Модернизация России в 18-начало 20 веков. Основные экополитические и политические реформы, их задачи и результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:13, доклад

Краткое описание

Правительство с 1699 г. переходит к новой системе комплектования вооруженных сил — набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны.
Совершенствовалась также система комплектования личного состава вооруженных сил. Рекрутские наборы, введенные в 1699 г., стали основным источником пополнения армии. Крестьяне и посадское население поставляли рядовых; офицерский состав комплектовался преимущественно из дворян.

Вложенные файлы: 1 файл

Модернизация России в 18.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)
  1. Внутренняя политика Николая I

 
12 декабря 1825 г. на русский престол  вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I.  
Огромную роль в его правление стала играть Собственная его императорского величества канцелярия. Она была создана Александром I для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I значительно расширил её функции, придав ей значение высшего органа управления государством. В 1826 года Канцелярия была разделена на 5 отделений. Особое значение приобрело III отделение - тайная полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа. В ведении III отделения находились: сыск и следствие по политическим делам; контроль за литературой и театром, журнальной и газетной периодикой; борьба со старообрядчеством и сектантством. В 1827 году появился корпус жандармов. 
Николай I решил привести российское законодательство в порядок, что не делалось со времён Алексея Михайловича. Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством М.М. Сперанского.  
М.М. Сперанский проделал титанический труд и в 1830 г. был счастлив представить государю 45 томов "Полного Собрания Законов Российской Империи", в котором заключалось более 30 тыс. законов, изданных в хронологическом порядке начиная с 1649 до воцарения Николая I (См. дополнительный иллюстративный материал). Через 3 года появился "Свод Законов Российской Империи" в 15-ти томах, в котором в систематическом порядке были изложены действующие законы. "Свод" был разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу. Предполагалось, что теперь любой человек в своей деятельности мог ими руководствоваться (См. дополнительный иллюстративный материал). 
При Николае I в России появились железные дороги. В 1837 г. была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. Николаевская железная дорога связала Петербург и Москву. 
Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришёл к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом ещё большим. В течение всего царствования Николая I было создано 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В общем, крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.  
Было облегчено положение помещичьих крестьян. В стране было 36 млн. помещичьих крестьян, но они были собственностью помещиков. Правительством были приняты постановления, которые в обществе меняли взгляд на помещичьих крестьян. Правительство издало ряд законов, которые подчёркивали, что "крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства" (В.О. Ключевский).  
В 1827 г. был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казённое управление, или в свободное городское состояние.  
В 1841 г. крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определённые повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.  
С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.  
Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселёва. Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.  
Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн.300 тыс. десятин свободной земли. 
Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казённой запашки. По стране прокатились "картофельные бунты".  
Политика в области просвещения становилась всё более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений. Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий: сельские приходские училища - для крестьян; уездные училища - для городских обывателей; гимназии - для дворян. 
С 1832 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей. В 1832 г. был открыт университет в Киеве. 
В 1826 г. был установлен строгий цензурный устав, который отныне должен был стоять на страже нравственных устоев общества, религиозных традиций и должен был выполнять функцию защиты государственных интересов. 
К концу правления Александра Польша вся была покрыта сетью тайных обществ, стремившихся к восстановлению великой Польши "от моря до моря". В ноябре 1830 г. в Польше вспыхнул мятеж. Сейм объявил династию Романовых низложенной и провозгласил главой правительства князя Адама Чарторыйского. Мятежники захватили арсенал русских войск и роздали оружие населению. Поляки нападали на русских солдат в казармах, на улицах, в церкви. Было убито много солдат, офицеров, даже генералов.  
В Польшу была направлена русская армия под командованием фельдмаршала И.И. Дибича, которого после смерти от эпидемии холеры в июне 1831 г. сменил генерал И.Ф. Паскевич. Поляки сопротивлялись отчаянно, но противостоять русской армии не могли. 26 августа 1831 г. после кровопролитных боёв Варшава была взята войсками И.Ф. Паскевича. Автономия Польши была ликвидирована. Царство Польское было обращено в генерал-губернаторство, польский сейм и армия были распущены. Польша была объявлена неотъемлемой частью Российской империи.

 

 

  1. «Великие реформы» Александра II и их судьба.

 
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических  государств в экономической и  социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия.  
Крестьянский вопрос с середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин:  
1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок.  
2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов.  
3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права.  
4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств.  
Подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом заключать сделки. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины. При освобождении крестьянам предоставлялись наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство. Крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать долг государству с процентами.  
Реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян и способствовала становлению капиталистических отношений в деревне. Однако реформа позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России.  
Отмена крепостного права в России повлекла за собой земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы. 
В 1864 г. было введено местное самоуправление - земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернское земское собрание. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной.  
В 1870 г. органы самоуправления были созданы в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу.  
 
В 1864 г. была проведена судебная реформа. Сословный, закрытый суд был отменен. Более простые дела передавались мировым судьям и судебным палатам. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным.  
В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректоров, деканов, университетский совет получал право самостоятельно решать ряд вопросов.  
В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество. В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура.  
Реформы затронули и армию. Страна была разделена на 15 военных округов. С 1871 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет (срок службы в сухопутных войсках до 6 лет, а на флоте - до 7 лет).  
Проведенные реформы имели прогрессивный характер. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской модели. Однако многие реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью. Кроме того, они были тесно связаны с личностью самого Александра II. 
После гибели Александра II от бомбы террориста императором в 1881 г. стал его сын Александр III. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия", а в августе последовало "Положение об усиленной охране", которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения. С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое "Положение о губерниях и уездных земских учреждениях" (1890 г.) и "Городское положение" (1892 г.).  
Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г. новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. "Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.  
Реакционные преобразования 1880 - 1890-х гг. получили название контрреформ. Они фактически отменили многие результаты реформ 1860-ых гг., законсервировали кризисные явления и подготовили почву для кризиса начала ХХ века.

 

В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система  российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства  и капиталов, совершенствовании  производства, увеличении количества наемной рабочей силы. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая  революция, совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия в  начале ХХ века стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции  она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и  Германия).


Информация о работе Модернизация России в 18-начало 20 веков. Основные экополитические и политические реформы, их задачи и результат