Личность Екатерины Второй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: подробное изучение особенностей внутренней политики, в части аспектов государственного управления, с последующей систематизацией интересного опыта, для формирования общих рекомендаций управленческим кадрам.

Содержание

Глава 1
Введение
Личность Екатерины Второй
Восшествие на престол и начало царствования.
Глава2
Забота о благе страны и народа.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Законодательная деятельность.
Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
Генеральное межевание.
Административно-территориальное деление и местное управление.
Жалованные грамоты.
Власть. Уложенная комиссия.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по истории сословная политика рабочий вариант.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Екатерина II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако орган такой остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при Сенате в столице и при сенатской конторе в Москве. Екатерина II вывела Тайную экспедицию из ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

      В управлении государством Императрица  Екатерина придерживалась так называемого  просвещенного абсолютизма, суть которого раскрывается ниже.  

Суть  просвещенного абсолютизма Екатерины II.

      Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

      Развитие  и воплощение начал просвещенного  абсолютизма в России приобрело  характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

      Политика  Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей  политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленное общение ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

      Задачи  “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. Однако, в реальной жизни декларации императрицы не редко расходились с делами, что видно из истории ее законодательной деятельности, описанной далее.

Законодательная деятельность.

      Вскоре  после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник  законов (Соборное Уложение 1649 г.) был  издан при Алексее Михайловиче, при этом жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Свое внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права. Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье «О духе законов». В нем автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. Законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Другим источником был трактат «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа. Он выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства.

Опираясь  на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к формулированию общих принципов будущего свода  законов Российской империи. Они  были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток.

      Особенно  большой осторожности она требовала  от судей. “Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми. Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

      Однако отмена крепостного права не состоялась по нескольким причинам. Во-первых, такую реформу не поддержало бы дворянство, составлявшее в ту пору основу русской армии и опору самодержавия, во-вторых: по стране прокатились крестьянские восстания, что привело к опасениям правящего класса о неуемности аппетитов русского крестьянства.

      Важный  момент в «политике просвещенного  абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Необходимость нового свода законов  чувствовалась уже давно. После  Соборного Уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и  Боярской Думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре I, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по разработке нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о необходимости созыва подобной комиссии, но из представителей из разных сословий, высказывали многие публицисты. В 50-60-е годы составили списки депутатов.

Императрица написала Наказ для Комиссии. Это  была компиляция из сочинений французских  просветителей XVIII века. Сенат разослал его по учреждениям. Но читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Крепостные крестьяне и духовенство представительства не получили. От дворян было 189 человек, от учреждений - 28, города дали 216 депутатов, крестьяне – 24.

Комиссия  открылась в июле 1767 года. Преобладание дворянских представителей, верноподданнические  чувства большинства депутатов объясняют тот факт, что в начале своей работы Комиссия приняла решение – поднести императрице титул «Великой, Премудрой, Матери Отечества». Оно получило статус закона, который стал единственным непосредственным результатом работы Комиссии.

Члены Комиссии читали и обсуждали наказы с мест и статьи будущего Уложения, подготовленные в частных комиссиях. В связи с начавшейся войной с Турцией, Комиссия в январе 1769 года была распущена, правда, частные комиссии продолжали работу над материалами, которые позднее были использованы при проведении областной реформы и подготовке жалованных грамот дворянству и городам. Указ от 4 декабря 1774 года возвестил об окончательном роспуске Комиссии.

Изучая  положение дел, Екатерина желала ознакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 году ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 – в Остзейский край, в 1767 проехала по Волге до Симбирска. Как писал по нее историк Соловьев: «Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями».

      Теперь в общественной и законодательной деятельности она могла действовать вполне сознательно и определенно, что подробно описано далее.

      Общественные  и экономические  инициативы Екатерины  второй

      В 1765 году при поддержке императрицы в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание общества было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. Общество начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

      Деятельность  общества способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

      В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы  предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь  дворянству: оно обладало крепостными  трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными. Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина II в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.

      В 1765 году получило свое продолжение  Государственное межевание начатое  еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения  было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о генеральном межевании и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около 70 млн. га). Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном межевании ничтожно - около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе “генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных “дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер генерального межевания проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы. Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Информация о работе Личность Екатерины Второй