Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Выбор данной темы обуславливается возможностью проследить за экономическим подъемом, после которого следует не виданный ранее кризис, вошедший в историю, как мировой, и повлиявший на экономику всего мира, а также за выходом из этого кризиса путем неимоверных усилий и экономических реформ. Процессы эти интересны как с точки зрения истории, так и с экономической точки зрения. Для того чтобы понять, почему все это произошло, необходимо внимательно проанализировать как развивались в предкризисные годы страны, оказавшиеся в упадке и какую они имели характеристику. В курсовой работе были использованы соответствующие исследования. Среди них особо можно выделить учебное пособие для экон. спец. вузов Экономическая история капиталистических стран: Под ред. В.Т. Чунтулова, В.Г. Сарычева и «История мировой экономики» под ред. Г.Б. Поляка. Так же следует отметить статью Согрина В.В. "Экономический кризис 1929—1933 гг. в США и современность". Автор анализирует разнообразные причины кризиса 1929—1933 гг.

Содержание

Введение....................................................................................................... 2 – 5

Глава 1.Причины мирового экономического кризиса
1929 -1933 гг. ...............................................................................................6 – 13

1.1. Предпосылки возникновения экономического
кризиса...........................................................................................................6 – 9
1.2. Крах на Нью-йоркской фондовой бирже в 1929 году...............9 – 13

Глава 2. Сущность и влияние кризиса на США и страны Западной
Европы...........................................................................................................14 – 32

2.1. США в 1929-1933 гг.....................................................................14 – 20
2.2. Особенности кризиса в Великобритании. ................................20 – 26
2.3. Развитие экономики Франции....................................................26 – 28
2.4. Германия в период «Великой депрессии».................................28 – 31
2.5. Состояние Японии в 1929-1933 гг..............................................31 – 32

Глава 3. Последствия и итоги мирового экономического
кризиса 1929-1933 гг. .................................................................................33 – 37
Заключение...................................................................................................38 – 41
Список использованных источников и литературы.................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Курс работа МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.docx

— 105.10 Кб (Скачать файл)

Также ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38%. Десятки фабрик и заводов бездействовали. Росло количество безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.

Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего, поразил неэффективные элементы экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.

Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Практическим руководством для многих правительств европейских государств стали работы Д. Кейнса и его последователей. Они предлагали заменить экономическую стратегию на производстве: вместо наступления на зарплату, «выжимания пота» необходимо было, чтобы государство пошло по пути социального реформирования, повысив оплату труда рабочим, перераспределив средства особо нуждающимся. Данные меры должны были расширить объем потребления, создать эффективный спрос. Кроме того, ученый предлагал сформировать институты социального партнерства между трудом и капиталом (заключение коллективных договоров между работниками и работодателями). Государственное законодательство, должно было закрепить эти документы правовым порядком.

Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным. Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность.

 

    1. Германия в период «Великой депрессии».

       Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).11

Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также  испытывали экономический кризис, усугубило положение Германии.

Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства. Создается мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые,  людские и сырьевые ресурсы,  прежде всего в  военный комплекс за счет гражданских отраслей.

Зависимое положение неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929 – 1933 годов и своего пика кризис достиг в 1932г., поразив банковскую систему, промышленность, вызвав огромную безработицу. Прекращение помощи со стороны ведущих стран ещё больше усугубило положение страны. В такой ситуации, видя неспособность противостоять экономическому кризису, стал формироваться блок монополий и фашизма, и в 1933г. фашисты пришли к власти, установив фашистский режим.

Экономическая политика фашизма носила крайне выраженный фашистский характер, где государственное управление хозяйством было доведено до крайней степени, а антикризисные меры носили чрезвычайный характер и преследовали военно-политические цели. Программа фашистов включала уничтожение демократии, подготовку к войне, подчинение крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднятие экономики путём обширных государственных заказов. Это определило формы и методы выхода страны из кризиса. С этой целью нацистским руководством был сделан упор:

  • на восстановление важных военных отраслей тяжёлой и топливной промышленности;

  • на создание предприятий, выпускающих военную технику.

Это потребовало концентрации огромных средств в руках государства, поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, который стал основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, трудовых и прочих ресурсов. 
Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии, которая проводилась ускоренными темпами и рассматривалась как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы и военные расходы в 1933 – 1939 гг. возросли в 10 раз. В 1933г. правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм.

Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В связи с этим было создано «Имперское сословие по продовольствию» – главный орган по регулированию сельскохозяйственного производства. Вводилась система принудительных поставок сельхозпродукции, продукция каждого двора находилась в строгом учёте и большую часть её крестьянин должны были сдавать по низким ценам.

Таким образом, быстрыми темпами происходило сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами, сложилась тоталитарная (т.е. командно-административная) модель государственно-монополистического капитализма с централизованным механизмом управления и свободный рынок перестал служить регулятором экономического процесса.

Следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д. Впрочем, нацистское правительство  и не стремилось к решению данных проблем.

    1. Состояние Японии в 1929-1933 гг.

Ещё в 1927г. Японию поразил финансовый кризис, сопровождавшийся банкротством ряда банков. Затем на Японию обрушился мировой экономический кризис 1929-1933гг.: резко упал японский экспорт (к 1931г. почти в 2 раза); за 1929 – 1931гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 40%. Промышленное производство Японии сократилось на 32,2%; сокращение производства сильней всего затронуло угольную, металлургическую, хлопчатобумажную промышленность и судостроение. Аграрный кризис привёл к тому, что цены на  сельскохозяйственные продукты с 1921 по 1931г. упали на 47%.

Глубокий экономический кризис ослабил позиции США не только в Европе. На Дальнем Востоке Япония бросила открытый вызов Америке. Событие это произошло в сентябре 1931 г., когда Япония, начав войну с Китаем, расторгла односторонним актом Вашингтонское соглашение 1922 г. Как Лондон в вопросе о долгах, так и Токио, приступая к оккупации Манчжурии, учитывало наряду с другими обстоятельствами приближавшуюся президентскую кампанию в Америке.

Из капиталистических держав, имеющих интересы на Дальнем Востоке, США выражали своё недовольство, и пыталась дипломатическими средствами помешать отторжению Манчжурии от Китая.

 В стране обострились социальные противоречия: резко выросло количество забастовок в промышленности и конфликтов в деревне.

В большинстве отраслей, обслуживающих традиционный внутренний рынок, например, изготовление национальной одежды и обуви, японской бумаги, зонтов, керамических изделий к началу 30-х годов ещё не был завершён промышленный переворот, и производство пребывало на мануфактурной стадии. Промышленный подъём сменился кризисом перепроизводства.

         Выход из кризиса японская буржуазия стала искать в активной милитаризации экономики, в переходе к новым аннексиям, в общей фашизации режима. Ещё в 1927г. генерал Танака, занимавший тогда пост премьер-министра, представил японскому императору секретный меморандум, где указывал на необходимость для Японии проводить в Восточной Азии политику «крови и железа», завоевать десяток стран.  
Глава 3. Последствия и итоги мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Существенные изменения экономический кризис внес во все сферы жизни капиталистического мира. В социальной сфере нужно отметить возросшую активность рабочих, которые начали бороться за улучшение условий жизни и социальные блага (оплачиваемый отпуск, пенсия и др.).

Экономический кризис 30-х гг. сильно ударил по экономике США. Кризис перепроизводства во многих сферах экономики привёл к резкому падению акций даже самых крупных и солидных компаний. На бирже началась самая настоящая паника, за которой последовала цепная реакция банкротств. Прекратило свою деятельность свыше 10 тыс. банков и свыше 135 тыс. фирм. О размахе кризиса свидетельствует тот факт, что в 1932 г. производство упало до 54% от докризисного уровня. Кризис коснулся почти всех слоёв и групп населения: рабочих, служащих, учёных, чиновников, представителей творческой интеллигенции и свободных профессий, предпринимателей. В США насчитывалось 17 млн. безработных. Так же кризис коснулся и аграрного сектора.

Можно выделить две важнейшие особенности мирового экономического кризиса:

1. Кризис был всеобщим, т.е. во-первых, охватил все капиталистические  страны, а во-вторых, все основные  сферы и отрасли хозяйства.

2. Кризис был синхронным.

• уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад

• в странах Запада насчитывалось около 30 млн. безработных

• ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса.

Кризис 1929 – 1933 гг. был наиболее затяжным и глубоким. От него пострадали все страны мира, но больше всего США  и Германия. Промышленное производство в США сократилось за эти годы более, чем на 46%, наиболее пострадало автомобильное, которое сократилось на 80%, чугунолитейное – на 79%, сталелитейное – на 76%, добыча нефти упала на 78 %, угледобыча – на 59 %. В Германии промышленное производство сократилось более, чем на 40 %, во Франции – на 30,9 %, в Англии – на 16,2 %. Показатели падения производства в менее развитых странах были часто более глубокими, чем у четвёрки экономических лидеров.

Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало негативное воздействие на другие отрасли экономики – на промышленные, торговые, финансовые фирмы, банковскую сферу. Кризис затронул и сельское хозяйство, где происходило массовое разорение фермерских хозяйств. 
        Невиданных размеров достигла безработица. Только по официальным данным в 32-х странах мира число безработных за 3 года кризиса увеличилось с 6 млн. человек до 26 млн. человек. В связи с кризисом идут поиски выхода из депрессии, вырабатываются антикризисные меры. Борьба с кризисом и поиски новых форм и методов противодействия определили генеральную линию политики правительств всех стран. Причем, сначала антикризисная политика руководствовалась ранее известными методами – «невмешательства» государства в экономическую жизнь, согласно концепции саморегулирования рынка, но которая оказалась непригодной в условиях кризиса и современного развития. Поэтому позднее – в начале 30-х гг. заметно возрастает активность государства, и проявляются тенденции к развитию государственно – монополистического капитализма. Но в различных странах степень вмешательства государства была разной и определялась особенностями исторического и экономического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений.

Вместе с тем, можно выделить 3 главных направления выхода из кризиса:

  1. либерально-реформистский метод, который получил применение в антикризисной политике «нового курса» Рузвельта в США. Американский вариант опирался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведённые Рузвельтом банковская и финансовая реформы стали исходным пунктом последующих преобразований. С помощью бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста, устранение социальной напряженности через финансирование программ помощи безработным, организацию общественных работ и т.д. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и др. Данный вариант был долгосрочным, так как его результаты ощущались не моментально, а в обозримой перспективе.

  1. социал-реформистский метод, характеризующийся сочетанием усиления регулирующей роли государства и экономики, т. е. передачей в государственную собственность отдельных предприятий и отраслей хозяйства. В результате этих мер значительно вырос государственный сектор экономики, внешняя торговля и вывоз капитала были поставлены под государственный контроль, были облегчены условия кредитования производства путём снижения ссудного процента, производилось финансирование капитального строительства, сельскохозяйственного производства и др. Эти мероприятия подкреплялись сильной социальной политикой в области улучшения пенсионного обеспечения, создания системы государственного страхования, развития трудового законодательства и государственного финансирования жилищного строительства. Этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам и был нацелен на перспективные изменения в экономике.

  1. тоталитарный вариант государственного регулирования, который использовался в Германии, Италии, Японии. Вариант характеризуется устранением рыночных отношений, тотальной милитаризацией экономики, использованием косвенных и прямых методов вмешательства в экономику, постоянное увеличение государственного сектора в экономике, огосударствление не только военной промышленности, но и сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Кроме того, проводилось принудительное картелирование (т. е. вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством) в результате чего увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины и последствия