Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:59, доклад
Цель работы – изучение биографии земляка.
Задачи:
• найти и изучить литературу о Герое Советского Союза Вихареве Алексее Васильевиче
• Выяснить, за что он получил высокое звание Героя Советского Союза
• Познакомить моих сверстников с биографией героя-земляка
Введение 3
1. Из судостроителей – в летчики 4
2. Боевой путь героического земляка 5
Заключение 11
Список литературы 12
Приложения 13
Всероссийские открытые краеведческие чтения «1150-летие зарождения российской государственности» обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Номинация «Ратная слава России»
Возрастная группа младшая – до 13 лет
Мой земляк – Герой Советского Союза
Вихарев Алексей Васильевич
Подготовил:
Антоненко Дмитрий,
14.02.2000 г.р.
обучающийся 6 класса МОУ СОШ № 16
г. Рыбинск, ул. Ак. Павлова, д. 35
Ярославская область
т. 4(855)208-134
E-mail: flotilia16@rumbler.ru
Руководитель:
Новикова Елена Вячеславовна,
учитель истории СОШ № 16
т. 4(855)208-134
E-mail: flotilia16@rumbler.ru
Рыбинск – 2012
Содержание
Введение
2. Боевой путь
героического земляка
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Изучая историю появления названия моего микрорайона, я заинтересовался названиями некоторых улиц. Читая названия улиц, мы как бы перелистываем страницы жизни нашей страны. И недаром говорят, что если хотите узнать об истории населенного пункта, и даже страны, изучайте истории улиц.
Одна из улиц города носит имя уроженца Слипа – Алексея Вихарева. Раньше, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, имя Вихарева было всем знакомо. Я решил выяснить, а знают ли современные люди об этом человеке. Для этого я провел опрос среди учеников и учителей нашей школы. Им были заданы три вопроса:
Результаты опроса оказались неутешительными. Только 10% учащихся 5 класса, 20 % учащихся старших классов называют известных людей – жителей Слипа (Прил.1).
Чаще всего среди указанных имен встречалось имя Алексея Вихирева (Прил.2). Большинству опрошенных известно, что он герой Великой Отечественной войны, летчик. Многие хотели бы знать, чем он прославился.
Всвязи с этим определилась цель работы – изучение биографии земляка.
Задачи:
Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна, потому что молодежь, рождённая после Великой Отечественной войны, очень редко вспоминает о тех, кому мы обязаны жизнью, счастьем, мирным небом. Мы должны сохранить память о фронтовиках, о наших земляках, об их боевых и трудовых заслугах.
При написании работы, я использовал такие книги, как «Рыбинск и рыбинцы в годы войны», «Герои огненных лет», «Герои Советского Союза. Кавалеры ордена Славы», «Герои земли Ярославской»; проводил опрос среди учащихся, фотографировал объекты в нашем микрорайоне, связанные с именем Вихарева.
Глава 1. Из судостроителей – в летчики
Алексей Вихарев родился 16 октября 1912 г. в селе Александровское в семье рабочего Рыбинских судоремонтных мастерских нефтяной компании братьев Нобель. Его отец, Василий Алексеевич, работал в мастерских сторожем, а мать была домохозяйкой. В детстве четверо братьев Вихаревых беззаботно купались на песчаной отмели, ловили рубашками мальков, а на удочку – рыбу покрупнее. Улица (будущая улица Халтурина)находилась недалеко от верфи и судьбы мальчишек, казалось бы, были предопределены – все они должны были стать рабочими-судостроителями. И действительно, окончив семилетнюю школу (Прил. 3), Алексей поступает в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при верфи, а затем в Рыбинский речной техникум (сейчас речное училище им. В. И. Калашникова). По окончании техникума, Алексей пришел работать помощником механика на судоверфь. В 1931 году он был призван в армию. Службу Алексей проходил в военно-воздушных силах Балтийского флота, освоив специальность авиамоториста. С этого момента Алексей буквально «заболел» небом.
Меня заинтересовал вопрос, почему судостроитель вдруг связал свою судьбу с небом. При ответе на этот вопрос мне помогла работа, выполненная в прошлом году. Изучая историю становления моего микрорайона, я выяснил, что улицы, появившиеся в 30-е гг. носили имена летчиков, например, Левоневского, Ляпидевского. Они были Героями Советского союза и героями в глазах людей, так как спасали людей из ледового плена, помогали в исследованиях Арктики. А после беспосадочного перелета из СССР в США, который совершил В. Чкалов, летчиками восхищался весь советский народ. Грандиозные авиа парады собирали массы людей. Даже спортивные состязания тех лет были посвящены героическим советским летчикам. О профессии летчика мечтали многие мальчишки.
Эти настроения были поддержаны государством. В 1927 году была создана общественная организация ОСОАВИАХИМ – общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Одной из важных задач, поставленных перед ОСОАВИАХИМОМ, являлась подготовка авиационных кадров, полностью готовых для прохождения службы в Военно-воздушных силах1. По всей стране стали открываться аэроклубы и летные школы и кружки. Был создан аэроклуб и в Рыбинске. В него принимали юношей и девушек от 17 до 23 лет. Здесь не только изучали теоретические вопросы – материальная часть самолета и техника пилотирования, но и проводили практические занятия по прыжкам с парашютам. Летный кружок с парашютной вышкой был создан и при верфи им. Володарского. Именно в нем начинал подготовку Алексей Вихарев. А в 1935 году А.В. Вихарев закончил 3-ю объединенную Балашовскую школу гражданского воздушного флота.
По окончанию школы он был направлен в Череповецкий авиаотряд. Алексей летал на самолетах сельскохозяйственного назначения: защищал поля и леса от вредителей, сорняков и пожаров. Потом Вихарев работал на Дальнем Востоке на самолетах санитарной авиации. Летал в любое время года, в любую погоду. Всего за 6 предвоенных лет Алексей налетал более 2000 часов и был награжден значком «Отличник Аэрофлота».
В 1939 -1940 гг. Вихарев стал участником советско-финляндской войны, воевал на Карельском перешейке. Однажды, совершив вынужденную посадку, он несколько километров тащил на себе раненого в ногу доктора. За этот подвиг Алексей получил свою первую награду – орден Красной Звезды.
2. Боевой путь героического земляка
«А ты видел, как плачут звезды?
Как от взрывов темнеет небо?
Нет. Ты родился поздно.
В 41 году ты не был».
Татьяна Закутаева.
Утром 22 июня 1941 года, вероломно нарушив договор о ненападении, Германия вторглась в СССР. Началась Великая Отечественная война.
В 1941 году, Алексей Вихарев был включен в Особую московскую группу ВВС, которая занималась перегоном бомбардировщиков на пополнение фронтовых авиадивизий. Он настойчиво добивался перевода на фронт. В январе 1942 года летчик прибыл в Москву и был включен в группу ночных бомбардировщиков-охотников И. Бицкого – 750-й авиационный полк дальнего действия.
Авиация дальнего действия
была создана 5 марта 1942 года.Основная
задача дальней авиации – наносить удары
по крупным военно-промышленным и административным
центрам в глубоком тылу противника. Бомбардировка
объектов глубокого тыла противника создавала
подавленность у фашистов. Вот несколько
сообщений Совинформбюро, опубликованных
в августе - сентябре 1942 года.
Добровольно сдавшийся в плен солдат 23-й
немецкой танковой дивизии Адольф Ш. рассказывал:
"Огромный урон нашим войскам наносит
русская авиация. 19 августа я видел, как
русские самолеты уничтожили колонну
грузовиков и бензоцистерн. До нас доходят
слухи о бомбардировке немецких городов
русской авиацией. Эти вести действуют
на солдат угнетающе. Они со злобой вспоминают
заявления Геббельса о том, что русская
авиация якобы уничтожена". У убитого немецкого лейтенанта
Гейнца Шульца найдено письмо из Брентау
(близ Данцига) от его знакомой Гертруды.
Она пишет: "Вчера у меня была Эльза
Вернер из Шахау. У них тоже творилось
что-то ужасное. Красные бросали тяжелые
бомбы. Верфи долго горели".
В письме от Вилли Крафта из Варшавы, адресованном
его другу, говорится: "Ты уже, наверное,
слышал, что русские нанесли нам визит.
Это ужасно. Ты должен помнить семиэтажную
гостиницу против Центрального вокзала.
Прямым попаданием бомбы гостиница разрушена.
Многие находившиеся там погибли. К всеобщему
сожалению, погиб и полковник генерального
штаба, прибывший накануне из Берлина.
Разрушены казармы СС. Несколько бомб
попало в форт. Сильно пострадали несколько
военных предприятий и Западный вокзал.
Всего, что натворили русские, и не перечесть.
До сих пор нам здесь жилось уютно и спокойно.
Каждый радовался, что он находится в глубоком
тылу, и считал себя в полной безопасности.
Русские разрушили эту иллюзию»2.
Кроме того в 1941-1942 году авиацию дальнего действия привлекали для нанесения бомбовых ударов по скоплению войск в ближнем тылу врага.
За период с января по сентябрь 1942 года Алексей совершил 56 боевых вылета в районы Сталинграда, Харькова, Курска, Витебска, Орши, Пскова, Смоленска, т.е. туда, где шли ожесточенные бои. Также он совершил 4 вылета в глубокий тыл противника: 2 раза - на Берлин и 2 раза – на Варшаву. Пятый вылет Вихарева оказался роковым.
В ночь на 5 сентября 1942 года большая группа наших самолетов в сложных метеорологических условиях бомбардировала военные и военно-промышленные объекты Будапешта и Кенигсберга. В результате бомбардировки в городе Будапеште возникло 33 очага пожара, из них 9 – больших размеров, сопровождавшиеся взрывами большой силы. Бомбардировка неприятельских позиций продолжалась в течение всей ночи, начиная с 23 часов 4 сентября и вплоть до 4 часов 40 минут 5 сентября3.
Все наши самолеты, кроме одного, вернулись на свои базы. Это был самолет гвардии майора А.В. Вихарева. Он был подбит вражеской зениткой еще в Будапеште. Алексей тянул машину на одном моторе, стараясь во что бы то ни стало выбраться с вражеской территории. Но между Львовым и Варшавой самолет попал в сильнейшую грозу и загорелся. Вихарев последним покинул пылающую машину. Он приземлился в лесу, но не найдя товарищей, решил пробираться к своим в одиночку. Это была практически невыполнимая задача, ведь предстояло пройти 2000 километров по вражеской территории.
20 дней продолжалось невероятное «путешествие» летчика по оккупированной Европе. Он двигался на восток, прячась в лесах и болотах. Он шел главным образом ночью, ориентируясь по звездам. Населенные пункты старался обходить стороной. Позднее он рассказывал; «Я спал с пистолетом в руке, как следопыт по повадке, как пантера по осторожности. Все это время я был постоянно голоден, а ел то, что собаки не стали бы есть»4. Однажды голод заставил его рискнуть и зайти в один из домов. Хозяйка дома была очень удивлена, увидев советского летчика, но решила ему помочь. Она накормила Алексея и дала ему гражданскую одежду.
В другой раз, Алексею
повезло в меньшей степени. Голод
и жажда заставили его
Дальше Алексей двигался на восток еще более осторожно, чем раньше. Однажды он вышел к железнодорожной линии. Из-за крутого поворота, поезда сбавляли здесь скорость. Увидев это, Вихарев запрыгнул на площадку одного из товарных вагонов. Так он преодолел десятки километров, приближаясь к линии фронта.
На 20-е сутки, выйдя к Дону, он наткнулся на бойцов армейской разведки 9-й армии, которая держала там оборону. Накормив летчика, солдаты отправили его к генералу Федору Михайловичу Харитонову, который, как и Алексей, был родом из Рыбинска. Более того, в юности он работал котельщиком на судоверфи братьев Нобелей, что и Алексей Вихарев.
После этого невероятного «путешествия», Алексей вернулся в свою родную часть. Его встречали как героя. В тот день в полку оказался военный корреспондент, известный поэт-песенник Александр Жаров. Услышав рассказ летчика, он тут же написал шутливое стихотворение-экспромт (Прил. 4).
Сам Вихарев по этому поводу говорил в одном из писем к жене и сыну: «Я жив. Просто чудо… Мне в жизни везет или, как говорят, в сорочке родился»6.
В марте 1943 г. Вихарев
прошел переподготовку на командира
корабля тяжелого бомбардировщика
«Пе-8» (Прил.5), был назначен в 890-й
авиаполк 45-й воздушной дивизии
дальнего действия. Однако 20 июля 1943 г.
в небе над Орлом Вихарев вновь был
сбит. Экипажу предстояло уничтожать эшелоны
и разрушать пути на железнодорожном узле
Орел. Но в результате прямого попадания
немецкого зенитного снаряда в бензобак,
самолет, ведомый Вихаревым, загорелся.
Энергичные попытки летчика сбить пламя
не удались. Когда же все возможности спасения
горящей машины оказались исчерпанными
и самолету грозил неминуемый взрыв, по
приказу командира члены экипажа выбросились
на парашютах. Последним покинул пылающий
корабль Алексей Вихарев.
Пе-8 упал и взорвался в районе деревни
Казначеево.
Вихарев приземлился во ржи. В том, что он на оккупированной территории, сомнений не было. Исходя из этого, летчик и действовал: сбросил унты, снял комбинезон, все это припрятал вместе с парашютом, а затем отполз от места приземления метров на тридцать. Оказавшись на территории, занятой немецко-фашистскими оккупантами, советский летчик меньше всего думал о своем личном спасении - он спешил как можно скорее отыскать раненого штурмана Алексеева и помочь ему: потерявший много крови штурман не мог передвигаться. Он тяжело дышал и от потери крови совсем ослаб. Вихарев снял свою рубашку, разорвал ее на полосы и перевязал штурману раны. Вихарев пополз с Алексеевым на спине к темневшему метрах в трехстах лесу. Уже через несколько минут он понял, что до спасительного убежища ему с такой ношей не добраться. Вся его спина, шея и руки покрылись изрядным потом, его струи, сбегая со лба, заливали глаза, ныли ободранные о землю ребра, колени и локти, в голове шумело. Увеличивая паузы для отдыха, летчик продолжал ползти. Метр пути — несколько минут отдыха. Еще метр и — снова передышка. К утру их укрыл лес. Передохнув, Вихарев пошел в разведку. Далеко идти не пришлось — немцы были почти рядом. Выяснив, что это танкисты, он вернулся назад, взвалил штурмана на спину и перекочевал с ним в более безопасное место. А утром наши войска пошли в атаку, мощное «ура» покатилось через поляну, достигло опушки леса, где притаились летчик и штурман. Улучив момент и подхватив Алексеева, Вихарев пошел навстречу наступающим бойцам. Он доблестно выполнил нерушимый закон фронтового братства, о чем сказано в одном из стихотворений А. Твардовского:
Информация о работе Мой земляк - летчик, Герой Советского Союза Алексей Вихарев