 60 – 70 гг. XIX в., их социально-экономические последствия.»
Выполнил:
Специальность: « Экономика и управле-
Михайлова Е.В.
Иркутск,2010
Содержание:
Введение ………………………………………………………………....….
1. Необходимость реформ …………………………………………………..5
1.1 Отмена крепостного права ………………………………………….….6
1.2 Земская реформа …………………………………………………….….9
1.3 Городская реформа …………………………………………………....10
1.4 Судебная реформа ……………………………………………………..11
1.5 Военная реформа ……………………………………………………....12
1.6 Реформы в области просвещения ………………………………….....14
1.7 Реформы в области печати …………………………………………....15
2. Убийство императора ……………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………………19
Список литературы …………………………………………………………20
Введение
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Ни-колая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г.
В этой могущественной семье огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий, который давал не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике, о системе мировоззрения. Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.
Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой – Вильгельминой –Августой – Софией - Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной.
С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сна-чала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным гене-ралом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путе-шествий неоднократно заменял своего отца. Таким образом, 37- летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь «Осво-бодитель».
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т.д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т.п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
В этот период
была в разгаре и принимала
неблагоприятный оборот Крымска
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние не-достатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."
На первом месте, конечно же, была
идея освобождения крепостных. В своей
речи перед представителями
Однако существует и другая точка зрения, относительно этой реформы, согласно которой, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.
Крестьянская реформа
1.1 Отмена крепостного права
3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.
В феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зави-симости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреж-дены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением мате-риалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: боль-шинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».
Проект «Положений о
Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.
«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего, была объявлена обязанность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязанность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.
«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.
«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.
Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.