Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:40, реферат
Тема, которую мы рассматриваем в данной работе, безусловно, может быть названа актуальной. Именно активизация миссионерской деятельности, в первую очередь, иезуитов в 16-17 веке, неразрывно связанная с исключительной настойчивостью и даже вмешательством во внутренние дела Японии, стала одной из существеннейших причин, вынудивших правительство бакуфу привести в действие «политику самоизоляции», оградив страну от иностранного влияния на достаточно длительный срок, и, тем самым, предопределив дальнейшее политическое, социально-экономическое и историко-культурное развитие Японии вплоть до середины XIX века, а также сыграв ключевую роль в отношениях японского государства со странами Запада и Дальнего Востока.
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Миссионерская деятельность католической церкви в Японии в середине 16 – первой половине 17 в.
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы И-31 Лисицкий В.В.
Научный руководитель: Кротов А.М.
Гомель 2014
Введение
Тема, которую мы рассматриваем в данной работе, безусловно, может быть названа актуальной. Именно активизация миссионерской деятельности, в первую очередь, иезуитов в 16-17 веке, неразрывно связанная с исключительной настойчивостью и даже вмешательством во внутренние дела Японии, стала одной из существеннейших причин, вынудивших правительство бакуфу привести в действие «политику самоизоляции», оградив страну от иностранного влияния на достаточно длительный срок, и, тем самым, предопределив дальнейшее политическое, социально-экономическое и историко-культурное развитие Японии вплоть до середины XIX века, а также сыграв ключевую роль в отношениях японского государства со странами Запада и Дальнего Востока.
Первыми христианство в Японию принесли португальцы. По одной из версий, в 1543 г. трое португальских купцов - Антониу да Мота, Франсишку Зеймоту и Антониу Пейшоту потерпели кораблекрушение около острова Танэгасима. Добравшись до берега, они встретили радушный прием местных жителей. Это были первые европейцы, ступившие на берег Японии. С тех пор контакты японцев с португальскими купцами стали постоянными. Вслед за купцами появились первые миссионеры. В августе 1549 г. в порт Кагосима прибыл Франциск Ксавье (Ксаверий), отправленный для миссионерского служения лично Игнатием Лойолой. Франциск Ксавье, которого часто называют "апостолом Азии", стал первым епископом Японии. Его миссия смогла добиться больших успехов, вследствие чего численность христианской общины достигла 1000 человек. Однако спустя два с половиной года, в конце 1551 года, св. Франциск Ксавье решил вернуться в Индию. Больше он не увидел Японию, скончавшись 2 декабря 1552 года в возрасте 46 лет на острове Сянган близ Кантона, направляясь в Китай, с намерением и там основать христианскую миссию.
Этот период был первым подготовительным этапом христианизации Японии, предшествовавшим стремительному распространению христианства в стране. Освоение миссионерами японского языка, личное влияние св. Франциска Ксавье и необыкновенный энтузиазм его спутников подготовили базу для дальнейших успехов миссии. К концу XVI века в Японии было уже более 300 000 местных католиков. Правитель того времени, сёгун Ода Нобунага, довольно лояльно относился к христианским миссионерам и даже устраивал при дворе в Киото публичные богословские диспуты с участием буддийских монахов и католических священнослужителей.
Однако ситуация начинает кардинально меняться после гибели Ода Нобунага и прихода к власти Тоётоми Хидэёси. В 1587-м году он принимает решение о запрещении миссионерской деятельности на подвластных ему территориях, а вскоре запрещает и само исповедание христианства в стране. Начинаются гонения на христиан. Ситуация усугубляется с приходом к власти нового самурайского дома Токугава, приведшим в итоге к «закрытию» страны в 1641 году.
После закрытия Япония оказалась изолированной от остальных стран более чем на 250 лет, и единственным местом, куда могли причалить иностранные корабли, был порт в Нагасаки, где располагалась голландская фактория. Исповедание и проповедь христианства отныне каралось смертной казнью, и даже голландским купцам, которые имели торговые и экономические отношения с правительством бакуфу, в отличие от остальных европейских государств, запрещалось исповедовать свою веру не только перед японским народом, но и на территории самой фактории. В итоге на территории Японии остались лишь немногочисленные тайные христианские общины, большинство из них сохранилось лишь на о.Кюсю, а христианство как религия была почти забыта.
Для нас существенно важным представляется изучить историю пребывания различных европейских миссий, начиная с 16 по середину 17 вв., выявить основные причины неуспешной деятельности католических орденов и понять, какие противоречия препятствуют нормальному развитию отношений между Японией и западными странами. Причина таковой приоритетной надобности заключается в том, что история, будучи «учительницей жизни», споспешествует тому, чтобы мы в дальнейшем, по возможности, избегали ошибок прошлого и стремились достигать компромисса с японским правительством в вопросах, затрагивающих международные проблемы, в первую очередь с точки зрения способов урегулирования конфликтных ситуаций.
Для реализации поставленной цели нам необходимо осуществить следующие задачи. Во-первых, рассмотреть характерные особенности политики католицизма в Японии на примере миссии Франциска Савье и Алессандро Валиньяно.
Писать?
(Во-вторых, установить, каковы были задачи католических миссионеров, сравнивая их с задачами более поздних (протестантской и православной) миссий конца XIX века. В-третьих, выяснить, какие из намеченных проектов удалось реализовать, а какие так и остались в стадии гипотетических разработок. В-четвертых, насколько это вероятно, определить, каковы причины как локальных, так и масштабных неудач и промахов католической миссии. В-пятых, выявить основные культурные отличия между японцами и европейцами-миссионерами. В-шестых, сравнить результаты миссионерской деятельности католической церкви с результатами миссионерской деятельности православной и протестантской церквей, определив тем самым, в чем заключается главенствующая причина неуспеха всех христианских миссий, действовавших на территории Японии.)
1 Источники и историография
При написании данной курсовой работы была использована советская и постсоветская литература. Это было полезно при сравнении и анализе различных интерпретаций одних и тех же факторов и событий.
Были использованы как обобщенные исследования по истории Японии и проводимой в ней миссионерской деятельности, так и отдельные труды по истории политической деятельности сёгунов.
Работа основывается на совокупности источников исторического свойства, основными из которых являются:
Русскоязычная историография:
Монографии
«Цивилизации. Всё о Японии» под редакцией Царевой Г.И., которая включает в себя основную информацию относительно истории христианства в Японии.
«Книга японских обыкновений» Мещерякова А.Н., в которой приведена статья Ким Э.Г. «Недолгое свидание. Христианская миссия в Японии (1549-1614)» , письмо Франциска Ксавье из Кагосима в 1549 году в штаб-квартиру ордена, где он подробно рассказывает о своих первых впечатлениях, оставленных японцами, после прибытия в Кагосима, а также специальные указания миссионера Алессандро Валиньяно для ордена иезуитов, касающиеся самых разных аспектов миссионерской деятельности в Японии.
«Иезуиты» Генриха Бёмера. В данной книге подробно изложена история ордена Иезуитов.
«Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени» Гризенгера Т., которая также включает в себя полную историю деятельности ордена Иезуитов.
«Католическая Церковь в Юго-Восточной Азии» Березина Э.О., в которой освящена деятельность Католических миссий на территории Юго-Восточной Азии.
«Япония: Очерки развития национальной культуры и географической мысли» Попова К.М., раскрывающей перед нами особенности японской культуры, сделавшей невозможным массовое распространение христианства.
«Нагасаки» Навлицкой Г.Б., в которой содержится основная информация относительно возникновения и развития портового города Нагасаки, ставшего христианским культурным центром Японии конца XVI века.
«Индийские христиане. Кто они и куда идут?» Хамби О. в журнале «Символ.№1» содержит информацию об истории возникновения и распространения христианства в Индии, где немалую роль сыграл католический миссионер Франциск Ксавье.
«Особенности возникновения и развития христианства в Японии» Артюхова М.Н. в журнале «Наука. Религия. Общество. №2» кратко излагает историю распространения христианства в Японии, начиная с момента проникновения католических миссий на территорию Японии в XVI веке и заканчивая современным положением христианства в этой стране.
Интернет-источники:
Статья, содержащаяся на сайте <#"justify">Глава I .Появление первых католических миссий на территории Японии
Это шляпа, переработай
2 Политическая ситуация в Японии в момент появления в ней португальцев и испанцев. Среда и условия распространения католицизма.
(переставь то что выделено красным как преамбулу к главе)
В результате борьбы феодалов между собой честолюбивый Ода сумел одолеть нескольких дайме и в 1573 году свергнуть последнего сегуна из дома Асикага.
Ода Нобуна происходил их семьи мелкого феодала в провинции Овари (совр. префектура Айти). Он был вторым сыном. Отец построил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал захватывать чужие земли самыми вероломными методами, не щадившими ни ближайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам.
Для обеспечения войск продовольствием Ода ввел специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода.
Ода подчинил около половины территории страны и в завоеванных районах упразднил заставы, отменил таможенные поборы, которые взимались феодалами за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов.
Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и использовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, наказания за разбой, создавал «свободные рынки», однако последние были территориально ограничены при замковыми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза [3, с. 142].
Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование риса в качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег.
Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предложил пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Ому) и в Сакаи.
Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. В о1582г. он, окруженный в киотоском храме войсками противника, покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси – помощник Ода, выходец из крестьян.
Особый интерес представляет аграрная политика Хидэёси, сутью которой была реставрация крепостнической системы, укрепление феодальной социальной структуры.
Хидэёси впервые в масштабе всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные «основные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличения численности податного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи» [28, с.182]. Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передвижение.
Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии разных вассальных отношений.
Хидэёси жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие.
Спустя три года после «охоты за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывавшее в 16 в. 16,64 млн. человек, подразделялось на три сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время еще не были дифференцированы.
В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся - пяти и десятидворники и устанавливается система круговой поруки.
Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и политику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил контроль двора над заставами в Киото, восстановленный Ода после многочисленных петиций придворных.
С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею направляется князь Со с острова Цусима с требованием, чтобы корейский король стал вассалом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуострова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важнейшие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена [2, с. 91].
Борьбу корейского народа против японских захватчиков возглавил талантливый адмирал Ли Сунсин. Корейская компания ослабила юго-западных феодалов и торговый капитал, связанный с внешним рынком. На передовые позиции вышли северо-восточные феодалы и князья центральной Японии, менее пострадавшие от тягот войны, и торговый капитал, действовавший на внешнем рынке.
После смерти Хидэёси в стране сложилась напряженная политическая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодального диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали сепаратизма князей, хотя и обеспечили признание ими власти диктатора. В 1598 г. Хидэёси, предвидя возможность возобновления феодальных войн с целью захвата центральной власти, создал высший орган управления из пяти тайро, в который вошли Токугава Иэясу, Уэсуги, Мори и Укита. Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэёри, однако через два года Токугава Иэясу отбросил видимость лояльности и начал военную кампанию.