Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:05, реферат
В своей курсовой работе я рассмотрела многие скульптурные и архитектурные изображения мифологических животных и существ, таких как сфинксы, грифоны, драконы, атланты и кариатиды. Также были описаны истории создания, внешний облик и местоположения интересующих нас объектов. В итоге поставленные цели и задачи были реализованы.
Надеюсь, что моя курсовая работа вызвала интерес к архитектуре Санкт-Петербурга. Ведь живя в таком красивом городе надо знать не только его достопримечательности, но гордиться ими и охранять их.
• Введение
• 1. Сфинксы
• 1.1 Сфинксы у академии художеств
• 1.2 Сфинксы египетского моста
• 1.3 Сфинксы - памятники жертвам политических репрессий
• 2. Грифоны
• 2.1 Грифоны банковского моста
• 2.2 Грифоны на Университетской набережной
• 3. Драконы
• 3.1 Дома с драконами в Санкт-Петербурге
• 3.2 Дом купца Тупикова
• 4. Атланты и Кариатиды
• 4.1 Атланты Нового Эрмитажа
• 4.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских
• 4.3 Атланты и кариатиды особняка Демидова
• 4.4 Доходные дома
• 4.5 Дворец Строгановых
• 4.6 Дом Департамента уделов
• Заключение
• Список использованной литературы
В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе. В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.
В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы"
2.1 Грифоны банковского моста
В Санкт-Петербурге сохранилось несколько уникальных по своей конструкции мостов - висячих. Рядом с Казанским собором через канал Грибоедова перекинут пешеходный мост, построенный в 1825-1826 гг. (начало постройки 13 июля 1825 года, открыт для пешеходов 25 июля 1826 года) по проекту инженера Г. Треттера.
Цепи висячего моста закреплены в конструкциях, скрытых в грифонах. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур.
Скульптуры грифонов созданы П.П. Соколовым по рисункам Г. Треттера и отлиты на Александровском чугунолитейном заводе. Крылья грифонов покрыты сусальным золотом. По преданью, грифоны считались хранителями сокровищ. А позолоченные крылья и фонари над головой делают их фигуры особенно фантастическими. По моделям этого же ваятеля было отлито еще четыре льва. Они украсили Львиный мост, переброшенный через канал Грибоедова против Малой Подъяческой улицы.
Банковский и Львиный мосты придали своеобразие облику канала.
В 1949-1952 гг. мост был реставрирован, при этом решетке возвращен прежний вид, созданный по рисункам того же автора. Ажурные решетки с крупным рисунком в виде веера были восстановлены по проекту архитектора-реставратора А.Л. Рогача. Позолота выполнена в 1967 году.
Свое название мост получил в связи с тем, что расположен как раз напротив здания Ассигнационного банка (сейчас там расположен Университет экономики и финансов).
2.2 Грифоны на Университетской набережной
Эти бронзовые крылатые львы разместились по сторонам гранитной пристани напротив здания Академии художеств почти у самой воды. Прижав к голове уши и злобно оскалив рты, они охраняют вход на полукруглые площадки с гранитными скамьями. Грифоны, как и установленные тут же бронзовые светильники, были отлиты в 1834 году по моделям мастера бронзовых дел П.П. Геде. В дальнейшем крылатые львы таинственно исчезли. На фотографиях пристани 1918 года их уже нет.
Научному сотруднику реставрационных мастерских И.Г. Блэк в библиотеке Академии художеств удалось обнаружить литографию картины М.Н. Воробьева - художника 30-40-х годов XIX века. На ней совершенно ясно были видны эти бронзовые грифоны.
В 1959 году крылатые львы вернулись на свои старые места. Проект воссоздания их принадлежит архитекторам И.Н. Бенуа и А.Е. Полякову. Отлиты же они были по моделям мастера научно-реставрационных производственных мастерских Г.Ф. Цыганкова в литейной мастерской Академии художеств.
Львы - грифоны вместе со светильниками античного типа, каждый из которых поставлен на четыре львиные лапы, как нельзя лучше дополняют впечатляющий и цельный по художественному замыслу ансамбль набережной Невы.
Существует предание, что если положить руку в пасть грифона, а потом погладить его по голове, то можно загадать желание, которое непременно исполниться.
3. Драконы
Дракон - чудовище которое существует пожалуй во всех известных мифологических системах, это существо состоящие из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб.
Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность. Для европейцев дракон - традиционно носитель злого, порою сатанинского начала.
3.1 Дома с драконами в Санкт-Петербурге
"Пале-Рояль" - дом на Пушкинской, 20
"В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, на которой стоит крошечный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз…"
Пушкинская улица - одна из красивейших улиц Санкт-Петербурга. У каждого здания - своя уникальная история, свое неповторимое лицо. Дом № 20 - не исключение. Построен он был в 1876 архитектором А.В. Ивановым по заказу некой А.П. Рот как гостиница. Свое название дом получил от открытых аркад в первом этаже (сейчас они застеклены, и там магазины), напоминавших парижский "Пале-Рояль".
Здание должно было выглядеть пышно снаружи и быть разделенным на небольшие, но функциональные комнаты внутри. Архитектор с этой задачей справился и поставил великолепных и в то же время забавных драконов поддерживать главный и единственный эркер. C 1876 года дом почти не изменился, но заметно обветшал и утратил чугунные украшения своих фасадов. Эркерные драконы когда-то держали в лапах чугунные кружевные фонари.
Дом считался богемным. Зинаида Гиппиус пишет:
На Пушкинской Улице в Петербурге был громадный, пятиэтажный дом, - гостиница не первоклассная, но и не так чтобы очень затрапезная. Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам…
Немало интересных собраний повидали на своем веку номерки этого "Пале-Рояля", скромные, серым штофом перегороженные. Там … бывал Розанов, эстеты "Мира искусства"…
Сейчас в доме - большие коммунальные квартиры.
3.2 Дом купца Тупикова
Петербургские здания, как правило, богато декорированы разнообразными скульптурными украшениями - кариатидами, маскаронами, горельефами. Среди мифологических чудовищ на фасадах зданий можно встретить и драконов. Многочисленные драконы, раскинув крылья, поддерживают полуколонны великолепного здания на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Дом построен в 1876 году по проекту архитектора Юлия Осиповича Дютеля для купца Тупикова.
Имя Ю.О. Дютеля (1824-1908) не так хорошо известно, как имена других прославленных зодчих Петербурга, вместе с тем в нашем городе он построил 16 значительных зданий, а на Урале по его проектам построено множество церквей, жилых зданий, крупный торговый центр и Концертный зал. За проект "Кладбище для воинов, павших под Севастополем" ему присудили звание академика архитектуры.
Огромное здание на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля построено в 1876 году. Здание привлекает внимание пышностью отделки фасадов - здесь и эркеры, и полуколонны, и башенки, и богатый орнамент.
В 1850 Дютель окончил Императорскую Академию художеств, получил звание художника и продолжил образование в Европе. В Европе Дютель работал в Испании над созданием художественных копий знаменитого дворца Альгамбра, памятника мавританской культуры. В справочных изданиях написано: "Для творчества Дютеля характерны свободное владение композиционными приемами разных стилей, высокий проффесиональный уровень архитектурных решений".
4. Атланты и Кариатиды
Атламнт - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза. Может находиться на месте колонны либо пилястра. Слово произошло из греческой мифологии, где Атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращенным в камень. Позже атланты были использованы во многих культурах и играли важную роль в архитектуре барокко. Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Эрмитаж.
Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Среди всего многообразного комплекса декоративной скульптуры рассматриваемой тематики, доставшегося Петербургу от прежних мастеров, особое место занимают кариатиды.
4.1 Атланты Нового Эрмитажа
В 1837 году было принято решение на угловом участке, ограниченном Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций - Нового Эрмитажа. Строительство, длившееся с 1839 по 1852 год, осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова.
Чтобы фасад Нового Эрмитажа не потерялся на фоне Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов. В нишах и на консолях установлены статуи выдающихся художников прошлого, окна оформлены гранитными гермами и терракотовыми украшениями.
Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика, в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.
Работы по изготовлению скульптур атлантов и оформлению портика были поручены скульптору А.И. Теребеневу. В течение года была изготовлена полномасштабная глиняная модель, за которую Теребенев получил звание академика. Скульптуры атлантов изготавливались три года и 1 сентября 1848 года были установлены в портике. После этого почти год шли работы по укреплению статуй и окончательной полировке. В реальном портике Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную.
Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последовательной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения. Скульптуры выполнены из сердобольского гранита, камня очень твёрдого, добываемого в Карелии, на берегу Ладожского озера. До Теребенева никто ранее не высекал скульптуру из этого камня.
Теребенев сам размечал каждый монолит по глиняной модели, затем к работе приступали мастера-каменотёсы. Причём среди мастеров была специализация: один отделывал торс, другой ноги, а лица скульптур выполнял сам Теребенев. Высота скульптуры 5 метров. Создаётся полное впечатление, что они действительно держат на себе весь портик. Работа скульптора стала настоящим архитектурным шедевром. Атланты настолько гармонируют со всем комплексом, что стали символом музея.
В дни блокады Ленинграда наиболее ценные скульптуры были защищены от разрушения. Были построены защитные укрытия для Египетских сфинксов у Академии художеств, для "Медного всадника", кони Клодта с Аничкова моста были закопаны в землю. Но этого нельзя было сделать с атлантами. И они выстояли под бомбёжками и артобстрелами.". Их свет дневной не радует, им ночью не до сна. Их красоту снарядами уродует война. "
Сейчас рядом с атлантами кипит обычная городская жизнь. Каждые 5 минут подъезжают автомобили с новобрачными, фотографируются на фоне портика, пьют шампанское.
Красота и художественная выразительность этого архитектурно - декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.
4.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских
В конце 18 века на углу Фонтанки и Невского проспекта стоял небольшой дом, принадлежавший семье Нарышкиных. Он был куплен княгиней А.Г. Белосельской и вскоре после этого перестроен архитекторами Т. де Томоном и Ф.И. Демерцовым. Однако свой сегодняшний облик это здание приобрело только в середине 19 века, когда его капитальной перестройкой занялся А.И. Штакеншнейдер. По заказу князя К.В. Белосельского-Белозерского он полностью изменил внешний вид фасадов, пристроил два новых флигеля и щедро украсил особняк декоративными элементами в стиле барокко: атлантами и кариатидами, колоннами, пилястрами и рельефными наличниками. Фигуры атлантов и кариатид были созданы по моделям скульптора Д.И. Иенсена.
Оба фасада дворца (по Невскому проспекту и набережной Фонтанки) украшены на уровне второго этажа колоннами и пилястрами. Колонны поддерживаются поясными фигурами атлантов с обнаженными торсами. Полусогнутыми, закинутыми над головой руками они стараются уменьшить нагрузку на плечи.
Фигуры атлантов изготовлены из терракоты по моделям скульптора Д.И. Иенсена.
Весьма интересен усложненный рисунок расположения скульптур (и колонн) на здании. На фасаде по Невскому проспекту установлено восемь атлантов, по набережной Фонтанки - шесть; на скошенном углу здания, ориентированном на Аничков мост, стоят еще два атланта. Если на некотором удалении от здания выбрать точку обзора, позволяющую видеть сразу оба его фасада вместе с решеткой набережной Фонтанки, то формируется ритмический архитектурно - скульптурный образ, включающий три ведущие в перспективу линии: центральную - из скульптурных фигур атлантов, нижнюю - решетка набережной Фонтанки - и верхнюю, создаваемую колоннадой второго этажа дворца.
4.3 Атланты и кариатиды особняка Демидова
На Большой Морской улице стоит богато оформленное небольшое здание, неизменно привлекающее внимание необычным для Петербурга видом фасада.
Информация о работе Мифологические существа "населяющие" Санкт-Петербург