Медный всадник (Памятник Петру I)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:41, доклад

Краткое описание

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Вложенные файлы: 1 файл

Медный всадник.docx

— 20.86 Кб (Скачать файл)

                  Медный всадник (Памятник Петру I)

 

 

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор  Этьен-Морис Фальконе.

 Место расположения памятника  Петру I выбрано не случайно. Рядом  находятся основанное императором  Адмиралтейство, здание главного  законодательного органа царской  России - Сената. Екатерина II настаивала  на размещении памятника в  центре Сенатской площади. Автор  скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил  по своему, установив "Медный  всадник" ближе к Неве.

 По приказу Екатерины II Фальконе  пригласил в Санкт-Петербург князь  Голицын. Советовали обратиться  именно к этому мастеру профессора  Парижской академии живописи  Дидро и Вольтер, вкусу которых  Екатерина II доверяла.

 Фальконе было уже пятьдесят  лет. Он работал на фарфоровом  заводе, но мечтал о большом  и монументальном искусстве. Когда  поступило приглашение о возведении  в России памятника, Фальконе  не раздумывая 6 сентября 1766 года  подписал контракт. Его условия  определяли: памятник Петру должен  состоять из "главным образом  конной статуи колоссального  размера". Гонорар скульптору  предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера  просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

 Видение памятника Петру  I автором скульптуры разительно  отличалось от желания императрицы  и большинства русской знати.  Екатерина II ожидала увидеть Петра  I с жезлом или скипетром в  руке, восседающим на коне подобно  римскому императору. Статский советник  Штелин видел фигуру Петра  в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами  по сооружению памятника, представлял  его фигурой во весь рост, с  удерживаемым в руке полководческим  жезлом. Фальконе советовали направить  правый глаз императора на  Адмиралтейство, а левый - на здание  Двенадцати коллегий. Посетивший  в 1773 году Санкт-Петербург Дидро  задумывал памятник в виде  фонтана, украшенного аллегорическими  фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор  писал:

"Я ограничусь только статуей  этого героя, которого я не  трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он  конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей  страны, и вот её-то и надо  показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал  И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить,  чтобы скульптор, избранный для  создания столь значительного  памятника, был бы лишён способности  думать и чтобы движениями  его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

 Споры возникали и вокруг  одежды Петра I. Скульптор писал  Дидро: 

"Вы знаете, что я не одену  его по-римски, точно так же, как  не одел бы Юлия Цезаря или  Сципиона по-русски".

 Над моделью памятника в  натуральную величину Фальконе  работал три года. Работа над  "Медным всадником" велась  на участке бывшего временного  Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь  наблюдать, как гвардейский офицер  взлетал на лошади на деревянный  помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько  часов в день. У окна перед  помостом сидел Фальконе и  внимательно зарисовывал увиденное.  Кони для работы над памятником  были взяты из императорских  конюшен: скакуны Бриллиант и  Каприз. Скульптор избрал для  памятника русскую "орловскую"  породу.

 Ученица Фальконе Мари-Анн  Колло вылепила голову "Медного  всадника". Сам скульптор трижды  брался за эту работу, но каждый  раз Екатерина II советовала переделать  модель. Мари сама предложила  свой эскиз, который оказался  принят императрицей. За свою  работу девушка была принята  в члены Российской Академии  художеств, Екатерина II назначила  ей пожизненную пенсию в 10 тысяч  ливров.

Змею под ногой коня изваял русский  скульптор Ф. Г. Гордеев.

 Подготовка гипсовой модели  памятника в натуральную величину  заняла целых двенадцать лет,  она была готова к 1778 году. Модель  была открыта для всеобщего  обозрения в мастерской на  углу Кирпичного переулка и  Большой Морской улицы. Мнения  высказывались самые разные. Обер  прокурор Синода проект решительно  не принял. Дидро увиденным оказался  доволен. Екатерина II же оказалась  равнодушной к модели памятника  - ей не понравилось самовольство  Фальконе в выборе облика монумента. 

Долгое время никто не хотел  браться за отливку статуи. Иностранные  мастера требовали слишком большую  сумму, а местных умельцев пугал  её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены  очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и  говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что  она не удастся.

 Наконец нашёлся литейщик - пушечных  дел мастер Емельян Хайлов. Вместе  с ним Фальконе подбирал сплав,  делал пробы. За три года  скульптор в совершенстве овладел  литьём. Начали отливать "Медного  всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина  передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При  этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки  опоры.

 Одной заливкой статуи дело  не обошлось. Во время первой  лопнула труба, по которой в  форму поступала раскалённая  бронза. Была испорчена верхняя  часть скульптуры. Пришлось её  срубить и ещё три года готовиться  ко второй заливке. На этот  раз работа удалась. В память  о ней на одной из складок  плаща Петра I скульптор оставил  надпись "Лепил и отливал  Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

 Об этих событиях Санкт-Петербургские  ведомости писали:

"24 августа 1775 года Фальконе  вылил здесь статую Петра Великого  на коне. Литьё удалось кроме  местах в двух фута на два  вверху. Сия сожалительная неудача  произошла через случай, который  предвидеть, а значит, и предотвратить  возможности вовсе не было. Вышеупомянутый  случай казался столь страшен,  что опасались, дабы всё здание  не занялось пожаром, а, следовательно,  всё бы дело не провалилось.  Хайлов остался неподвижен и  проводил расплавленный металл  в форму, не теряя бодрости  своей нимало при предоставляющейся  ему опасности для жизни. Такой  смелостью Фальконе тронутый  по окончании дела бросился  к нему и от всего сердца  целовал и дарил его от себя  деньгами".

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала  в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском  камня-монолита Академия художеств  занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был  камень, высота которого составила  бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в  районе Лахты, в двенадцати верстах  от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным  преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди  местных жителей скалу называли "Гром-камень". Так и стали  потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

 Первоначальный вес монолита - около 2 000 тонн. Екатерина II объявила  награду в 7 000 рублей тому, кто  придумает самый эффективный  способ доставить скалу на  Сенатскую площадь. Из множества  проектов был выбран способ, предложенным  некто Карбури. Ходили слухи,  что этот проект им был перекуплен  у какого-то русского купца. 

 От места нахождения камня  до берега залива прорубили  просеку, укрепили грунт. Скалу  освободили от лишних наслоений,  она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили  на деревянную платформу, опиравшуюся  на медные шары. Эти шары передвигались  по деревянным желобчатым рельсам,  обитым медью. Просека была  извилистой. Работы по перевозке  скалы продолжались и в мороз  и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

 По суше скалу перетаскивали  почти год. Далее по Финскому  заливу её везли на барже.  Во время перевозки десятки  каменотёсов придавали ей необходимую  форму. Скала прибыла к Сенатской  площади 23 сентября 1770 года.

 Поэт Василий Рубин в этом  же году написал: 

 Нерукотворная здесь Росская  гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

Прешла во град Петров чрез Невския  пучины

И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника  Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло  до того, что Фальконе стали приписывать  только техническое отношение к  памятнику. Оскорблённый мастер так  и не дождался открытия монумента, в  сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн  Колло уехал в Париж.

 Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор  Ф. Г. Гордеев. 

 Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

 По случаю открытия монумента  императрица издала манифест  о прощении всех приговорённых  к смертной казни и телесному  наказанию, прекращении всех уголовных  дел, продолжавшихся более 10 лет,  освобождении всех содержащихся  под стражей более 10 лет за  казённые и частные долги. Из  долговой тюрьмы тогда был  освобождён откупщик И. И. Голиков,  который дал себе зарок собрать  материалы для истории Петра  Великого. Так после многолетних  поисков появилась 30-томная работа "Деяния Петра Великого".

 По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина  II Петру I". Таким образом, императрица  подчеркнула приверженность петровским  реформам.

 

 Сразу после появления на  Сенатской площади "Медного  всадника" площадь была названа  Петровской. Таковой она именовалась  в официальных документах. Но  на словах горожане часто продолжали  называть площадь по старому  - Сенатской. 

 

 Многими петербуржцами памятник  Петру I был сразу принят весьма  положительно. Князь Трубецкой писал  своей дочери:

"Монумент Пётр Великий украшение  городу великое сделал, и я  уже третий раз, как объезжаю  его и не могу ещё наудовольствоваться.  Ездил нарочно на Васильевский  остров, смотреть и оттудова - совершенно  хорошо" [Цит. по: 1, с. 36].

 

"Медным всадником" скульптуру  в своей одноимённой поэме  назвал А. С. Пушкин. Между тем,  на самом деле она выполнена  из бронзы. Но выражение "Медный  всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным.  А сам памятник Петру I стал  одним из символов Санкт-Петербурга.

 

 Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.

 

 Памятник Петру I был местом  официальных церемоний, связанных  с юбилеем города и его основателя. 16 мая 1803 года рядом с ним,  на Сенатской площади, происходила  торжественная церемония празднования 100-летия Петербурга. К монументу  приходил 107-летний старец, который  помнил императора. Маршем мимо  бронзового Петра прошли 20 солдат. У памятника был учреждён особый  воинский пост дежурства солдат. Он сохранялся на Сенатской  площади до той поры, пока был  в военно-морском ведомстве. С  переводом поста в 1866 году в  городское ведомство его упразднили.

 

 Вокруг монумента была установлена  ограда. Несколько позже по углам  расставили четыре канделябра. Два  из них в 1874 году по указанию  Городской думы были перенесены  на Казанскую площадь. 

 

30 мая 1872 года у "Медного  всадника" торжественно отметили 200-летия со дня рождения Петра  I. По указу Александра II праздненства  проводили по всей России. В  Петербурге же к памятнику  привезли ботик Петра I, произвели  торжественный молебен и военный  парад. По этому случаю на  Сенатской площади установили  скамейки для зрителей. Мест не  хватало, любопытствующие пользовались  окнами здания Сената. Люди даже  забирались на крышу. 

 Первую реставрацию памятника  осуществили в 1909 году. Созданная  для этого комиссия составила  протокол, согласно которому "при  вскрытии большого заденанного  отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется  солидный кованый каркас, тщательно  запаянный, вследствие чего вода  в него не проникала и оставалась  в брюхе коня" [Цит. по: 1, с. 48]. Из брюха лошади было выкачано 125 вёдер воды.

Информация о работе Медный всадник (Памятник Петру I)