Личность Ивана IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:23, реферат

Краткое описание

Многое переменилось в жизни европейских народов в XVI в. На континенте еще господствовал феодализм, но в передовых западноевропейских странах подспудно стали складываться буржуазные отношения. Великие географические открытия положили начало мировой торговле и созданию колониальной системы, обогатившей буржуазию. Наступила эпоха ранних буржуазных революций. Первая такая революция победила в Нидерландах, освободившихся от испанского владычества. Реформация в Германии, направленная против феодальной реакции, совершила переворот в области идей..

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА IV 4
ОТ РЕФОРМ К ТИРАНИИ. 8
ОПРИЧНИНА 9
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ИВАНА IV 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.docx

— 45.36 Кб (Скачать файл)

                  Министерство образования и науки  РФ

 

СПБГТИ(ТУ)

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «История России»

на тему:

«Личность Ивана IV »

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Попова В.В

 

Проверил:

Потехина И.П

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург, 2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Многое переменилось в жизни европейских народов в XVI в. На континенте еще господствовал феодализм, но в передовых западноевропейских странах подспудно стали складываться буржуазные отношения. Великие географические открытия положили начало мировой торговле и созданию колониальной системы, обогатившей буржуазию. Наступила эпоха ранних буржуазных революций. Первая такая революция победила в Нидерландах, освободившихся от испанского владычества. Реформация в Германии, направленная против феодальной реакции, совершила переворот в области идей..

Лицо Европы преобразилось.  Если Италия и  Германия не смогли преодолеть  феодальную  раздробленность, то Франция   и   Англия   превратились   в   абсолютистские   централизованные монархии. На востоке Европы возникла огромная держава — единое Российское государство.

Страны Восточной Европы добились в XVI в. крупных экономических успехов, выразившихся в расцвете торговли и ремесел, в росте городских центров. Но, несмотря на достигнутый прогресс, в этих странах победила феодальная реакция. Немецкое дворянство закрепостило крестьян, жестоко подавив крестьянское восстание. Волны крепостничества захлестнули сначала Польско-литовское государство, а затем, в конце XVI в., Россию. В силу неблагоприятных исторических условий, среди которых немаловажную роль играло страшное татарское нашествие, Русское государство несколько отставало в своем развитии. Губительные последствия иноземного ига давали о себе знать в течение длительного времени. Но русский народ стряхнул оцепенение. Русское национальное самосознание переживало подъем. В сфере литературы и 1 публицистики, летописания и книгопечатания, живописи и архитектуры появились замечательные мастера. Далекая Московия ощутила ветры европейской  Реформации. На ее культуру пал отблеск итальянского Возрождения.

Политическое развитие России в XVI в. отмечено было противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, которые опутывали русское общество густой пеленой. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени.

Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи. Она перестроила на новых началах отношения с татарским миром и западными соседями. Ее вооруженные силы повели борьбу за воссоединение западнорусских земель, попавших после татарского погрома под власть Литвы. Но страна все еще не располагала морскими гаванями, через которые она могла бы установить тесные экономические связи с развитыми странами Запада. Вопрос о завоевании выхода к морю был поставлен на повестку дня.

Таким было время образования и укрепления Русского централизованного государства. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем, образцом государственной мудрости. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Ответ на подобные вопросы могут дать только факты. Проследим же

за ними терпеливо, со всей возможной тщательностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________

 

Скрытников Р.Г Иван Грозный : Изд-во «Наука» М. 1975 с5-8

 

Детство и юность Ивана IV

Формирование характера человека начинается с раннего детства, детские впечатления всегда оставляют глубокий след в душе человека и во многом определяют весь ход развития его личности, поэтому практически во всех работах, посвященных Ивану IV, особое место уделяется исследованию среды, в которой воспитывался будущий государь.

На долю царевича в детстве выпало много испытаний. Его отец, великий князь Василий III, умер в 1533 году, когда малолетнему Ивану было всего 3 года. Перед смертью Василий III “приказа великое княжие сыну своему большому Ивану и нарече его сам при своем животе великим князем и приказа его беречи до пятнадцати лет своим боярам немногим”1, то есть назначил опекунский совет, в который вошли представители знатнейших боярских родов. Опекуны Шуйский, Глинский, Захарьин и другие получили возможность управлять государством, не считаясь с мнением Боярской думы, что, естественно, привело к раздорам и борьбе за власть. Князь Юрий Дмитровский, брат покойного великого  князя, предпринял попытку овладеть престолом, но был арестован. Едва похоронив мужа, Елена Глинская, мать Ивана IV, завела фаворита в лице конюшего боярина Овчины-Оболенского, которому удалось добиться решающего влияния в Думе. В результате уже в 1534 году Михаил Глинский, глава опекунского совета был арестован по обвинению в убийстве Василия III. Был схвачен и умер в заточении Андрей Старицкий, последний законный претендент на трон (не считая, само собой, малолетнего царевича). Однако правление Глинской продолжалось недолго - в 1538 году она скончалась, возможно, княгиня была отравлена. Последующие годы ознаменовались непрекращающейся борьбой между Шуйскими и Бельскими, казнями и ссылками.

Таким образом Иван IV рос в атмосфере вражды и завистничества. Вот что пишет об этом Ключевский: “В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне"... Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих”2. С наблюдениями Ключевского во многом схожи выводы Платонова: “Он не видел добра и любви от бояр. Они только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его (Юрий) росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди (“яко убожайша чадь”)... Мальчик озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Он мечтал о мести боярам и уже в 13 лет успел отомстить одному из Шуйских (князю Андрею Михайловичу): Иван приказал своим псарям схватить его, и псари его убили”3. Многие историки отмечают неоправданную жестокость молодого Ивана: “он бросал кошек и собак с крыши дворца и вырывал перья у птиц, выкалывал им глаза и разрывал туловище”4. Большое влияние  на формирование личности Ивана IV оказал пережитый в детстве страх: в 1542, когда у власти находилась группировка Бельских, сторонники Шуйского ночью неожиданно напали на митрополита Иоасафа, поддерживавшего их противников. Митрополит укрылся во дворце великого князя, но мятежники силой ворвались в спальню маленького государя, чем страшно его напугали.

С другой стороны, во многом благодаря митрополиту Макарию, Иван IV пристрастился к чтению и к 16 годам поражал окружающих своими разносторонними знаниями. Тем не менее, систематического образования царевич не получил “и оказался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной и могущественной державы, а окружали его случайные люди. Неудивительно, что свое совершеннолетие Иван IV ознаменовал опалами да казнями”5.

Итак, в 1546 году Иван IV достиг совершеннолетия, и для укрепления пошатнувшегося престижа власти было принято решение, что Иван IV официально примет титул царя, равнозначный императорскому титулу, что и было приведено в исполнение в 1547 году. Здесь следует подробнее остановиться на том, как молодой монарх относился к самой идее власти. Представления о происхождении власти Иоанн почерпнул из Священного Писания, которое изучал много и охотно. Он всегда наполнял свою речь цитатами из Библии, обрушивая на собеседника поток имен, текстов и разнообразных примеров. В послании князю Курбскому Иван IV четко излагает свои взгляды на государственную власть. Снова обратимся к Ключевскому: “С детства затверженные автором любимые библейские тексты и исторические примеры все отвечают на одну тему, все говорят о царской власти, о ее божественном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и подданным, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Несть власти, аще не от бога”6. Теория эта, однако не имела практической основы и потому, как считает Ключевский, превратилась в “орудие личной злости, безотчетного произвола”7.

Вскоре после помазания Ивана IV на царство произошло событие, которое сильно повлияло на дальнейшее развитие мировоззрения царя и вместе с тем, по мнению некоторых историков, завершило собой период боярского правления. Летом 1547 года в Москве начался мятеж, вызванный недовольством злоупотреблениями властей. В столице вспыхнул пожар, который уничтожил большую часть построек. В поджоге обвинили бабку царя, Анну Глинскую. Разъяренная толпа двинулась к царской резиденции на Воробьевых горах, требуя выдачи преступницы. Род Глинских пал и был отстранен от управления страной. Легенда гласит, что во время пожара и волнений к царю явился протопоп Сильвестр, один из приближенных митрополита Макария, “указывая Ивану, что пожар Москвы он должен понимать как наказание Господне за его царские грехи. Сильвестр потряс душу молодого царя и овладел его волею. Государь решился посвятить себя заботам о народе...”8. Именно с этого момента начала складываться так называемая Избранная Рада, группа передовых общественных деятелей (в состав Рады вошли князья Курбский, Курлятев, Воротынский, митрополит Макарий, Сильвестр, ставший духовником государя, дьяк посольского приказа Висковатый и любимец царя, постельничий Алексей Адашев), которая, во-первых, подготовила и с одобрения государя провела целый ряд важных реформ, а во-вторых, оказала сдерживающее влияние на развитие пороков молодого царя. Реформы Ивана IV заслуживают отдельного подробного рассмотрения, но не являются предметом работы, и поэтому я не стану на них останавливаться, равно как и на внешнеполитических аспектах деятельности Ивана Грозного. В том же 1547 году царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой, по-видимому единственной женщине, которую он по-настоящему любил.

 

От реформ к тирании

Следующей вехой нравственного развития Грозного является династический кризис 1553 года, когда противоречия между Избранной Радой и Захарьиными-Юрьевыми, родственниками царицы перешли в открытую вражду. Царь серьезно заболел и, не надеясь выздороветь, стал думать о завещании. Он собирался оставить царство своему сыну, малолетнему Дмитрию, и хотел, чтобы бояре немедленно ему присягнули. Однако часть бояр, памятуя о потрясениях времен боярского опекунства и не желая оказаться под властью Захарьиных, отказалась присягнуть царевичу, намереваясь передать престол двоюродному брату царя, князю Владимиру Старицкому. Известие о том, что Сильвестр также поддерживает кандидатуру Владимира, потрясло Ивана IV. С большим трудом удалось убедить бояр присягнуть царевичу, который, кстати, вскоре утонул в реке Шексне. Когда Иван IV выздоровел, он решил, как пишет Вивиан Грин, “не только устранить своих критиков, но и навсегда сломить власть бояр, которых он считал и врагами царя, и врагами русского народа. Сильвестр и Адашев попали в ссылку”9. Впоследствии оба они предстали перед судом, возможно, по обвинению в отравлении царицы Анастасии, смерть которой в 1560 году стала для Ивана IV очередным болезненным ударом. Адашев умер в заключении, а о судьбе Сильвестра, который был сослан в Соловецкий монастырь, ничего не известно. Болезнь, предательство бояр, и особенно смерть жены и сына сделали свое дело - государь стал еще более подозрительным и жестоким, им все больше овладевала идея полубожественного характера собственной власти, что вело к усилению противоречий с боярством. В 1558 году Грозный начал Ливонскую войну, крайне непопулярную среди высшей знати. К этому моменту эмиграция боярства, опасавшегося гнева царя, приняла массовый характер, а после смерти митрополита Макария и бегства в Литву князя Курбского в 1564 году противоречия переросли в открытые гонения на бояр, страна была ввергнута в опричную бойню.

Опричнина

К середине 60-х годов XVI века в окружении Ивана IV не осталось людей, которые могли бы хоть как-то сдерживать буйные страсти государя, характер его претерпел серьезные изменения. “Некоторые грани его личности, в особенности жилка садистской жестокости, стали более явными, находя выражение в припадках безудержного гнева”, - пишет Вивиан Грин. Она же называет введение опричнины “дальнейшим скачком по дороге вниз к видимому психическому расстройству”10.

Итак, в 1564 году царь выехал из Москвы в Александровскую слободу, откуда и были присланы в столицу знаменитые грамоты об отречении. Скрынников считает отречение хорошо продуманным политическим шагом. В своем обращении царь апеллировал к народу, поэтому под давлением обстоятельств Боярская дума была обратиться к государю с верноподданническим ходатайством и принять все поставленные Грозным условия, принять введение опричнины. Скрынников пишет: “Царь обрушил на стану “грозу”, чтобы искоренить непорядки в суде и защитить справедливость. На практике опричнина привела к неслыханным беззакониям, насилиям и кровопролитию. По своему деморализующему влиянию на русское общество террор можно сравнить разве что с монгольским игом”11. Я, однако, не буду касаться социально экономических и политических аспектов опричнины, я лишь попытаюсь проследить, каким образом кровавый террор повлиял на личность Ивана IV.

Здесь следует подробнее остановиться на нравах и обычаях Александровской слободы, государства в государстве, где поселился Иван IV. Покинув столицу, царь окружил себя новыми помощниками, набранными из подонков общества. Новое окружение государя не понимало целей, которые ставил перед собой Грозный, и поэтому все больше скатывалось к насилию, которое ничем не было ограничено. По мнению Валишевского, “ эти лукавые царедворцы  способствовали развитию у него влечения к грубому разврату и льстили некоторым садистским наклонностям, лежавшим, без сомнения в его натуре”12. Как уже говорилось, царь был весьма религиозным человеком, и Александровская слобода, где он поселился удивительным образом сочетала в себе черты кровавого вертепа и монастыря. Валишевский, например, считает, что опричнина по сути своей во многом походила на монастырское братство. Опричники при поступлении на службу произносили клятву, аналогичную клятве при пострижении в монахи, и в некотором роде отрекались от мира, не имея права поддерживать связь даже с близкими родственниками, если те остались в земщине. В слободе действовал устав, подобный монастырскому. Около 300 наиболее близких к государю опричников надевали на свои золотые кафтаны черные рясы и принимали участие в сложных религиозных обрядах, в которых Иван IV исполнял роль игумена, Вяземский - келаря, а Скуратов - пономаря. Мне кажется, что в этих богохульных обрядах в полной мере раскрывалась болезненная неуравновешенность и противоречивость личности Грозного. В соответствии с представлениями Ивана крайнее благочестие полностью искупало крайний разврат, которым были заполнены перерывы между церковными службами. Существует масса отвратительных легенд, повествующих о развлечениях, которым предавался царь и его приближенные.

Информация о работе Личность Ивана IV