Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:03, реферат
Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.
Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.
Либеральные
реформы 1801-1815 гг.
Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.
Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.
В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г .), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.
Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.
В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г . был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.
С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г . Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.
Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г . был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.
В 1810-1811 гг. была
закончена реформа системы
В начале 1811
г . Государственный совет
Таким образом,
реформы начала первого периода
царствования Александра I носили весьма
ограниченный характер, но они достаточно
упрочили его положение как самодержавного
монарха, будучи результатом компромисса
между либеральным и консервативным дворянством.
Внешняя политика
В первой половине
XIX века четко определились два направления
во внешней политике России: 1) ближневосточное
борьба за укрепление, своих позиций в
Закавказье, на Черном море и на Балканах
и 2) европейское — участие России коалиционных
войнах против наполеоновской Франции.Начало
XIX в. было ознаменовано резким обострением
международной обстановки не только на
Востоке, но и в Европе.К этому времени
под властью Наполеона находилась почти
вся Центральная и Южная Европа. Агрессивность
Наполеона, перекроившего карту Европы,
вовлекала в фарватер англо-французского
соперничества многие европейские страны.
В результате англо-французское соперничество
приобрело общеевропейский характер и
заняло ведущее место в международных
отношениях этого периода.
Основные направления внешней политики России определились еще в XVIII веке, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя.
На западе Россия
активно участвовала в
На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII века Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.
На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эта территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего кавказского региона в состав Российской империи.
К этим традиционным направлениям в первой половине XIX века добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии [1, c. 158].
2. Отечественная война 1812 года
Союз между Россией и Францией имел временный характер. Это понимали, и в Париже, и в Петербурге, хотя многие сановники обеих стран выступали за сохранение мира. Однако противоречия накапливались и вели к открытому конфликту.
12 нюня 1812 года почти 500 тысяч солдат Наполеона, перейдя реку Неман, вторглись в Россию. Император Александр, находившийся в Вильно, попытался через своего адъютанта генерала А. И. Балапюва предложить Наполеону мирный исход конфликта, если его армия покинет русскую территорию. Но Наполеон отклонил всяческие переговоры о мире.
Началась Отечественная война, названная так потому, что против французов сражалась не только кадровая русская армия, а почти все население страны (в ополчении, в партизанских отрядах). Кадровая русская армия насчитывала более 220 тысяч человек, причем она была разделена на три части. Первая армия генерала М. Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, вторая — генерала П.И.Багратиона — в Белоруссии, третья армия — генерала А. П. Тормасова — на Украине.
План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские армии отступали на восток, сохраняя свои силы и изматывая противника. 2 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Здесь в двухдневной битве Наполеон потерял 20 тысяч солдат и офицеров, русские — 6 тысяч [5, с. 211].
Война принимала
затяжной характер. Русская армия
продолжала отступать, заманивая противника
вглубь страны. 17 августа главнокомандующим
был назначен вместо М. Б. Барклая-де-Толли
соратник и ученик Суворова М.И.Кутузов.
Александр I недолюбливал Кутузова, но,
учитывая патриотическое настроение армии
и народа и всеобщее недовольство отступлением
(тактика, избранная Барклаем-де-Толли),
назначил его командующим.
Движение декабристов - |
Отказ правительства от политик В 1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (Союз русских рыцарей, Священная артель. Семеновская артель). Их основатели М.Ф. Орлов, М.А.Дмитриев-Мамонов, А. и М. Муравьевы считали недопустимым сохранение крепостного состояния крестьян и солдат, совершивших гражданский подвиг во время наполеоновского нашествия. В феврале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения. В эту централизованную конспиративную организацию вошли 30 патриотически настроенных молодыхвоенных. Через год Союзом был принят "статут" - программа и устав, после чего организация В 1818 г. специальная комиссия (С.П. Трубецкой, М. Муравьев, П.П. Колошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета "Зеленой книгой". Первое тайное общество было ликвидировано и создан Союз благоденствия. Конечные цели Союза - политический и социальный переворот. Вскоре в Союзе благоденствия насчитывалось около 200 членов. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального характера. Однако неудовлетворенность просветительской деятельностью В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренн После ликвидации Союза благоденствия в Петербурге сразу сформировалось новое тайное общество - Северное, основное ядро которого составили Н. Муравьев, Н. Проект Муравьева обсуждался в Северном обществе, но не стал документом, выражающим взгляды всех членов общества. Все большую силу в Северном обществе набирало более радикальное течение, которое возглавил Кондратий Федорович Рылеев ( Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг.: велась подготовка к открытому вооруженному выступлению, шла упорная В мае 1821 г. о заговоре декабристов стало известно императору: ему донесли о планах и составе Союза благоденствия. Но Александр I ограничился словами: "Не мне их казнить". |
Основная статья: Внешняя политика России при Николае I
возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне враждебной России коалиции, что Николай I расценил как неблагодарное вероломство; русско-австрийские отношения были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.
Впрочем, австрийцам император помогал не просто из благотворительности. «Весьма вероятно, что Венгрия, победив Австрию, в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была бы оказать деятельное содействие замыслам польской эмиграции», — писал биограф генерал-фельдмаршала Паскевича кн. Щербатов.
Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.
Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости. Впервые эта политика была применена в Аккерманском договоре с Турцией 1826 года. По этому договору Молдавия и Валахия, оставаясь в составе Османской империи, получили политическую автономию с правом избрания собственного правительства, которое формировалось под контролем России. Спустя полвека существования такой автономии на этой территории было образовано государство Румыния — по Сан-Стефанскому договору 1878 года. «Совершенно таким же порядком, — писал В.Ключевский, — шло освобождение и других племен Балканского полуострова: племя восставало против Турции; турки направляли на него свои силы; в известный момент Россия кричала Турции: „Стой!“; тогда Турция начинала готовиться к войне с Россией, война проигрывалась, и договором восставшее племя получало внутреннюю независимость, оставаясь под верховной властью Турции. При новом столкновении России с Турцией вассальная зависимость уничтожалась. Так образовалось Сербское княжество по Адрианопольскому договору 1829 года, греческое королевство — по тому же договору и по Лондонскому протоколу 1830 г…»[54]