Методы изучения истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:38, доклад

Краткое описание

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.97 Кб (Скачать файл)

Метод представляет собой  способ изучения исторических процессов  через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых  знаний. 
К конкретным методам относятся: 
1) общенаучные; 
2) собственно исторические; 
3) специальные - заимствованные из других наук. 
Общими методами для всех гуманитарных наук служат: 
- логический; 
- исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений  на высшей стадии из развития. Именно в  этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. 
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности. 
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода. 
Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы: 
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич.порядке; 
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам; 
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии; 
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны: 
- метод периодизации; 
- сравнительно-исторический; 
- ретроспективный; 
- системно-структурный; 
- статистический; 
- метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти  факты извлекаются из исторических источников. 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. 
Классификация ист.источников - это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины - источниковедения. В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников: 
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы. 
Самыми важными источниками служат и служили летописи. 

 

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 

Развитие      исторической        науки    непосредственно        связано с расширением круга  источников. В результате прогресса  в технике фиксации круг исторических источников непрерывно расширяется. Так, после появления письменности важным этапом было изобретение бумаги и  книгопечатания.    В наши дни  в качестве источников могут выступать  фотографические, кинематографические  материалы, а также магнитные  записи.

Открытие нового источника  часто проливает свет на какую-то проблему прошлого, заставляя исследователей отказываться от уже устоявшейся  точки зрения, а иногда даже «переписывать» историю отдельных периодов и  эпох.

Большое   внимание,   которое   историки   уделяют   поиску, изучению        и   обработке      источниковедческого           материала, а также его публикации и комментированию, объясняется  тем, какую роль играет источник в  историческом исследовании.

Познавательным средством  для всего этого многообразия исторических источников является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) фонические (звуковые);

4) изобразительные.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического  развития.

Наибольший интерес для  историков представляют письменные источники. Их изучает вспомогательная  историческая дисциплина источниковедение. Письменные источники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкареву, можно разделить  письменные источники на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Делопроизводственные источники делятся  на 4 вида: картографические, статистические, актовые, канцелярские. Повествовательные  источники Пушкарев разделил также  на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации  исторических источников.

 

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы: 1) Когда исторический источник был  написан? 2) Где он был создан? 3) Кем? 4) На каком ранее существовавшем материале основывался автор? 5) Какова была оригинальная форма источника? 6) Насколько источник заслуживает  доверия?

Большое значение для истории, как и любой другой науки, имеют  методы познания, именно поэтому совершенствуются старые и постоянно обнаруживаются новые. Исторический метод заключается  в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими  доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми  при написании исторического  труда.

К специально-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий  и грамматически-дипломатический  методы, т.е. методы членения текста  на составные элементы, применяются  для изучения делопроизводства  и делопроизводственных документов.

- методы текстологии.  Так, например, логический анализ  текста позволяет интерпретировать  различные «темные» места, выявить  противоречия в документе, существующие  лакуны и т.п. Применение этих  методов дает возможность выявить  недостающие (уничтоженные) документы,  реконструировать различные события. 

- историко-политический  анализ позволяет сопоставить  сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической  борьбы, породившие документы, конкретизировать  состав участников, принявших тот  или иной акт. 

Есть и другие специальные  методы исторического анализа и  синтеза.

  К методам общеисторического научного исследования относятся:

- историко-генетический (ретроспективный)  метод позволяет показать причинно-следственные  связи и закономерности развития  исторического события (явления,  структуры). Он заключается в последовательном  проникновении в прошлое с  целью выявления причин каких-либо  фактов, событий, явлений. Историко-генетический  метод применяется и для выявления  соотношения субъективного, личностного  фактора в историческом развитии  и объективных факторов (логики  политической борьбы, экономического  развития и т.п.).

- проблемно-хронологический  метод предполагает расчленение  широких тем на ряд узких  проблем, каждая из которых  рассматривается в хронологической  последовательности. Этот метод  используется как при изучении  материала (на первой стадии  анализа, совместно с методами  систематизации и классифицирования), так и при его компоновке  и изложении внутри текста  работы по истории. 

  Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

- историко-сравнительный  метод (в сочетании с методом  отождествления, аналогии как логической  основы этого метода) позволяет  выявить как общие, так и  особенные черты в развитии  разных событий, явлений, структур.

- историко-типологический  метод позволяет упорядочить  предметы изучения по качественно  различным типам (классам) на  основе присущих им существенных  признаков. Типологизация по форме  является разновидностью классификации,  но позволяет выявить существенные  признаки предмета. Основой метода  является понимание взаимосвязи  единичного, особенного, общего и  всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет  выделить ряд этапов в развитии  различных общественных, социальных  явлений. Критерии периодизации  в каждом случае могут выдвигаться  различные. 

- структурно-диахронный  метод направлен на изучение  разновременных исторических процессов.  Применение этого метода позволяет  выявить продолжительность, частоту  различных событий, а также  динамику развития различных  элементов сложной системы. 

К методам теоретического познания может быть отнесен метод  моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Долгое время в научном  мире присутствовало мнение, что проводя  исследование, достаточно просто заглянуть  в источник и извлечь оттуда истину, как она есть. Сегодня становится очевидной неправомерность и, по сути, ошибочность этой точки зрения, так как прошлое не может познаваться  только из источника. Этим фактом обусловливается  существование ряда методов исторической науки. В первую очередь это метод  «догадки», основанный на наблюдении и  личном опыте. Также широко используется в исследованиях сравнительный, или компаративный метод. Проведение аналогий позволяет вы являть сходство одного явления с другим и прослеживать их особенности. Один из наиболее распространенных методов  -  генетический, основанный на анализе одного объекта в различных  фазах его развития. Историческая наука, обладая целым рядом собственно исторических методов, постоянно обращается к опыту других наук. Наиболее интенсивно развиваются связи истории с науками, изучающими общество, - социологи ей, этнографией, социальной психологией и др. Очевидно, подобному сближению в первую очередь способствовало то, что все они изучают один и тот же объект - общество.

    Таким образом,  история как наука, изучающая  развитие  общества,   призвана,   исследуя   и   анализируя   многовековой опыт, решать проблемы, которые ставит перед нами  жизнь. И общество   на   любом   этапе   своего   развития   должно   знать  и уважать свою историю.


Информация о работе Методы изучения истории