Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:19, реферат
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.
К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.
Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.
Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.
К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.
Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.
Один из современных методов педагогического исследования –педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Эксперимент – это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.
Пользуется популярностью в педагогической среде метод тестирования. Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.
Методика выразительного чтения — предмет, изучаемый в педагогических институтах на факультетах русского языка и литературы с 1974/75 учебного года.
Методику целесообразно включить в учебный план на одном из старших курсов, когда пройдены психология, педагогика, курс современного русского языка, несколько литературных курсов, методика преподавания родного языка и хотя бы частично методика преподавания литературы, но желательно — перед стажерской практикой, чтобы будущий учитель-словесник имел возможность применять методику выразительного чтения в процессе своей заключительной практики.
Искусство выразительного чтения требует длительной и систематической работы. Поэтому нельзя допускать такого положения, когда студент, закончив практикум по выразительному чтению на I курсе, возвращается к нему лишь в процессе занятий методикой выразительного чтения на старшем курсе. Студент должен упражняться в выразительном чтении на всех практических занятиях по литературным дисциплинам и языку, тогда он будет подготовлен к восприятию курса методики выразительного чтения. Приобретенные навыки и умения помогут ему в выполнении практических занятий по методике и в проведении примерных уроков.
Цели занятий по методике выразительного чтения:
1) научить методам и приемам обучения выразительному чтению школьников различных классов с учетом их возрастных особенностей;
2) расширить знания студентов по теории и истории искусства звучащего слова;
3) усовершенствовать исполнительское мастерство студентов;
4) познакомить с основными методическими пособиями но выразительному чтению и научить пользоваться ими.
При обучении выразительному чтению учителю нередко приходится обращаться к профессиональному искусству звучащего слова. И естественно возникает вопрос: в какой мере закономерно такое обращение? Что общего и какая разница между профессиональным искусством и выразительным чтением школьников?
Делались попытки обособить выразительное чтение от профессионального искусства художественного чтения и даже противопоставить ему. Такие попытки оказались безуспешными. Подобно тому как было бы противоестественно противопоставлять школьное пение или рисование соответствующему профессиональному искусству, нельзя противопоставлять и выразительное чтение профессиональному искусству. В настоящее время можно считать общепризнанным, что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы.
Но подобно тому как школьное преподавание музыки или рисования имеет свою специфику, имеет специфику и школьное выразительное чтение. Массовая школа не готовит артиста-профессионала, а стремится, включая выразительное чтение в общую систему коммунистического воспитания, содействовать всестороннему развитию личности ученика. Если преподаватель, готовящий артистов, имеет дело со специально подобранным составом учащихся, то школьный учитель обязан вести работу со всеми учениками и естественно будет обращать большое внимание на отстающих. Поэтому система и методика этой работы в профессиональных учебных заведениях (институтах, училищах, студиях) не годится для массовой школы. Даже практика кружков художественного чтения, существующих в Дворцах и Домах пионеров, не может быть полностью перенесена в школу. Отсюда вытекает необходимость в особой методике выразительного чтения в школе.
Вопрос о взаимоотношении выразительного чтения с художественным чтением осложняется тем, что в самом искусстве звучащего слова существуют разные школы. «В настоящее время в искусстве художественного чтения различают два направления — исполнение одних чтецов все более приближается к игре, другие используют манеру рассказчика».
Но не только эти два направления существуют в искусстве художественного чтения. Сурен Кочарян пишет: «Жизнь человека проявляется в беспредельном многообразии характеров. Так же многообразны формы проявлений этих характеров в искусстве актера. «Представление» и «переживание», «академическое чтение» и «рассказывание», «перевоплощение» и «игра»; в жизни все это взаимосвязано и, взятое отдельно, в натуральном, «стерильном» виде встречается редко, а когда встречается такое однообразие, оно ведет к монотонности и скуке. Все эти разные, отдельно взятые «школы» чтения следует рассматривать и расценивать с точки зрения их приемлемости для конкретного произведения и в заданном контексте. Поэтому мне представляется неправильным утверждать в искусстве художественного чтения какую-либо одну «школу». Если в искусстве живого слова не следует утверждать одну «школу», то тем более ее не следует утверждать в выразительном чтении. С той только разницей что специфические условия школы требуют, чтобы приемы чтения рассматривались не только «с точки зрения их приемлемости для конкретного произведения», т. е. с учетом жанра литературного направления, мировоззрения и настроения автора, но и с точки зрения их педагогического значения, доступности ученикам соответствующего возраста.