Личность и деятельность П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Личность и деятельность П.А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызвало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения “столыпинский галстук”, “столыпинский вагон” стали нарицательными.

Вложенные файлы: 1 файл

Столыпин.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Он предложил следующие  направления деятельности правительства:

Решение земельного вопроса;

Обеспечение свободы  личности;

Укрепление начал  веротерпимости и свободы совести;

Упразднение административной высылки;

Введение местного самоуправления, в том числе в  Прибалтийском Западном крае и Царстве  Польском;

Передача самоуправлению части государственных доходов;

Преобразование полиции, передача политических дознаний из ведения  жандармской полиции следствию, установление точной сферы действия полиции;

Преобразования судов, допущение защиты на предварительном  следствии;

Реформа рабочего законодательства, ненаказуемость экономических стачек, государственное страхование рабочих, снижение продолжительности труда, снижение норм малолетним, организация врачебной помощи;

Защита интересов  русской торговли и промышленности на Дальнем Востоке, постройка Амурской железной дороги;

Школьная реформа, улучшение материального положения  преподавателей, общедоступность, а  впоследствии – и обязательность начального образования;

Возрождение армии  и флота.

Впоследствии речи Столыпина производили большое  впечатление на думцев. 10 марта он выступил с изложением правительственной  концепции разрешения аграрного  вопроса. 10 мая выступил с речью  об устройстве быта крестьян и о  праве собственности. Эта речь стала  наиболее знаменитой не потому, что  в ней изложены социальные и экономические  аргументы, а потому, что он –  последний защитник империи.

Одновременно в  Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер  против революционеров. Правительство  требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов  отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против “незаконных действий полиции”.

Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит  свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью  двух провокаторов было состряпано обвинение  социал-демократической фракции  второй Думы в подготовке ее военного заговора.

Манифестом 3 июня 1907г. Вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был справедливо назван государственным  переворотом, он был совершен в нарушении  манифеста 17 октября и основных законов 1906г., согласно которым ни один закон  не мог быть принят без санкции  Государственной Думы.

Избавившись от оппозиционной  думы, Столыпин теперь мог проводить  политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости  обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.

3. III ГОСДУМА.

Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в третьей  Думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий-84 (около 20%), торговцы 36(7.5%), священники и миссионеры получили 44 места (около 10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили 11 мест.

Новой избирательный  закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50% мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в  пользу октябристов: городская курия  была разделена на два разряда  на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной  Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов(154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов(147 депутатов), а  при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование  двух блоков в Думе позволяло Столыпину  проводить политику лавирования  между помещиками и помещиками и  крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом  была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума “крестьянская” превратился в Думу “господскую”.

16 ноября 1907 года, спустя  две недели после начала работы  третьей Думы, Столыпин выступил  перед ней с правительственной  декларацией. Из нее следует,  что первой и основной задачей правительства являются не “реформы”, а борьба с революцией. Несколько позже, в марте 1908г. Столыпин выступил в Думе с речью о сооружении Амурской железной дороге. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося “коренной мыслью теперешнего правительства…”.

1909 год считается  высшей точкой в судьбе реформатора,  и одновременно – начало заката.

Первый признак  отрицательных перемен еще не был осязаем, был воспринят как  простое недопонимание между  Столыпиным и Николаем. Разговор касался  некоего Григория Распутина. Столыпин не раз предупреждал царя, что Распутин не “старец”, а развратник и даже может быть террорист. За Распутиным велось наблюдение. По одной версии его убили, по другой – он сбежал в Сибирь. Столыпин несколько успокоился.

ГЛАВА 4. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА.

Целей у реформы  было несколько:

социально-политическая:

Создать в деревне  прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов  их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;

Крепкие хозяйства  должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая:

Разрушить общину

Насадить частные  хозяйства в виде отрубов и  хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая:

Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы  ликвидировать отставание от передовых  держав.

Первый шаг в  этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался  за счет крестьян, которые платили  помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов  являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как  он вошел в жизнь. В общей сложности  обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после  чего по дате его утверждения царем  стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа  состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось  в следующем:

Разрушение общины и развития частной собственности;

Создание крестьянского  банка;

Кооперативное движение;

Переселение крестьян;

Агрокультурные мероприятия.

1 РАЗРУШЕНИЕ ОБЩИНЫ, РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ

После отмены крепостного  права правительство России категорически  выступало за сохранение общины. Бурные события рубежа веков, быстрая политизация  крестьянской массы и начавшиеся волнения приводят к переосмыслению отношений к общине со стороны  царя, правительства и правящих кругов, но, тем не менее, в законодательной  деятельности изменения происходят не сразу. В частности, и в новом  Указе от 1904 года подтверждается неприкосновенность общины, хотя вместе с тем и предусматривается  облегчение желающим из нее выйти.

Проработавшие два  года “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”  под руководством председателя Совета министров Витте, в целом настроенное  весьма радикально, тем не менее, в начале 1905 года пришло к выводу: “Все мнения, столь различные, сходились в том, чтобы не разрушать общины, а только устранить меры, насильно связывающие отдельных лиц вопреки их воле с общиной”.

Но уже в мае 1906 года съезд уполномоченных дворянских обществ высказывает требования правительству о предоставлении крестьянам права выхода из общины, о закреплении за ними уже находящейся  в их пользовании общинной земли, о переселении крестьян в восточные  районы, о деятельности крестьянского  банка по созданию специального фонда  из приобретенных у помещиков  земель для следующей продажи  крестьянам.

В августе 1906 года принимаются  указы об увеличении земельного фонда, находящегося в крестьянском банке, за счет передачи ему удельных и  казенных земель. И, наконец, 9 ноября 1906 года выходит Указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”, положения которого составили основное содержание столыпинской реформы. Утвержденный третьей Думой и Государственным Советом, он в 1910 году становится законом.

И тогдашние, и последующие  исследователи значительных событий, связанных с первой русской революцией и столыпинской земельной реформой, сходятся в том, что переоценка отношения к общине со стороны правительства произошла в основном по двум причинам:

во-первых, разрушение общины стало желательным для  самодержавия, поскольку тем самым  разобщалась крестьянская масса, уже  продемонстрировавшая свою революционность  и сплоченность в начавшихся выступлениях первой русской революции;

во-вторых, в результате расслоения общины формировалась довольно мощная прослойка крестьян-собственников, заинтересованных в преумножении своей  собственности и лояльно относящихся  к другой, в частности к помещичьей.

По Указу 9 ноября все  крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное  владение, такие земли называли отрубами, фермами и хуторами. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к  выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали “в собственность отдельных домохозяев” все земли, “состоящие в его постоянном пользовании”. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же пределы были, то он платил общине за излишки по выкупным платежам 1861 года. Поскольку за сорок лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и  стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в  законодательном порядке ограничивался  предельный размер индивидуального  землевладения, была разрешена продажа  земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 года разрешил выдачу ссуды под залог любой  приобретаемой крестьянами надельной  земли. Развитие различных форм кредита  – ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного – способствовало интенсификации рыночных отношений  в деревне.

Одновременно с  изданием новых аграрных законов  правительство принимает меры к  насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный  аппарат приводится в движение путем  издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий  против тех, кто не слишком энергично  проводит их в жизнь.

Практика реформы  показала, что крестьянство в своей  массе было настроено против выдела из общины, – по крайней мере, в  большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим  обществом показало, что в центральных  губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.

Основные причины  крестьянских настроений:

Община для крестьянина  своего рода профсоюз, поэтому ни община, ни крестьянин не хотели терять его;

Информация о работе Личность и деятельность П.А. Столыпина