Механизм функционирования государственной идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Особое место в системе государственных органов занимает Президент Республики Беларусь. Ст. 79 Конституции Республики Беларусь определяет, что Президент Республики Беларусь является главой государства и гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь.

Содержание

Вопрос 1. Механизм функционирования государственной идеологии. идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.
Вопрос 2. Идеология как политико-социальное мировоззрение (на примере критического анализа фальсификации истории великой отечественной войны советского союза)
Список использованных источников:

Вложенные файлы: 1 файл

КРИдеология ГОТОВА.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Механизм функционирования государственной идеологии. идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.

Степень влияния на процесс формирования и реализации идеологии белорусского государства во многом определяется теми полномочиями и функциями, которыми обладает тот или иной орган государственной власти и управления.

Особое место в системе государственных органов занимает Президент Республики Беларусь. Ст. 79 Конституции Республики Беларусь определяет, что Президент Республики Беларусь является главой государства и гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь.

В реализации всех этих функций Президент Республики Беларусь может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях.

Президент обладает обширными полномочиями в нормотворческой сфере: издает декреты, указы и распоряжения, подписывает законы. Он наделен важными правами по назначению на высокие государственные должности, обладает рядом властных полномочий по обеспечению внутреннего порядка и безопасности государства.

Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. В Республике Беларусь высшим законодательным и представительным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Совета Республики и Палаты представителей. Палата представителей представляет все население нашей республики, а Совет Республики является палатой территориального представительства каждой области и города Минска.

Реальная возможность влияния парламента на формирование и реализацию идеологии белорусского государства состоят в законодательном содействии созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию адекватных традициям и новым задачам белорусского общества идей, ценностей, взглядов, моделей поведения. Именно через законотворческую деятельность парламент может эффективно воздействовать на идеологические процессы. Идеологическим целям служат и многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах. Важной функцией парламента является контроль за деятельностью исполнительной власти через контроль за исполнением бюджета, отчетов членов правительства, разрешение на назначение тех или иных должностных лиц.

Система органов исполнительной власти Республики Беларусь состоит из двух основных элементов:

- Правительство – Совета Министров Республики Беларусь, который является центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- система органов местного управления как формы организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории: областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.

Применительно к исполнительной власти идеологическая деятельность рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это практическая работа республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией Республики Беларусь, законами, актами Президента. Под идеологией применительно к исполнительным органам власти следует понимать прежде всего комплекс разделяемых большинством общества и поддерживаемых государством ценностей, а также практическую деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей граждан.

Второй аспект идеологической работы исполнительной ветви власти – организация информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование общественного мнения, формирования у граждан позитивного отношения к решению главных экономических, социальных, идеологических проблем. Исполнительная власть осуществляет эту деятельность посредством устной и печатной информации, науки, образования и культуры. В республике повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования, чаще всего по единой тематике. Как правило, в ходе этих акций руководители одновременно проводят прием граждан, уточняются и решаются вопросы, поднимаемые в письменных и устных обращениях граждан. Повсеместно действуют группы докладчиков, которые являются важным инструментом информирования людей, формирования общественного мнения и одновременно эффективным средством выработки и реализации умения руководителей разного уровня целенаправленно и аргументировано влиять на мотивационную сферу людей.

Важную роль в формировании и распространении государственной идеологии играют средства массовой информации (СМИ). СМИ – совокупность средств распространения информации с помощью технического инструментария ( пресса, справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись и т.д.).

Идеологические функции СМИ:

- информационная – информирование населения о социально-политической, экономической и т.п. ситуаций в стране и мире, характеристика отношений между субъектами политических, а следовательно, и идеологических, процессов;

- корреляционная – анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм;

- континуитивная – распространение господствующей в жизни общества культуры и поддержка общности социальных ценностей и норм морали;

- идеологическая – влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации населения, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения;

- развлекательная – ориентирована на сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе (СМИ как клапан для выпускания пара»);

- мобилизационная – формирование у людей мотивов к тем или иным действиям, активное участие в проведении политических кампаний;

- рекламно-справочная – удовлетворение практических запросов в связи с миром увлечений разных слоев населения (сад-огород, туризм, спорт, коллекционирование и т.п.).

При этом под государством необходимо понимать в данном случае аппарат управления всем обществом и не использовать это понятие как синоним страны, общества. Государственное управление – самый сложный вид управления, так как общество, выступающее объектом управления, является чрезвычайно разнообразной и постоянно меняющейся системой. Поэтому государство как субъект управления должно хорошо знать свой объект – общество, владеть способами эффективного воздействия на него. Это становится возможным при наличии у государства концепции, объясняющей сущность главных закономерностей развития общества и содержащей идеи относительно его совершенствования. Поэтому государственная идеология и выполняет в этом случае роль доктрины, концепции, на основе которой осуществляется управление обществом. "Государственная идеология есть составляющая основу деятельности государства целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан".

Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что государство как субъект управления обществом в силу ряда причин может находиться на различных стадиях институциализации. Например, на начальном этапе существования, приобретя суверенитет, оно естественным образом находится в стадии выработки собственной идеологической доктрины, не рефлексируя четко до определенного времени те идеалы и принципы, которые лежат в основе ее политики.

Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.

Откуда в обществе появляется государственная идеология?

В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.

Форма правления зависит от зрелости самого общества в том или ином государстве, развитости его демократической системы и экономики. Государство, как правило, формировалось на определенной территории, где проживали определенные народы. Человеческое сообщество жило племенем, а затем появляется народность, и на этапе формирования капиталистических отношений образуется нация.

   Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из субъектов политических отношений. Каждый народ вырабатывает определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития.

Указанную совокупность воззрений называют национальной идеологией.   Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому они рассматривают себя в качестве нации и в силу чего считают себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. 

Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самое себя и условий своего бытия; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся  исторических условиях.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая в то время не обладала своей государственностью, а занимала территорию, входившую в состав Российской империи на правах ее окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые прозвучавшей в начале ХХ века в стихотворении Я. Купалы «А хто там iдзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

  Сформулированная Я. Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания («людзьмi  звацца») нашла дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности газеты «Наша нiва».

 В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент стал смещаться от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально- государственную. Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве М. Богдановича.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, предполагающих его целостность и узнаваемость другими.

Идеология  -  атрибутивный признак государства. Ее основные функции.

Теперь рассмотрим, что из себя представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Государство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому государственная идеология  может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам данной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и государственной идеологии.

Информация о работе Механизм функционирования государственной идеологии