Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России.
Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;
Введение………………………………………………………………………….2
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.1 Понятие меценатства………………………………………………………5
1.2 История меценатства в России………………………………………….…8
1.3 Мотивы меценатства……………………………………………………….13
2 Русские меценаты……………………………………………………………16
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы….16
2.2 Меценаты Приморья……………………………………………………….23
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Меценатство как
1.1 Понятие меценатства……………………………
1.2 История меценатства в России……
1.3 Мотивы меценатства………………………………
2 Русские меценаты…………………………………………………………
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев,
Мамонтов, Тенишева, Третьяковы……………………………………………………
2.2 Меценаты Приморья…………………………………
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время Россия переживает один из самых нелегких этапов своего исторического развития, когда многие из устоявшихся в эпоху социализма стереотипов мышления, моральных и социальных ориентиров более не отвечают запросам окружающей нас действительности. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последними перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В связи с этим существование многих культурных организаций и в целом культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным.
На фоне этого изучение нашего исторического наследия представляется чрезвычайно актуальным - извлечение из небытия тех светлых и чистых в духовном плане образцов созидательной деятельности, истинного, а не показного патриотизма, любви к ближнему, которые так ярко демонстрировали многие российские меценаты - благотворители во второй половине XIX - в начале XX вв.
Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.
Меценатство в России является
предметом интереса отечественных
и зарубежных ученых. Этот интерес
особенно усилился ввиду начавшейся
в стране экономической и политической
«перестройки». За последние 10-15 лет
было издано множество научных трудов
историков, экономистов, культурологов,
в которых оценивается вклад
отечественных меценатов в
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;
1 Меценатство как социокультурное явление
1.1 Понятие меценатства
Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.
Меценатство является более узким понятием благотворительности, и рассматривать его следует отдельно. Таким образом, институт негосударственной поддержки национального культурного достояния принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность - меценатами.
Происхождение самого слова
«меценатство» связывают с
Таким образом, задачей меценатов было изменение образа жизни для предоставления возможностей для саморазвития с помощью организаций, строительства и развития общественных институтов, постепенно, высвобождая сознание людей от задачи элементарного выживания, приобщать его к культурным, духовным ценностям и творчеству2.
1.2 История меценатства в России
История России знает немало примеров,
когда богатые люди, представители
знатных родов уходили в
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.
Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню4.
Преодолевая сложности исторической
судьбы, третье сословие в России формировало
традиции своей среды, ориентиры
одобряемого поведения, сословные
идеалы. Среди этих традиций наиболее
заметными на недолгий срок существования
русской буржуазии сумели стать
благотворительность и
В то время как государство должно обязательно оказывать помощь нуждающимся, иногда оно даже мешало частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду.
Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Своё выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами. Именно при монастырях возникли богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась практически до конца XVII в.
Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.
Появившаяся частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть5.
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства - покровительства наукам, искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры.
Меценатство в России, существующее со времен Петра I, испокон веков являлось исключительно дворянской прерогативой. В данном ключе, занятия и увлечения столь же ясно обозначали принадлежность к тому или иному сословию, как родовое древо. Меценатство и привычка коллекционирования произведений искусства соответствовала исключительно дворянской среде и воспринималась одной из ее важных привилегий.
Однако, как это имело место быть и в других европейских странах, совместно с установлением капиталистических отношений в России все более крепчало купечество. Известно, что к 1910 году общее количество предпринимателей в России, получавших доход до 10 тыс. рублей в год, составило 7 млн. человек, а предпринимателей, чей доход был свыше 10 тыс. рублей (нередко сотни тысяч и выше) – 200 тыс. человек.
Новый класс стремился в своих привычках ни чуть не уступать дворянству, которое по-прежнему выступало поведенческим эталоном для разбогатевших купцов. Тем более, что дворянство, уступив преимущество в экономической сфере, по-прежнему практически полностью контролировало культурную и политическую сферы. С помощью культуры дворяне влияли на общественные процессы не менее, чем контролируя финансовые потоки. Более того, закрытость высших слоев общества Российской Империи сводила к минимуму возможность проникновения в узкий круг избранных.
Меценатство и оказалось тем ключом, открывавшим двери в светское общество для разбогатевших мужиков. Это был реальный способ не только повысить свой социальный статус, а систематическая поддержка крупных культурных проектов способствовала размыванию образа «удалого купца – ухаря», но и добиться монаршей милости, получив жалованное дворянство.
Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Сначала молельни и домашние церкви купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело было поставлено купцами-промышленниками.
Внуки крестьян и мещан - отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В.С. Гиршмана, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.
Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей6.