Мифы древних тюрок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

Верховное божество тюрков, управляющее всем мирозданием - Великий Тенгри. Признавая его величие, люди часто называют его ханом.
Он распределяет сроки жизни людей и государств, дарует каганам власть, наказывает согрешивших правителей. Каганы, прежде чем принять важное решение, должны обратиться к Тенгри и получить его благословение.

Вложенные файлы: 1 файл

мифы древних тюрок.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

Только глупый верблюд, понадеявшийся на свой рост, остался без года. С тех пор  обиженный верблюд каждую весну, когда начинается новый год, бежит  по степи и кричит, разыскивая хитрую мышь, чтобы затоптать ее своими ногами. А если видит в земле нору, то валяется на ней, чтобы задавить спрятавшуюся в ней мышь.

Каждый год  получил название животного, а с  ним и его характер. Тюрки говорили, что в год быка бывает много  войн, сражений и схваток, потому что  быки бодаются. В год курицы вырастает много кормов, так как они питаются зерном. Курицы производят беспорядок, а потому среди людей бывают смуты. В год крокодила бывает много растительности, выпадает много дождей, так как они живут в воде. В год свиньи бывает много холода, снега и смут. Зима тянется долго. А среди людей распространяется ложь, притеснения. Год мыши благоприятен для Востока. На Западе же в этот год проливается кровь, и начинаются междоусобицы. Казахи особенно тяжелым считают год зайца, который сопровождается падежом скота. Год овцы благоприятен для скотоводов, приплод у лошадей, овец выше обычного. Год благоприятен для торговцев, ученых и властителей. Год обезьяны также изменчив, как и характер животного. Поэтому в этот год появляется много воров, зато хороший урожай не дает людям голодать. Год барса  считается счастливым для земледельцев.

Древние тюрки  не имели названий для каждого  дня недели и деления месяца на недели. Поэтому возраст человека определялся по двенадцатилетним циклам. Сколько циклов прожил человек, таков его возраст.

3.ТЮРКСКИЙ  НЕБОСВОД

Солнце

В самом начале мира не было смерти, не было бессмертья. Не было различья между днем и ночью. Чтобы злые духи не бродили из Нижнего  мира не проникали в мир людей, Тенгри создал четыре Солнца, каждое по стороне света. Благое дело обернулось бедой. Жара стояла испепеляющая, ночь исчезла. Люди и звери не могли спать. От страшного зноя погибали поля и леса. Вода рек, озер и морей превратилась в кипяток. Земля покрылась трещинами, а из них вылезали подземные духи и страшные животные, которые нападали на людей и зверей.

Рассердился тогда  один охотник. Натянул он свой лук  и застрелил три Солнца. Хотел  он убить и четвертое Солнце, но Тенгри испугался, что не будет света, и превратил человека в сурка. Сурок заполз в свою нору и лег спать. С того времени сурки не любят Солнце и спят под землей.

Когда охотник  выстрелил в одной из солнц, то оно лопнуло и из него выпала птица  в сверкающих перьях. Люди подошли  ближе и увидели золотого ворона. Встречающий Солнце Ворон, оперенье которого кажется красным при лучах восходящего Солнца, часто представал в образе распростершего крылья орла. У древних тюрков Ворон был символом восходящего Солнца, которое наряду с утренним голубым Небом олицетворяло верховное божество Тенгри.

Символом кагана также были золотые птицы-вороны. Когда вороны сбивались в стаи и летели в Китай, жители этой страны знали, что скоро начнется нашествие кочевников. Потомками ворона, который первым встретил первый восход солнца, были многие тюркские племена и народы. От Ворона ведут свое происхождение род карга у шорцев, род хускун у якутов и тувинцев, наименование древнего племени кереит также восходит в древней монгольской форме названия ворона.

До сих пор  существует поверье в то, что ворон  приносит удачу. Башкиры обращаются к ворону с просьбой  о ниспослании  дождя. Казахи говорят о себе - "карга  тамырлы казак" - "казахи – братья ворона".

Стрелять в  ворона, все равно, что стрелять в  Тенгри. Поэтому убийство ворона считалось тяжелым преступлением и каралось по закону. Тюрки говорили:

Все те, кто к  древу ворона вязали:

"Притягивай  получше! – наставляли.-

Привязывай  покрепче!" - повторяли.

И это плохо, люди говорят.

По поверьям, когда над землей летит сам Великий Ворон, то происходит солнечное затмение. Разве могут забыть тюрки о том, что именно Ворон спас мальчика, от которого произошли все тюрки. Ворон помог человеку добыть огонь, научил лечить болезни.  Много добрых дел совершил ворон, который может разговаривать с Тенгри.

Луна

От брака  Тенгри и Земли появилась Луна. Её древние тюрки воспринимали двойственно: Луна пугала их и в то же время  они ее любили.

Луна представлялась как владычица и символ ночи. Ночь – это темнота, когда из подземного мира приходят злые духи. Ночью усиливались болезни, от чего люди чаще умирали в это время суток. Грабежи, убийства совершаются в основном ночью. С другой стороны, тюрки верили в магическую силу Луны. Она была единственным ночным светилом. Рожденным в полнолуние для ублажения Луны давали такие имена: Айсулу, Айтулы, Айнур, Алтынай, Айназ и т.д.

С древних времен тюрки заметили, что в женщине  и луне заключена одна и та же тайная сила. Женские циклы, ее таинственные кровотечения, совпадали с месячными  фазами луны. Беременность женщины длится примерно девять лунных месяцев, и в полнолуние женщины рожают чаще.

Свои приметы  имели и три фазы луны. Считали, что новая луна символизировала  юную девушку, которая взрослела  день ото дня. Она – чиста и  скромна. Полная луна – зрелая женщина, она добродушна и благосклонна. Старая луна мудра, но сварлива. Перед смертью Луна уходила с небосвода, и наступали темные ночи. В эти три ночи считали, что жизнь и смерть встречаются вместе. Встретившись, они расходятся, чтобы через определенный период вновь встретиться. Старая Луна умирала, рождалась новая, а вместе с ней новая жизнь, новый цикл, новый круговорот – и так бесконечно.

В начале мира Луна была полной и яркой. Как же на ней  появились пятна? В давние времена  люди стали страдать от притеснений людоеда Ильбегеня, у которого было четырнадцать голов и четырнадцать глаз. Он был огромен и ни один, даже самый сильный батыр, не мог ему противостоять. Отчаялись люди и обратились к богам за помощью.  И пока людоед  не истребил людской род окончательно, решили высшие силы убрать его с лица земли. По повелению Тенгри спустилось солнце, чтобы сжечь Ильбегеня-людоеда, но не рассчитало своих сил и своим жаром уничтожило траву и деревья, высушило  озера и реки. Снова небо и земля пришли в полное расстройство. Люди и животные стали умирать от жары, птицы горели на лету. Все живое  возопили к богам. Боги проявили милость. Поняли они, что Солнце не помощник в этом деле. Затем, убыв наполовину, чтобы уместиться на земле, за Ильбегенем отправилась Луна, чтобы заморозить своим холодным светом людоеда. Но вновь пострадали люди – стали замерзать и они, и звери, и птицы падали на лету, а реки и озера покрылись толстым слоем льда. Снова взмолились они к богам – замерзаем! Но все-таки Луна смогла сделать свое дело. Хотя Ильбегень ухватился за куст тальника, но Луна подняла его на небо вместе с кустом (он-то и виден с земли как пятна). Борьба луны с Ильбегенем продолжается и сегодня; когда побеждает людоед, луна убывает, а когда перевес на стороне светила – полнеет.

Звезды

Чтобы счет времени  был верным, Тенгри создал Солнце и  Луну. Они сменяют друг друга на небосводе, по их движению люди ведут  отсчет часам и дням. Солнце и  Луна - лик Тенгри и его отражение.

Шло время, и  на небосводе появились звезды. Они  произошли от различных земных существ, которые сумели пробраться на небо и превратились в звезды

Со временем Тенгри решил, чтобы у каждого  живущего человека была на небосводе  собственная звезда. Когда рождается  новый человек, на небе зажигается новая  звезда. Если звезда падает с неба, человек умирает. Увидев падающую звезду, тюрки говорят - "Жулдызым жогары" - "Моя звезда выше". Таким образом, они просят свою звезду держаться на небе как можно дольше и даровать им долголетие.  Счастливого человека называют человеком со звездой. Но если человек был неприятен, не обладал никакими талантами, его называли беззвездным.

В центре небосвода  расположена Полярная звезда,  которую  тюрки называли Алтын казык. В  давние времена небо и земля были близко друг от друга и люди могли  пробираться на небо, к жилищам богов и надоедать им своими просьбами. Некоторые храбрецы или безумцы даже пытались вызывать богов на поединки.

От этого  беспорядка Небо и Земля пришли в  расстройство. Небо, переполненное  нежданными гостями, давило на землю, и Земля, не выдержав этой тяжести, разверзлась. Великий Хаос пришел во Вселенную. Черная буря объяла Землю, прах земной смешался с облаками, гремел гром, сверкали молнии, шел град размером с утиное яйцо.

Горы сдвинулись с мест, реки вышли из берегов, огонь охватил леса и степи. Луна, солнце и звезды сбились с установленного пути, заметались в беспорядочном кружении.

Гибли люди, звери  и птицы, только стоны слышались  над землей, царили страх и растерянность, страдание, и горе.

Три года царил  Хаос, три года длилась катастрофа, пока владыка неба, бог Тенгри в великом гневе не вбил во Вселенную свой золотой посох – Алтын Казык - и не отделил землю от неба. Так появилась ось мироздания. А блестящий конец посоха можно увидеть по ночам – люди зовут его Алтын казык - Полярной звездой.

Остальные звезды кружат вокруг Алтын Казыка и тем  самым выражают покорность воле Тенгри.

Созвездие Малой  медведицы это два брата, которые  стерегут своих коней. Привязали  они своих коней к Темир  казыку, так теперь казахи называют Полярную звезду, и охраняют от семи разбойников. А семь разбойников– созвездие Большой медведицы. Жили они на земле и досаждали людям своими набегами. Собрался народ и решил наказать их. Разбойники долго бежали от преследующих их людей, пока не оказались на небе. Но и здесь они не избавились от своих пагубных привычек. Каждую ночь они хотят  украсть у братьев коней, но те зорко стерегут животных.

Три самые яркие  звезды Ориона - маралухи, вознёсшиеся  на небо, спасаясь от охотника, пустившего в них две стрелы и вместе с ними поднявшегося в небо.

В давние времена  жил дух Уркер-Плеяды, который  управлял погодой. Заметили животные, что когда Уркер уходит за горизонт, то наступают губительные холода и бураны. Животные умирали от голода и холода. Бараны начинали обдирать и жевать шерсть друг друга. После джута степь белела от костей павших животных. Решили животные поймать Уркера. Пришла очередная зима. Как обычно, напустил Уркер холод на землю, а сам залез в теплую золу и уснул. Животные стали его искать по всей земле. Наконец заметили его и схватили. Не смог в этот раз Уркер уйти за горизонт и напустить на землю свои жестокие холода и бураны. Тогда пришло тепло на землю.  А чтобы лето продолжалось вечно, решили они стеречь Уркера по очереди. Верблюд, лошадь, корова и овца хорошо справились со своей задачей. Своими сильными копытами они удерживали Уркера и не давали ему бежать. И вот очередь козы стеречь Уркера. Но она была игрива и беспечна. Хитрый Уркер смог рассечь ее копытца и ускользнуть. С тех пор у коз копыта раздвоено. Рассердились животные и попросили Тенгри дать козе самый никчемный хвост в наказание за беспечность.

Уркер же стал летать там, где хочет. Когда он близко к  земле, наступает тепло. Когда Уркер  уходит за горизонт, наступают холода.

Еще тюрки заметили, что если в зимнем небе на западе появлялась Венера, то наступали холода. А потому эту планету тюрки называли Тул катын – Сварливая баба.

Люди говорили так: Уркер сын Луны. Венера ее дочь. Пока они не сблизятся, земля не отогреется.

Через все небо пролегает Кус жолы – Путь птиц. Летят они с севера на юг и обратно и своими крыльями проложили эту небесную дорогу.

Велик небосвод. Сколько звезд, столько и легенд.

Происхождение тюрков

Тенгри и  Жер-Су так сказали: "Да не погибнет, народ тюркский, народом пусть  будет". Но прежде чем это произошло, случилось много трагических событий.

В древние времена, когда люди разделились на племена  и заселили всю земли, предки тюрков жили на краю огромного болота. Напали на них воины соседнего племени  и уничтожили весь народ. В живых остался лишь один десятилетний мальчик. Видя его малолетство, враги не стали его убивать, а отрубили ему руки и ноги и бросили в травянистом болоте. Но Великий Тенгри, в образе ворона пролетая над миром, увидел несчастного и стал кормить его мясом. Через некоторое время послал Тенгри к нему волчицу, которая сберегла и вырастила его.

Со временем волчица стала женой этого  мальчика. Прошло время. Хан враждебного  племени почувствовал приближение  беды. Обратился он к своим шаманам, что же предвещает беду? Долго шаманы пытались раскрыть истину. И, наконец, им это удалось. Рассказали они хану о том, что потомство мальчика принесет гибель его государству. Во все концы земли отправил хан воинов, чтобы убили они мальчика. Нукеры обыскали всю степь и все горы. Выследили и убили они человека. Когда хан увидел отрубленную голову своего врага, устроил он пир. А из черепа приказал сделать чашу для вина. Успокоился хан и его окружение.

Волчица же  бежала в горы и в укромной пещере родила десятерых сыновей. Каждый из них стал основателем рода и дал ему свое имя.

Прошло время. Потомство мальчика и волчицы  размножилось, и захотели люди стать  народом. Собрались братья и стали  решать, кто объединит сородичей  и станет первым каганом. Долго они  спорили и не могли придти к  согласию. Обратились тогда они за советом к каму. Долго думал кам. Начал он свой священный обряд, душа его вышла из тела, взлетела к синим небесам. Миновала она пять небес и остановилась у самой рукоятки посоха Тенгри – звезды Алтын Казык. Здесь душа кама услышала заветные слова и вернулась обратно. Пришел в себя кам после тяжелого пути и передал братьям волю Тенгри. Тот, кто взберется на Байтерек и окажется выше всех братьев, а значит и ближе всех к Тенгри, тот и станет каганом. Байтерек ведь не просто дерево, а еще и дорога на небеса, к престолу Великого Тенгри. Пришли братья к Великому дереву и стали подниматься вверх. Срывались они с веток, обдирая руки и ноги, падали вниз от усталости. Единственным, кто поднялся выше всех оказался Ашина. Он смог даже дотронутся до крыльев священного орла, прежде чем стал спускаться вниз. У вершины дерева браться уже возмущали народ и говорили, что Ашина просто спрятался в густых ветвях и дождался, когда браться выбьются из сил и упадут с дерева. Только тогда он спустился и назвал себя победителем. Народ не знал кому верить. Тогда решили камы, что встанут браться у подножья дерева и станут ждать знака Тенгри. Как только взошло утреннее Солнце, братья встали под кроной Байтерека. Через некоторое время могучий орел слетел с дерева и, совершив семь священных кругов, опустился на голову Ашины.

Информация о работе Мифы древних тюрок