Медицина древней Греции. Сборник Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Медицина древних греков берет свое начало из глубины веков. На развитие ее, несомненно, имели влияние Египет и страны Месопотамии.
Самыми древними литературными произведениями, откуда мы черпаем сведения о медицине античных греков, есть поэмы "Іліада" и "Одиссея". Из этих поэм мы узнаем, что во времена Троянской войны (XII ст. к н. е.) в греческих войсках были врачи, которые пользовались большим почетом.

Вложенные файлы: 1 файл

ист.мед.rtf

— 127.64 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории медицины

На тему: Медицина древней Греции. Сборник Гиппократа

 

 

Медицина древней Греции. Гиппократ

 

Медицина древних греков берет свое начало из глубины веков. На развитие ее, несомненно, имели влияние Египет и страны Месопотамии.

Невзирая на это влияние, греческая медицина развивалась своим путем и достигла в теории и практике высшего уровня, чем во всех других древних народов мира. Это объясняется, конечно, не национальными особенностями греков или особенностями греческого гения, а прежде всего благоприятными социально-экономическими условиями жизни тогдашних греков. Они были расселены на порезанных морем берегах Южной Европы и многочисленных островах со здоровым климатом, что способствовало расцвету мореходности и торговле, и объединенные в небольшие республики, которые не знали жестокую деспотию монархизма, гнета, скованности мысли религией, могучих каст жрецов. Все эти благоприятные обстоятельства обусловили развитие у этого народа при тех временах всех отраслей искусства и науки, в частности медицины. Среди мелких государств-городов (полисов) наибольшее значение имели Афины и Спарта. Значительные поселения греков с центрами культуры были в Малой Азии, в Южной Италии, на о. Сицилия, на черноморских берегах нынешней Украины.

Самыми древними литературными произведениями, откуда мы черпаем сведения о медицине античных греков, есть поэмы "Іліада" и "Одиссея". Из этих поэм мы узнаем, что во времена Троянской войны (XII ст. к н. е.) в греческих войсках были врачи, которые пользовались большим почетом.

"Многих воинов достоин один врач умелый.

Стрелу он вынет и рану присыпит корнем целебным", - читаем в "Илиаде". В "Илиаде" идет речь о двух врачей - Махаона и Подалирия, которые, за греческой мифологией, были сыновьями Асклепия - бога медицины (Эскулапа - у римлян). За этой же мифологией, Асклепий был сыном Аполлона. Отец вытянул Асклепия с помощью рассечения из брюха матери Каронисы. Асклепий кроме двух названных сыновей имел еще две дочери - Гигиєю и Панакею. Гигиея - богиня здоровья - всегда сопровождала отца, от ее имени получил название раздел медицины - гигиена. Панакея - богиня лечения, от ее имени происходит название универсального средства от болезней - панацеи, которой в течение многих веков напрасно искали врачи и алхимики. Асклепия изображали с большой патерицею, обвитой змеей. Змея у всех народов считается олицетворением мудрости. Откуда говор: "Будьте мудрые как змеи" - "Estote prudentes sient serpentes". Происхождение такого взгляда связано с первобытным культом животных - тотемизмом.

Основу медицины античных греков, в противовес медицине Египта и Месопотамии, которые развивались под воздействием жрецов, представляли не призывы к богам, заклинание, магические действия, а наблюдение за больным человеком. В этом коренное отличие медицины античных греков от медицины других народов тех времен. Исключительное внимание они уделяли физическим упражнениям, закалке, личной гигиене. Культовые тела античные греки предоставляли такого значения, которого не предоставлял ни один из народов в течение многих следующих веков.

Были у греков храмы, посвященные богу-исцелителю Асклепию. К этим храмам асклепейонов стекались больные, им советовали провести ночь в соседнем со святилищем помещении. Сон, который им снился в эту ночь, толковали жрецы, назначая соответствующее лечение. На благодарность за вылечивание кроме подарков жрецам больные приносили к храму изображения больного органа из металла, слоновой костищи, мрамора и других материалов. Много этих изображений находят при раскопках асклепейонов.

Уже при античных временах образованные греки относились к лечению в асклепейонах очень критически. В комедиях знаменитого сатирика Аристофана этот метод лечения очень остро и остроумно высмеивается.

Кроме асклепейонов по городам были гражданские больницы - ятреи, которые содержались отдельными врачами. В V ст. к н. е. в Древней Греции были врачи разных специальностей. Полисы кое-где своим средством удерживали врачей, по большей части во время эпидемий. Средством городов нанимались врачи и для обслуживания Асклепий и Гигия войск во время походов. Городских врачей принимали по предыдущему конкурсу, утверждали на собраниях граждан. Их работа считалась очень почетной. За заслуги перед городом, главным образом в борьбе с эпидемиями, их награждали золотым венком, в храмах вывешивали памятные мраморные плиты с перечнем их заслуг перед городом.

Самым распространенным типом медиков при этих временах в Древней Греции были путешествующие врачи (периодевти), которые ходили с одного населенного пункта до другого, рекламируя свое ремесло. Среди жрецов были свои врачи, их готовили в асклепейонах. По большей части же врачей готовили в частных школах, основу которых чаще представляли родственные семейства, где занятие медициной было фамильным ремеслом и профессия врача передавалась из рода в род.

Из таких школ основными были школы в малоазийском г. Книдоси и на о. Кос. Книдоська школа самая давняя, она положила начало еще школам на о. Родос и в Южной Италии в г. Кротоне. Враче Кротонськой школы назывались пневматикой, поскольку они считали первоосновой всего пневму, которой предоставляли, как уже отмечалось, большого значения в медицине Египта, Вавилонии. Расцвел Кротонськой школы связывают с именем врача Алкмеона (VI - V ст. к н. е.). Он разделял взгляды философа Анаксимена, за которым воздуху свойственны такие противоположные состояния, как сгущение и разжижение. Воздух, свертываясь, становится влажным, превращается в туман, тучу, дождь; свертываясь дальше - превращается в холодный снег, твердый лед; разрежаясь - делается сухим, теплым и, наконец, загорается огнем. Да, за Алкмеоном, и человеческий организм является сочетанием противоположных сил - "влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и др". Хранится здоровье благодаря равновесию этих сил, преимущество одной из них вызывает болезнь.

Взгляд на болезнь как на следствие преимущества одной противоположности над другой предопределял и основу терапии пневматиков - лечение противоположным. Этот взгляд разделяли также другие школы. В труде Алкмеона "О природе", от которого сохранились лишь отрывки, идет речь о его опытах на животных. Производя вскрытие, он описывает на основе мозга "две мировых дорожки" с перекрестком, которые соединяют мозг с глазницами. Описывает он и канал между полостью рта и слуховым органом. Отсюда он сделал, как пишет Платон, вывод, что "мозг дает чувство слуху, зрению и обонянию, из них возникают память и представление, а из памяти и представления рождается знание".

Мозг может быть, за Алкмеоном, и причиной болезней, когда он выделяет избыток слизи, который, стекая в нос, желудок, кишки, вызывает воспаление их.

О Родосской школе памяток не сохранилось.

Представители Книдоской школы придерживались точки зрения на медицину как на науку-ремесло, что им может овладеть каждый человек. Они пытались выявить, выяснить основные причины происхождения болезней вообще, создать единственную теорию медицины, основываясь на которой можно было бы выделить отдельные формы заболеваний с определенными признаками для распознавания и лечения их. Не имея, понятно, в те времена соответствующих точных знаний, представители этой школы вынуждены были строить свои взгляды умозрительно, осуществлять лечение по схемам, не имели возможности уделять надлежащего внимания индивидуальным свойствам больных. Невзирая на такие существенные недостатки, стремления представителей этой школы понять основные причины возникновения болезней, выделить очерченные формы заболеваний, особенно разработать диагностику их, были важными позитивными факторами развития медицины.

Книдская школа, по свидетельству Галена, различала 7 разных заболеваний желчи, 12 -сечового пузыря, 4 - нырок, разные виды чахоток. История медицины с уважением хранит имена выдающихся врачей этой школы Ейрифона, Ктезия.

Представители Книдской школы смотрели на свои задания иначе. Они понимали, что дать определенный ответ, почему возникают те или другие заболевания, очень часто невозможно, но это не должно обезоруживать врача. Любая болезнь, независимо от того, чем она вызвана, является борьбой между целебными силами организма и вредной причиной, которая обусловила болезнь. Главное назначение врача и заключается в том, чтобы всеми средствами укрепить целебные силы, помочь организму в борьбе с болезнью, в своих лечебных мероприятиях выходить с того, что ход одной и той же болезни неодинаков у разных людей в зависимости от их личных свойств и потому требует специфических средств лечения.

Книдская школа прослыла лечением разных лихорадочных заболеваний, и особенно лечением ранений, переломов, вывихов.

Из Книдской школы вышел знаменитый врач античной медицины Гиппократ, за которым история хранит веками почетное имя отца медицины.

Гиппократ жил между 459 и 377 годами к н. е. Отец его Гераклит был врач, происходил из древнего рода асклепиадов, мать - акушерка Фенарета. По традиции семьи Гиппократ изучал медицину с детских лет. В зрелом возрасте он, по обыкновению тех времен, много путешествовал. Кроме городов Греции он побывал в городах Малой Азии, в отдельных городах на побережье Черного моря. Как врач-периодевт, он ознакомился с известными асклепейонами, частными школами, посетил Выдающихся ученых-философов, которые в те времена очень часто занимались медициной. Политическим и научным центром Греции при его временах была Афинская республика, которая находилась в зените своего расцвета, - то был "золотой век Перикла", как называют этот период истории. На эти времена приходятся жизнь и труд знаменитых историков Геродота, Фукидида, философов Демокрита, Анаксагора, драматургов Софокла, Аристофана, поэта Пиндара, скульпторов Фидия, Поликлета.

Разные отрасли знания у давних греков еще не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятиям философии (фиеш - быть сторонником, аофиос - мудрость, знание).

Для многих древних греческих философов, некоторые из которых занимались медициной, характерная стихийная диалектика.

Из греческих философов наибольшее влияние на Гиппократа имел его друг Демокрит (460-370 годам к н. е.) - самый выдающийся представитель античной греческой материалистической школы. Демокрит, следом за своим учителем Левкиппом, первоматерией всего считал неделимые подвижные частицы - атомы.

В известном афоризме Демокрита "Ничего не может возникнуть из ничего, и ни одна вещь не может превратиться в ничто" впервые выражена так ясно идея вечности материи, которая лежит в основе современного научного материалистического понимания природы.

Гиппократ делал вскрытия трупов животных с научной целью, выискивал в окружающей природе средства лечения болезней, не в надежде на богов. "Здоровье просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства для него", - учил он. До наших времен сохранился сборник медицинских трудов, известный под названием "Corpus Hippocraticum" ("Кодекс Гиппократа"), в состав которого относят разное количество трудов - от 53 до 72.

В советское время произведения Гиппократа переведены с греческих оригиналов на русский язык профессором В. И. Рудневым (1936). Один из древних сборников Гиппократа после завоевания Константинополя турками (1453) греческий патриарх передал в Москву, где он хранился в синодном книгохранилище к началу XIX ст., когда сборник похитил профессор Московского университета немец Маттеи и продал за границу.

Раньше все эти труды приписывались Гиппократу, но теперь доказано, что из них самому Гиппократу принадлежат не больше десяти, а другие написаны или до его времен, или после него. Гиппократу принадлежит большая историческая заслуга: он собрал и систематизировал, приложил свой огромный опыт, те медицинские знания, которые при его временах, возможно, передавались из рода в род лишь переводами.

В "Кодексе Гиппократа" освещаются самые разнообразные вопросы: вопрос анатомии и эмбриологии, обязанности врача, 15 книг посвящено внутренним болезням, 8 - хирургии, 9 - женским болезням. Человеческое тело, за Гиппократом, содержит в себе четыре основных сока (humores) : кровь, скользнул, черную и желтую желчь. Преимущество в организме того или другого сока предопределяет темперамент человека. В соответствии с этим Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический (преобладает кровь), флегматичный (флегма - скользнул), холерический (желтая желчь), меланхоличный (черная желчь). И. П. Павлов о таком разделении писал: "Гиппократ уловил в массе многочисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты".

Благоприятное для здоровья смешивание соков называлось ейкразией, а неблагоприятное - дискразией. Болезнь возникает тогда, когда одного из этих начал маловато или избыток или когда оно, отделяясь, не соединяется, как принадлежали бы, с другими. Сами причины этих нарушений естественного характера. "Каждая болезнь имеет свою естественную причину, и все происходит лишь согласно природе".

В возникновении болезней огромную роль играют внешние факторы. Одни из них зависят от условий жизни коллектива в целом, другие - от индивидуальных особенностей. Гиппократ советует врачу, который прибывает в новый для него город, сначала ознакомиться с особенностями местного климата, почвы, воды, занятиями и характером питания населения, которое очень поможет ему в лечебной работе. По учению Гиппократа, не может быть шаблона в медицине. Мало назвать болезнь, важно знать всесторонне организм больного, знать его прошлое и современное, что помогает врачу предусмотреть ход болезни, поставить прогноз. Последнее - тяжелее всего, и именно за умением' ставить прогнозы люди судят о мастерстве врача. Терапия, режим больного будет зависеть от всех этих факторов. Леча больного, врач должен назначить такие средства и так применять их, чтобы они усиливали лечебные силы самой природы - vis medicatrix naturae. Вместе с тем нельзя быть излишне пассивным, прибегая к лечебным средствам, в случае потребности следует вовремя и должным образом вмешиваться в течение болезни. "Природа вылечивает, но лечит врач", - учил он. Каждый врач должен помнить, что своими средствами он должен лишь помогать больному, но никогда не вредить - Noli nocere!

Информация о работе Медицина древней Греции. Сборник Гиппократа