Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:59, доклад
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс (сословие), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта: поместные дворяне, крестьяне, государство. Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
ЭССЕ на тему «Либеральные реформы Александра II и его значения»
Начатые Александром II преобразования носили комплексный характер и включали в себя крестьянскую реформу (отмену крепостного права), земскую и городскую реформу, судебную реформу, реформы в сфере цензуры и образования. Эти либеральные реформы я сейчас и буду рассматривать.
Крестьянская реформа
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс (сословие), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта: поместные дворяне, крестьяне, государство.
Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
Что можно сказать о реформе? Это была достаточна гибкая реформа. Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново;
- задачу аграрного устройства страны;
- проблемы государственного управления.
В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд);
- волостное (старейшина, волостной сход, суд).
Таким образом достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Острее оставалась проблема земли, явившая самый настоящий пример принудительной продажи земли. Не крестьяне, не помещики фактически не могли отказаться от земли. 9 лет землю нельзя было продавать. Земля на дела давалась крестьянам бесплатно.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.
Земская реформа и городская реформа
Земская реформа готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение властей:
земский съезд, бывший
- новая легитимация
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
Результаты земской реформы:
- организация начального
образования в России и
-Организация медицинского обслуживания;
- появление земской статистики;
- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.
Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов;
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3;
- в третью курию входили
те, кто отдавал минимальные
Существовал имущественный принцип, из которого проистекало неравномерное количественное распределение количества человек по куриям.
Судебная реформа
Это была радикальная реформа, сделанная с чистого листа. Один из шагов к формированию правового государства.
В разработке реформы принимали участие профессора Московского Университета. За основу бралось Римское право и законодательство европейских стран.
Независимость суда обеспечили за счет следующих факторов:
- судьи были независимыми;
-судьи не получали
надбавок от государства,
-император имел только право помилования.
Права гражданина обеспечивались за счет следующих факторов:
- суд присяжных (с
- вводился институт присяжных поверенных (фактически адвокаты).
Результатом судебной реформы стало возникновение классической идеальной системы. Появилась возможность нового механизма диалога, так как граждане строили отношения с государством как государственная и общественная структура. Но все это мешало государству контролировать судебную систему. В 1878 году прошел суд над Верой Засулич, вынесший оправдательный приговор. После этого государство изъяло политические процессы из ведомства судов присяжных.
Реформы в сфере цензуры и образования
В какой-то степени период Великих реформ можно также охарактеризовать как период некого культурного замешательства. В 1857-1860 произошло возникновение стихийной гласности, произошло без какого-либо вмешательства правительства. Но правительству пришлось решать, что с этой гласностью делать.
Выходят романы «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать» Чернышевского. Идет издание журналов «Современник» Некрасова, «Русское слово» Писарева. Увеличивается тираж газет, которые составляют журналам реальную конкуренцию. Формируется новая культура ценностей, одной из которых становится нигилизм. Происходит абсолютизация естественных и точных наук. Популярна теория Дарвина. Отношение к пользе становится позитивистским и утилизаторским.
И все это выходит из под контроля власти. Встает вопрос о разработке нового устава о цензуре.
1-й проект в 1861 году был составлен писателями (Катков, Аксаков, Чернышевский) и поступил на рассмотрение к министру народного просвещения Головину, который попытался организовать общественную дискуссию, предлагая обществу внести свои проекты.
Однако вскоре все дела цензуры переходят в ведомство министерства внутренних дел. В 1863 году выходит «Устав о цензуре», основанном на карательном принципе. Редактор мог опубликовать произведение, но в случае непредвиденной реакции мог быть вызван в суд. Таким образом, была вероятность встречи государства и издателя на нейтральным поле, так как судебная система находилась вне контроля государственного аппарата.
В этот же период происходит активизация студенчества. Возникают все новые и новые студенческие кружки. Происходят масштабные празднования Татьяниного дня, воспринимающиеся студенчеством как демонстрации интеллектуального братства, а правительством - как вызов.
В результате появляется идея о новом университетском уставе, который и выходит в 1863 году. Новый устав предусматривал значительную автономию университетов. Все должности в университетах занимались людьми по выбору, но утверждались императором. Вводится ограничение сроков обучения. Закрепляется определенная направленность специалистов (историко-философский, математический, юридический, медицинский факультеты). Вводится плата для вольных слушателей. Вводятся вступительные экзамены.
В этот же период расцветает женское образование и женские курсы, где лекции читают самые передовые профессора. В порядок приводится и среднее образование. В 1864 году выходят школьный и гимназический уставы.
Информация о работе Либеральные реформы Александра II и его значения