Люблинская Уния 1569 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

В 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и сама Апостольская Столица. На соборах участвовало высшее духовенство и наиболее влиятельная часть общества (князья, крупные землевладельцы), а позднее и горожане. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями православия. Так было в Московском государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Уния.docx

— 28.33 Кб (Скачать файл)

 

В 1595 году на совете, который  созвал король, и на котором присутствовал  папский нунций, мнения разделились: одни (в том числе и нунций) советовали во имя гражданского мира и спокойствия не торопиться с  делом унии, вторые — действовать  решительно. Победили вторые, и епископам Потею и Терлецкому было приказано в скором времени отправиться в Рим к Папе. 24 сентября 1595 года король издал универсал, в котором официально объявил, что принял решение об унии католической и православной церквей во имя Речи Посполитой, общего благополучия ее граждан.

 

15 ноября 1595 года Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий прибыли в Рим. 23 декабря 1595 года произошла аудиенция у Папы, к которому обратился с речью Потей. От своего имени и от имени епископов-униатов он согласился на включение в исповедание веры следующих положений: Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына; причащение как на пресном, так и на кислом хлебе; догмат о чистилище; первенство церковной власти Римского Папы; согласие со всеми постановлениями Тридентского собора; эксклюзивное право церкви объяснять святое писание; семь таинств и все католические обряды; полезность индульгенции; первенство римской церкви над всеми остальными; осуждение схизмы и ересей; активная пропаганда «истинной веры».

Оформление унии

 

Климент VIII благословил идею унии и ее создателей. Был составлен протокол о церемонии, а в январе 1596 года Папа поставил свою подпись под документом о церковной унии. Папа внес определенные коррективы в униатский договор. Например, он оставил неизменными обряды восточной церкви, православный символ веры (исхождение Святого Духа только от Отца).

 

Униатский собор в Бресте открылся 6 октября 1596 года. На нем присутствовали папские послы, представители короля, митрополит, пять из семи епископов, представители  католической церкви, иезуиты, государственные  деятели — воевода Николай  Криштов Радзивил, канцлер ВКЛ Лев Сапега и другие духовные и светские лица. Два епископа — Гедеон Балабан (епископ Львовский) и Михаил Копысьтенский (епископ Перемышльский) унию не поддержали.

 

Униатский собор утвердил римский договор Патея и Терлецкого и, таким образом, уния была принята. 8 октября 1596 года в «соборной грамоте» митрополита Михаила Рогозы и епископов была изложена основная идея Брестской унии. В христианской церкви должен быть «един господарь и шафар», который бы «о порядку и о всем добром всех абмышлял». Таким хозяином «от часов апостольских» являлся Папа Римский, «едины потомок Петра святого». Это следует из «Соборов и правил святых Отец», об этом свидетельствуют и «наши Словенские писма з Греческих з стародавна преложоные». Этого же правила придерживались «Царигородские патриархове, от которых и сия страна Руская веру святую приняла». Для «спасения своего и стада словесного нам от Бога врученого» необходимо восстановить церковное единство под патронатом Римского Папы. Именно с этой миссией направились в Рим Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, которые получили санкцию римского первосвященника на союз при условии сохранения «обрядов и церемоний церквей восточных греческих и Руских». Этот союз и утвердил Брестский собор.

 

На соборе были отлучены от церкви Гедеон Балабан, Михаил Копысьтенский, архимандрит Киево-Печерской лавры Никифор Тур, 9 архимандритов, 16 протопопов и все остальные священники, не принявшие унии. Королю была направлена просьба снять с церковных должностей всех тех, кто отказался присоединиться к унии.

Противление унии

 

Параллельно с униатским  собором состоялся и православный, с участием протестантов. На соборе присутствовали К.Острожский с сыном, патриаршие экзархи Константинопольский (Никифор) и Александрийский (Кирилл Лукарис), епископы Балабан, Копысьтенский и другие православные священники (более 100 человек).

 

На предложение униатов  присоединиться к церковному альянсу  православными был дан следующий  ответ: мы не против унии с римской  церковью, но при условии, что: к этому  союзу присоединится вся восточная  церковь; унию благословят восточные  патриархи; не будут нарушаться существующие правовые акты; между православными  и католиками будут согласованы  все противоречия относительно догм и обрядов. Православный собор лишил сана всех епископов-униатов. Светская часть православного собора приняла решение не подчиняться пастырям-отступникам.

 

Собор обратился к королю с просьбой санкционировать его  решение о низложении униатских  епископов, а на их место посадить новых, избранных православными. Ключевыми  аргументами были: уния готовилась тайно от народа группой соглашателей-архиереев; она противоречит существующим правовым актам и является посягательством  на религиозную свободу; поэтому  православные имеют право сопротивляться ее введению всеми средствами.

Последствия унии

 

Брестская уния 1596 г. ознаменовала целый период в истории Православия  на беларуской земле. После завершения работы двух Брестских соборов — православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется, будучи активным устроителем дела Брестской унии, король принял сторону униатов и утвердил деяния их собора. Тем самым Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епископов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король своим указом от 15 декабря 1596 г. призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, а признавать только перешедших в унию митрополита Михаила Рогозу и его сторонников — епископов.

 

Конечной целью Брестской  унии являлось постепенная латинизация  греко-католиков. Вопреки первоначальному обещанию короля и папы, униатские иерархи не были уравнены в правах с латинскими. Последовали ущемляющие постановления правительства, относительно исповедующих Православие ( лишение избирательного права; запрет на погребение в дневное время; а крещение, бракосочетание и последнее причастие могло совершаться только с разрешения местного католического ксендза за отдельную плату, названную им; и даже принятие специального постановления о смертной казни для всех, кто отступит от католицизма (унии)).

 

В результате Брестской унии 1596 года вплоть до первой половины XIX века на территории Беларуси христианская паства была разделена на принявших католическое вероучение униатов и оставшихся верными восточному учению православных.


Информация о работе Люблинская Уния 1569 г