Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

В апреле 1918 года в Обитель за настоятельницей прибыли чекисты. Её, вместе с двумя сёстрами, вызвавшимися в сопровождение, повезли через Пермь и Екатеринбург в Алапаевск. Там они долгое время находились под охраной вместе с царской семьёй. В ночь 18 июля узников вывезли за город и сбросили живьём в заброшенную шахту железного рудника. Их тела подняли только в октябре 1918 года.
Обитель просуществовала без Матушки до 1926 года, затем её закрыли большевики. В соборе находился клуб, масстерские, в больничном храме – кабинет лечебной физкультуры. Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

Вложенные файлы: 1 файл

Марфо-мариинская обитель.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Петрозаводский государственный  университет»

Кольский филиал

 

Кафедра сестринского дела

Дисциплина: «Теория сестринского дела»

 

 

МАРФО - МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

СЕСТЕР  МИЛОСЕРДИЯ

 

Контрольная работа

студентки 1 курса

(группы М  – 2012/4(Б))

заочного отделения

специальность 060500

сестринское дело

 

Новиковой Алины Леонидовны

 

Преподаватель:

 

Максимова Л.Н.

 

 

 

 

 

Апатиты

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В современной Москве - городе, где люди хорошие, совестливые не живут, а выживают, есть удивительное место – Марфо - Мариинская обитель. Она от той доброй, уютной, любимой всей Россией Москвы, каким этот город был до 1917 года… Обитель задумана и создана Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой, после смерти её горячо любимого мужа. Это было гармоничное место в море стяжательства, жестокости и обмана современного мира. Как рай на Земле, где человек, наконец, сможет жить по законам любви и нравственности.

      Елизавета Фёдоровна привлекла девушек и женщин православного вероисповедания, желавших посвятить свою жизнь служению Богу и ближним своим. Главной задачей сестёр было оказывать помощь бедным и больным, посещая их жилища и разделяя их скорби.

      На территории Обители находились больница, амбулатория, аптека, воскресная школа, библиотека, Покровский собор, домовая церковь, бесплатная столовая и приют для детей-сирот.

      В апреле 1918 года в Обитель за настоятельницей прибыли чекисты. Её, вместе с двумя сёстрами, вызвавшимися в сопровождение, повезли через Пермь и Екатеринбург в Алапаевск. Там они долгое время находились под охраной вместе с царской семьёй. В ночь 18 июля узников вывезли за город и сбросили живьём в заброшенную шахту железного рудника. Их тела подняли только в октябре 1918 года.

           Обитель просуществовала без Матушки до 1926 года, затем её закрыли большевики. В соборе находился клуб, масстерские, в больничном храме – кабинет лечебной физкультуры. Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

      С 1992 года Обитель начала возрождаться…

 

1. БИОГРАФИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ РОМАНОВОЙ

1.1 Великая княгиня

 

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен - Дармштадская – Элла, как звали её близкие, - родилась 1 ноября 1864 года и была вторым ребенком английской принцессы Алисы, дочери королевы Виктории и Великого  герцога Гессен - Дармштадского Людвига IV. Через несколько лет, в 1872 году, у Эллы родилась сестра – Аликс, в будущем жена российского императора Николая II. Всего в семье было семь детей. Воспитывали их в любви, но, по-английски, в строгости: неизменно ранний подъём, уроки, простая еда, скромная одежда, железная дисциплина и обязательный труд. Элла многое умела: сажать цветы, убирать комнаты, застилать постели, топить камин, вязать, рисовать…

  Когда Элле исполнилось девятнадцать, её стали вывозить на балы. Слава о красоте юной принцессы мигом разлетелась по всей Европе – выгодных брачных предложений хоть отбавляй. Независимо от всех женихов, сердцу Эллы был мил Великий князь Романов Сергей Александрович, который, напротив, долго молчал и не высказывал чувств. Они познакомились еще в раннем детстве, и он ей сразу безумно понравился. Когда Сергей Александрович, от природы застенчивый, решился сделать предложение, Элла засветилась от счастья.

  В мае 1884 года Элла уехала в Россию. Бракосочетание состоялось в придворном Соборе Спаса Нерукотворного Образа. Обычай не требовал принять православие. Элла по-прежнему лютеранка, но величают её отныне на русский манер – Елизавета Федоровна, Великая княгиня.

  После свадьбы супруги жили в Ильинском – имении Сергея Александровича под Москвой. Они очень любили друг друга, наслаждались деревенской идиллией, однако и дел у них нашлось не мало. Романовы с воодушевлением занялись благотворительностью. Так они жили семь счастливых лет.

  С назначением Сергея Александровича в 1891 году московским губернатором, безмятежная жизнь закончилась. Они переезжают в Москву. Балы, приёмы, концерты, спектакли – супруга губернатора должна активно участвовать в жизни города. Она разделяет с мужем его обязанности в многочисленных общественных комитетах, возглавляет Дамский Комитет Красного Креста, посещает больницы, богадельни, налаживает регулярную раздачу еды, одежды и денег нуждающимся, опекает детей, чьи матери отбывали наказание. Княгиня создала Елизаветинское благотворительное общество призрения младенцев и беднейших матерей. Она организовала сбор средств, но больше всех жертвовала, конечно, сама.

  Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна занималась организацией помощи солдатам: высылала им продовольствие, медикаменты, одежду и т.п.

 В Москве  тоже было неспокойно. Шли забастовки, поднималась волна терроризма. Великий  князь критиковал либерализм  внутренней политики и ратовал за принятие более жестких и решительных мер. Террористическая организация, возглавляемая Борисом Савинковым, приговорила Сергея Александровича к смерти.

  Теперь он ездил без охраны, избегал семейных прогулок, не желая никого подвергать опасности. И в роковой день – 4 февраля 1905 года – он выехал даже без адъютанта. Великая княгиня находилась в Кремлевском дворце, на складе Красного Креста. Когда прогремел страшной силы взрыв, она вскрикнула: «Сергея убили!» - и в одном платье бросилась на площадь. Она сама собирала разбросанные по снегу останки супруга.

  В последующие дни она находилась в каком-то оцепенении, ночи проводила в молитве. Она навестила умирающего кучера, попрощалась с ним, после смерти похоронила его. Затем она посетила в тюрьме убийцу, передала ему прощение от Сергея Александровича, оставила евангелие. «Я буду молить Господа простить вас, а я вас уже простила», - сказала она.

1.2 Великая матушка.

  После семи лет жизни с мужем Великая княгиня решила отказаться от лютеранства и приобщилась к русской церкви. Именно вера соединяла её с любимым мужем после его гибели. Её спальня стала напоминать монашескую келью, где она проводила долгие часы в молитве. А вскоре Великая княгиня совсем оставила Николаевский дворец, переехав в свою Обитель, которую обустраивала на Ордынке.

 Обитель  не была монастырём в буквальном  смысле. Право на монашескую жизнь,  считала Елизавета Фёдоровна,  нужно заслужить. Она избрала  служение праведных жён Марфы  и Марии. В Обители предполагалось  два главных делания: помощь ближнему, чем славилась Марфа, и очищение души молитвой, в чём отличалась её сестра Мария.

  Сёстры обители трудились в больнице, приюте, в храме, шли в дома страждущих. Все бедные хорошо знали Великую княгиню. Елизавета Фёдоровна призывала взращивать в себе любовь, угождая ближнему своему. «Любовь друг к другу делает нас непорочными», - часто повторяла она слова святителя Иоанна Златоуста.

  Не требуя от сестёр никакой аскезы, сама настоятельница трудилась неустанно. Никто не видел её утомлённой или унывающей.  Неизвестно, сколько она спала. Днём разбирала письма и ассистировала на операциях, ночью утешала тяжелобольных и читала Псалтырь в часовне-покойницкой. 

Елизавета Фёдоровна  чувствовала приближение катастрофы. Потери на фронтах становились всё значительнее, а настроение и разговоры в столице – всё обречённее и чудовищнее. Поползли слухи об измене.

Она предвидела всё: и грядущий переворот, и гибель младшей сестры, и предстоящее  мученичество. Почему она не уехала? Разве ей негде было укрыться? Категорический отказ покинуть Россию слышали послы европейских государств, неоднократно и настойчиво предлагавшие Елизавете Фёдоровне убежище.

Её арестовали в апреле 1918 года. На сборы не дали и часа. Сопровождать её разрешили только двоим  – Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Арестанток повезли поездом сначала в Пермь, а оттуда – в Екатеринбург. Они знали, что здесь, в Ипатьевском доме, держат царскую семью. Но повидаться с сестрой Матушке так и не удалось. 14 мая её с келейницами посадили в вагон, а 20 высадили в Алапаевске.

Поначалу им было дозволено  посещать церковь, библиотеку, огороды, но только под  охраной. По-настоящему тюремный режим установили 21 июня. У  них отобрали всё имущество, удалили  сопровождающих. При Матушке оставалась только одна из сестёр – инокиня Варвара. Узники уже понимали, что их ждёт, молились и писали письма.

В ночь на 18 июля узников  вывезли за 18 км от города и живыми сбросили в шахту заброшенного железного  рудника Нижняя Селимская. Утром  следующего дня населению сообщили, что великих князей похитили. Но нашёлся крестьянин, который был недалеко от шахты в это время и слышал крики мучеников. Его показания всплыли на расследовании убийства, которое проводилось в октябре 1918 года. Тела подняли в течении нескольких дней: в шахте 60 метров глубины тела оказались на нескольких уровнях. Елизавету Фёдоровну подняли одной из последних, через 3 месяца после смерти – 24 октября. Её тело было «как живое», на лице сохранилась улыбка.

Останки Елизаветы  Федоровны к январю 1921 года были переправлены в Иерусалим и погребены  в Гефсимании в склепе под храмом святой Марии Магдалины, принадлежащем  Русской зарубежной церкви.

Русская зарубежная церковь причислила Елизавету Федоровну  к лику святых в 1981 году, Церковь в Отечестве - в 1992 году.

2. ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

2.1. Зарождение.

Прообраз деятельности будущей Обители Великая княгиня  увидела в служении труженицы  Марфы и молитвенницы Марии –  праведных сестёр воскрешённого Иисусом Христом Лазаря.

Два года ушло на создание Обители. На деньги, от продажи личного имущества, Елизавета Фёдоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом. Строения были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной. Здесь же освятили домовую церковь. Второй храм появится позже – строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912году.

Дом настоятельницы примыкал к больничному корпусу. С другой стороны к больнице пристроили аптеку и амбулаторию. Над ними находились комнаты сестёр.

Здание во дворе  отвели воскресной школе. Здесь учились и девочки, и взрослые женщины. Классы школы занимали весь первый этаж, на втором поселили священника.

10 февраля 1909 года – дата официального открытия Марфо-Мариинской Обители милосердия. К этому моменту здесь жили шесть сестёр, к концу года их стало тридцать, и число продолжало увеличиваться. Елизавета Фёдоровна купила еще участок по соседству, на котором был построен еще один корпус в три этажа.

 

2.2. Крестовые сёстры.

В сёстры принимались  вдовы и девицы православного  вероисповедания от 21 до 40 лет. Они делились на учениц, испытуемых и «крестовых», то есть посвящённых. 9 апреля 1910 года впервые в больничном храме возвели в чин 17 «крестовых» сестёр, в том числе и Великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Следующим утром Московский Митрополит Владимир назначил её в сан настоятельницы. С этого момента сёстры стали звать её Великой Матушкой.

День в Обители  начинался с 6 утра. В 7:30 сёстры собирались на общую молитву в больничном храме, слушали несколько стихов из Евангелия, Апостольских посланий, псалом и тому подобное. Потом пили чай и отправлялись на свои послушания.

Те, у кого не было послушаний в храме, управлялись  по хозяйству. Другие трудились в больнице, убирали, обучали, устраивали поминальные обеды, шили, кормили, навещали бедных и нуждающихся в помощи. Часто приходилось хлопотать о помещении детей в приюты, местах для безработных, о денежной помощи. Оплатить место в больнице, взнос за швейную машину, за учёбу, за железнодорожный билет, а то и просто одеть и обуть, - до 12 тысяч прошений просьб в год поступало в Обитель. Для этого в нише наружной стены установили специальный ящичек.

Это было учреждение совершенно особого рода: не монастырь и не обычная община сестёр милосердия, где первостепенное значение отводится медицинской помощи. На первом плане – духовная жизнь и религиозно-просветительская деятельность. В своём письме от 17 января 1911 года Елизавета Фёдоровна сообщает: «При Обители есть:

- два храма (один в построении), где, кроме ежедневного богослужения, ведутся с народом беседы, вводится общее пение, всё это с помощью сестёр;

- больница для бедных женщин и детей на 25 кроватей;

- дом для  бедных чахоточных  женщин на 18 кроватей;

- бесплатная  амбулатория с выдачей лекарств;

- трудовой приют  для девочек;

- воскресная  школа для взрослых женщин  и бедных девушек на 60 человек  – им выдаётся чай;

- бесплатная  библиотека для сестёр и народа;

- бесплатная  столовая для бедных, с выдачей 150 обедов на дом, в семьи;

- бесплатная  странноприимница для бедных и приезжающих, с полным содержанием.

Информация о работе Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия