Международное положение после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Победа в войне, добытая ценой огромных жертв и страданий, рождала в народе надежды на светлое будущее. Мероприятия советского руководства в отношении развития экономики были определены законом о пятилетнем плане восстановления СССР, принятым Верховным Советом в марте 1946г. Несмотря на огромные человеческие жертвы и материальные потери, весь советский народ был уверен в возможности преодоления трудностей послевоенного времени. Первоочередное задание состояло в том, чтобы перевести экономику на мирные рельсы. При решении этого задания использовалась помощь братских народов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Советский союз в политической системе послевоенного мира……………….5
2. Трудности в послевоенной жизни страны……………………………………..8
3. Восстановление народного хозяйства: источники и темпы…………………..14
4. Послевоенные идеологические кампании и репрессии………………………18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

воост после 2ой миовой.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

  Задолженность  разных организаций колхозам  составляла к сентябрю 1946 года 383 млн. рублей.

  «Разбазаривание»  колхозных земель и добра, принадлежащего  колхозам, вызвало большое возмущение  колхозников. Например, на общих  собраниях колхозников в Тюменской  области (Сибирь), посвященных постановлению  от 19 сентября 1946 года участвовало 90 тысяч колхозников, и активность была необычной: выступило 11 тысяч колхозников. В Кемеровской области на собраниях по выборам новых правлений были отведены кандидатуры 367 председателей колхозов, 2 250 членов правлении и 502 председателей ревизионных комиссия прежнего состава. Однако и новый состав правлений не мог добиться сколько-нибудь значительного перелома: государственная политика оставалась прежней. Поэтому выхода из тупика не было.

   После окончания войны производство тракторов, сельскохозяйственных машин и инвентаря быстро налаживалось. Но, несмотря на улучшение снабжения сельского хозяйства машинами, тракторами, укрепления материально-технической базы совхозов и МТС, положение в сельском хозяйстве оставалось катастрофическим. Государство продолжало вкладывать в сельское хозяйство крайне незначительные средства — в послевоенной пятилетке всего 16% от всех ассигнований на народное хозяйство.

   В 1946 году было засеяно только 76% посевной площади по сравнению с 1940 годом. Из-за засухи и других неурядиц урожай 1946 года был ниже даже по сравнению  с полувоенным 1945 годом. «Фактически  по производству зерна страна длительный период находилась на том уровне, который  имела дореволюционная Россия», — признавал Н. С. Хрущев. В 1910—1914 годах валовой сбор зерна составлял 4380 млн. пудов, в 1949—1953 годах — 4942 млн. пудов. Урожайность зерновых была ниже урожайности 1913 года, несмотря на механизацию, удобрения и прочее.

   В 1947 году значительную часть европейской  территории страны постиг голод. Он возник после сильной засухи, охватившей основные сельскохозяйственные житницы  европейской части СССР: значительную часть Украины, Молдавию, Нижнее Поволжье, центральные районы России, Крым. В  предшествующие годы государство подчистую  забирало урожай в счет государственных  поставок, не оставляя иногда даже семенного  фонда. Неурожай случился в ряде областей, подвергшихся немецкой оккупации, то есть много раз ограбленных и чужими и своими. В результате не было никаких запасов продовольствия, чтобы пережить тяжелое время.

   В 1952 году государственные цены на поставки зерна, мяса и свинину были ниже, чем в 1940. Цены, уплачиваемые за картофель, были ниже расходов по транспортировке. Колхозам платили в среднем 8 рублей 63 копейки за центнер зерна. Совхозы  же получали за центнер 29 рублей 70 копеек.

   Для того, чтобы купить килограмм масла, колхозник должен был отработать. 60 трудодней, а чтобы приобрести весьма скромный костюм, нужен был годовой заработок.

   В большинстве колхозов и совхозов страны в начале 50-х годов собирали крайне низкие урожаи. Даже в таких  благодатных областях России, как  Центрально-Черноземная область, Поволжье и Казахстан урожаи оставались крайне низкими, ибо центр бесконечно предписывал  им, что сеять и как сеять. Дело, однако, заключалось не только в  глупых приказах сверху и недостаточной  материально-технической базе. На протяжении многих лет из крестьян выколачивали любовь к своей работе, к земле. Когда-то земля вознаграждала за затраченный труд, за их преданность своему крестьянскому делу иногда щедро, иногда скудно. Теперь этот стимул, получивший официальное название «стимул материальной заинтересованности» исчез. Работа на земле превращалась в бесплатный или малодоходный принудительный труд.

   Многие  колхозники голодали, другие систематически недоедали. Спасали приусадебные участки. Особенно тяжелое положение было в европейской части СССР. Гораздо  лучше обстояло дело в Средней  Азии, где были высокие заготовительные  цены на хлопок — основную сельскохозяйственную культуру, и на юге, специализировавшемся на овощеводстве, производстве фруктов  и виноделии.

   В 1950 году началось укрупнение колхозов. Их количество сократилось с 237 тысяч до 93 тысяч в 1953 году. Укрупнение колхозов могло способствовать их экономическому укреплению. Однако недостаточные капиталовложения, обязательные поставки и низкие заготовительные цены, отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов и механизаторов и, наконец, ограничение наложенные государством на личные приусадебные хозяйства колхозников лишали их стимула к работе, разрушали надежды выбиться из тисков нужды. 33 миллиона колхозников, кормивших своим тяжелым трудом 200-миллионное население страны, оставалось вслед за зэками самым нищим, самым обиженным слоем советского общества.

   Посмотрим теперь, каково было положение рабочего класса и других городских слоев  населения в это время. Согласно  официальной советской статистике средняя заработная плата советского рабочего возросла более чем в 11 раз в период между началом  индустриализации (1928) и концом эры  Сталина (1954). Но это не дает представления  о реальной заработной плате. Советские  источники дают фантастические выкладки, которые ничего общего с реальностью  не имеют. Западные исследователи подсчитали, что в указанный период стоимость  жизни, по самым консервативным подсчетам, увеличилась в период 1928-1954 годов  в 9-10 раз.

Однако рабочий  в Советском  Союзе имеет помимо официальной  заработной платы, получаемой на руки, дополнительную, в виде социальных услуг, оказываемых ему государством. Оно возвращает трудящимся в виде бесплатного медицинского обслуживании, образования и прочего часть  заработка, отчуждаемого государством.

   Картина разительная: за одно и то же затраченное  время английский рабочий мог  приобрести в 1952 году более чем в 3,5 раза большее продуктов, а американский рабочий в 5,6 больше продуктов, чем  советский рабочий.

   Обострился  жилищный кризис. По сравнению с  дореволюционным временем, когда  проблема жилья в густонаселенных  городах была нелегкой (1913 год - 7 кв. метров на 1 человека), в послереволюционные годы, особенно в период коллективизации, жилищная проблема необычайно обострилась. Массы сельских жителей хлынули  в города, ища спасения от голода или в поисках работы. Гражданское  жилищное строительство в сталинские времена было необычайно ограничено. Квартиры в городах получали ответственные работники партийного и государственного аппарата.

   До  революции большинство рабочих  жило неподалеку от предприятий в казармах, после революции казармы назвали общежитиями. Крупные предприятия строили новые общежития для своих рабочих, квартиры для инженерно-технического и административного аппарата, но решить жилищную проблему было все равно невозможно, так как львиная доля ассигнований расходовалась на развитие индустрии, военной промышленности, энергетической системы.

   В 1928 году жилищная площадь на 1 городского жителя составляла 5.8 кв. метров, в 1932 году 4,9 кв. метров, в 1937 году — 4,6 кв. метров. В таких условиях жили сотни тысяч, если не миллионы жителей Советского Союза в послевоенное время. Таково было наследие сталинской эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3. Восстановление  народного хозяйства: источники и темпы

         К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное  постановление "О неотложных мерах  по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских  людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных  заготовок зерна, четверть скота  и птицы, около трети молочных продуктов.

   Восстановление  народного хозяйства начали с  тяжелой промышленности. Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях.. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится.

В 1948 г. объем  промышленного производства достиг довоенного уровня, и в целом восстановление промышленности было закончено в  конце 1950 года. Этому способствовали самоотверженный труд людей, а также максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет “экономии” на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере.

   Совет министров СССР. Были осуществлены меры, направленные на возобновление  нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики.

  Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно  к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.

 Основная  задача пятилетнего плана заключалась  в том, чтобы восстановить районы  страны, подвергавшиеся оккупации,  достичь довоенного уровня развития  промышленности и сельского хозяйства,  а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

      Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники. Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность.

   Всего за период с 1946 по 1950 гг. было восстановлено  и вновь построено 6200 крупных  предприятий. В 1950г., по официальным  данным, промышленное производство превысило  довоенные показатели на 73% (а в  новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Значительно возросло, по сравнению  с довоенным, производство стали, проката  стали и нефти. Были построены  новые металлургические предприятия  в Прибалтике, в Закавказье, в  Средней Азии и в Казахстане.

   Главным творцом этих несомненных успехов  стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной  модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические  результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского  хозяйства и социальной сферы  в пользу тяжелой промышленности. Существенную роль в быстром восстановлении промышленности играл демонтаж и вывоз оборудования из поверженных стран - репарации. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление. Существенную роль в быстром восстановлении промышленности играл демонтаж и вывоз оборудования из поверженных стран - репарации.

   Значительные  средства были вложены государством в развитие здравоохранения в  стране. В городах улучшилось амбулаторное лечение, но в больницах положение  было очень плохим – не хватало  коек, обслуживающего персонала, необходимых  медикаментов. Медицинский персонал: врачи, сестры, не говоря уже о технических  работниках, - оставались одной из самых  низкооплачиваемых категорий.

   Дальнейшее  развитее народного хозяйства страны упиралось, как и прежде, в органическую порочность системы советского социализма. Все вопросы экономики, большие  и малые, решались в центре. Инициатива местных хозяйственных органов  была ограничена до предела. Планы и  необходимые материальные фонды  для их выполнения "спускались" сверху. В Москве заранее определялся  план для каждого предприятия, часто  без правильного учета специфических  особенностей. Заводы-изготовители находились в постоянной зависимости от своевременной  подачи сырья и получения деталей  от смежников.

Транспорт не справлялся с перевозками. Абсурдность централизованного  управления приводила к тому, что  коммуникации между поставщиками, производителями  и смежниками растягивались на тысячи километров. Нередко с Дальнего Востока  везли в центральные районы страны сырье, которое находилось под боком, но принадлежало другому ведомству. Бесхозяйственность и неразбериха  порождали простои на производстве, штурмовщину и вели к огромным материальным издержкам.

   Сосредоточение  всех решений в центре привело  к разбуханию центрального бюрократического аппарата. Появилось множество ненужных центральных инспекций. Предприятия  изнывали под напором комиссий, обследований и расследований. Огромная армия "толкачей", то есть специальных уполномоченных предприятий по доставанию сырья, добыче дефицитных материалов, моторов и прочего наводнила заводы, фабрики, министерства. Взяточничество стало обычной формой деловых отношений.

   Власть  пыталась бороться с коррупцией, но была бессильна справиться с этим злом, ибо коррупция стала неотъемлемой частью системы.

   В 1947 г. отменили карточную систему  и одновременно провели денежную реформу: старые деньги обменивались на новые по курсу 10:1, что ударило  одновременно как по спекулянтам, нажившимся во время войны (теневая экономика), так и по простым людям, не хранившим  денег в сберкассах. 

      Однако, стареющий диктатор не в состоянии был уловить качественные изменения в технологиях, логику мирового научно-технического прогресса. В своих послевоенных выступлениях он формулирует преимущественно задачи количественного роста: увеличение производства стали, угля, нефти, требует создать гигантский (и иллюзорный) план развития животноводства, грандиозные и невероятно затратные планы создания мощных гидросооружений и защитных лесополос и т.д. Задача создания ядерного оружия и космических ракет заставляет заниматься развитием вычислительной техники, физики.

Информация о работе Международное положение после Второй мировой войны