Межнациональные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
— отношения между разными национальностями внутри одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений следующие:
— Мирное сотрудничество.
— Этнический конфликт .
Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Вложенные файлы: 1 файл

Межнациональные отношения.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

Департамент по развитию агропромышленного комплекса

ГБОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический  техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Истории 

На  тему «Межнациональные отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Студентка 2 курса

Группы Б 23

Сергеева Вера

Преподаватель

Орех И.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Салехард

2012 г

 Межнациональные отношения  в силу их многоаспектности  представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

 — отношения между  разными национальностями внутри  одного государства; 

 — отношения между  разными нациями-государствами. 

 

 Формы межнациональных отношений следующие:

 — Мирное сотрудничество.

 — Этнический конфликт .

 

 Способы мирного сотрудничества  довольно многообразны.

 Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно  смешиваются между собой на  протяжении многих поколений  и в результате образуют одну  нацию. Происходит это обычно  через межнациональные браки.  Таким путем сформировались латиноамериканские  народы: в одно целое здесь  смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов. 

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой  почти полное растворение одного  народа (иногда нескольких народов)  в другом. Истории известны мирные  и военные формы ассимиляции.  Современная Америка — пример  мирного пути, а древние империи,  завоевавшие соседние народы, например  Ассирия и Рим, служат образцом  немирного пути. В одном случае  захватчики растворяли в себе  покоренные народы, в другом —  сами растворялись в них. В  насильственном сценарии более  крупная нация запрещает другим  использовать родной язык в  публичной жизни, получать образование  на нем, закрывает книжные издательства  и средства массовой информации.

 

 Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

 При культурном плюрализме  ни одно национальное меньшинство  не теряет самобытности и не  растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители  одной национальности добровольно  овладевают привычками и традициями  другой, обогащая при этом собственную  культуру.

  Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

 В современном мире  просматриваются две взаимосвязанные  тенденции в развитии наций. 

1) Основные тенденции развития наций:

  Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

 Формы:

 • самоизоляция в  целом; 

 • протекционизм в  экономике; 

 • национализм в  различных формах в политике  и культуре;

 • религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

 • Экономические и  политические союзы (например, Европейский  союз (ЕС))

 • Транснациональные  корпорации (ТНК) 

 • Международные культурные  и народные центры 

 • Взаимопроникновение  религий, культур, ценностей 

3) Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4) Межнациональный конфликт 

 В современном мире  практически не существует этнически  однородных государств. К таковым  можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

 В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

 Таким образом, людям  разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

  Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

 В мировой конфликтологии  нет единого концептуального  подхода к причинам межэтнических  конфликтов.

 Анализируются социально-структурные  изменения контактирующих этнических  групп, проблемы их неравенства  в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся  на поведенческих механизмах, связанных  с опасениями за судьбу группы, — не только за потерю культурного  своеобразия, но и за использование  собственности, ресурсов и возникающей  в связи с этим агрессией. 

 Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируют  свое внимание на ответственности  элит, борющихся за власть, ресурсы.  Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

 В ситуациях напряженности  создаются представления о чертах  народов, препятствующих общению,  — «мессианстве» русских, «наследуемой  воинственности» чеченцев, а также  иерархии народов, с которыми  можно или нельзя «иметь дело». 

 Большим влиянием на  Западе пользуется концепция  «столкновения цивилизаций» американского  исследователя С. Хантингтона.  Она объясняет современные конфликты,  в частности недавние акты  международного терроризма, конфессиональными  различиями. В исламской, конфуцианской,  буддийской и православной культурах  будто бы не находят отклика  идеи западной цивилизации —  либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства. 

 Основной причиной  конфликтов, трений, различного рода  предубеждений между представителями  разных национальностей выступает  этноцентризм.

 Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

 Этноцентризм — это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

 Современные социологи  предлагают следующую классификацию  причин межнациональных конфликтов.

 Причины межнациональных конфликтов:

 — Социально-экономические  — неравенство в уровне жизни,  различное представительство в  престижных профессиях, социальных  слоях, органах власти.

 — Культурно-языковые  — недостаточное, с точки зрения  этнического меньшинства, использование  его языка и культуры в общественной  жизни. 

 — Этнодемографические  — быстрое изменение соотношения  численности контактирующих народов  вследствие миграции и различий  в уровне естественного прироста  населения. 

 — Экологические —  ухудшение качества окружающей  среды в результате ее загрязнения  либо истощения природных ресурсов  вследствие использования представителями  иной этнической группы.

 — Экстерриториальные  — несовпадение государственных  или административных границ  с границами расселения народов. 

 — Исторические —  прошлые взаимоотношения народов  (войны, былое соотношение господства-подчинения  и т. д.).

 — Конфессиональные  — из-за принадлежности к разным  религиям и конфессиям, различий  в уровне современной религиозности  населения. 

 — Культурные —  от особенностей бытового поведения  до специфики политической культуры  народа.

 Социологи выделяют  различные типы межнациональных  конфликтов.

 

 Типы межнациональных конфликтов:

- государственно-правовой;

- этнотерриториальный; 

- этнодемографический; 

- социально-психологический. 

 

 Межэтнические конфликты  не возникают на пустом месте.  Как правило, для их появления  необходимы определенный сдвиг  привычного уклада жизни и  разрушение системы ценностей,  что сопровождается у людей  чувствами растерянности и дискомфорта,  обреченности и даже потерей  смысла жизни. В таких случаях  на первый план в регуляции  межгрупповых отношений в обществе  выдвигается этнический фактор  как более древний, выполняющий  функцию группового выживания. 

 Действие этого социально-психологического  фактора реализуется следующим  образом. Когда появляется угроза  существованию группы как целостного  и самостоятельного субъекта  межгруппового взаимодействия, на  уровне социального восприятия  ситуации происходит социальная  идентификация по признаку происхождения,  по признаку крови; включаются  механизмы социально-психологической  защиты в виде процессов внутригрупповой  сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

 Эти процессы могут  привести к национализму.

  Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

 

 Виды национализма:

 • Этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

 • Державно-государственный  — стремление наций воплотить  в жизнь свои национально-государственные  интересы, нередко за счет малых  народов. 

 • Бытовой — проявление  национальных чувств, враждебное  отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх).

 Национализм может  перерасти в свою крайне агрессивную  форму — шовинизм.

 

 Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

 Одним из проявлений  государственного национализма  является геноцид. 

 

 Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

 

 Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

 — предпочтения своих  соплеменников «чужим», пришлым,  некоренным и усиления чувства  национальной солидарности;

 — защиты территории  проживания и возрождения чувства  территориальности для титульной  нации, этнической группы;

 — требований о  перераспределении дохода в пользу  «своих»; 

 — игнорирования законных  потребностей других групп населения  на данной территории, признаваемых  «чужими».

 

 Все эти признаки  обладают одним преимуществом  для группового массового действия  — наглядностью и самоочевидностью  общности (по языку, культуре, внешности,  истории и т. д.) по сравнению  с «чужими». Индикатором состояния  межнациональных отношений и,  соответственно, их регулятором  является этнический стереотип  как разновидность социального  стереотипа. При этом регуляция  межгрупповых отношений с помощью  этнического стереотипа приобретает  как бы самостоятельное существование  и психологически возвращает  социальные отношения в историческое  прошлое. Когда сталкиваются интересы  двух групп и обе группы  претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

Информация о работе Межнациональные отношения