Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.
Введение
1. Формы правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные черты монархического правления
2.2 Абсолютная монархия
2.3 Дуалистическая монархия
3. Современные монархии
4. Достоинства и недостатки монархии
Заключение
Список использованной литературы
Монархия, ее понятие и виды
Содержание
Введение
1. Формы правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные черты монархического правления
2.2 Абсолютная монархия
2.3 Дуалистическая монархия
3. Современные монархии
4. Достоинства и недостатки монархии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.
На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.
К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств.
Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические режимы.
Целью данной работы является
рассмотрение особенности монархии,
как формы правления
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.
1. Формы правления
Государство обладает сложной структурой -- обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.
Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства» Кутафин О. Е. Основы государства и права. - М., 1994. - 739с. - с. 32.
В современной отечественной
литературе, в том числе и в
учебниках по теории государства
и права, нередко подчеркивается,
что форма государства
Форма правления -- это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления -- это монархия и республика и их разновидности Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910 г. - 395 с. - с. 68.
Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Существуют три формы правления Кутафин О. Е. Основы государства и права. - М., 1994. - 739с. - с. 83.
1. Монархия представляет
собой определенную форму
Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.
Конституционная монархия существует в двух видах:
1) дуалистическая
2) парламентарная
Дуалистическая
Парламентарная
Республика - это форма
правления, основанная на двух вариантах
формирования правительства: высшие органы
государственной власти избираются
или формируются
Республика может быть
президентской и
Президентская республика основана
на республиканской форме
Парламентарная республика
основывается на принципе первенства
власти парламента, правительство несет
полную ответственность за свою деятельность
перед парламентом. Также в данном
случае учреждена должность премьер-
Это можно представить в виде таблицы:
Две основные формы правления
Монархии |
Республики |
|||
Конституционные |
Абсолютные, в том числе и теократические |
Президентские |
Парламентские |
|
см. таблицу "Страны с монархической формой правления" |
см. таблицу "Страны с монархической формой правления" |
США, Франция, Россия, Бразилия |
ФРГ, Индия, Италия, Израиль и др. |
|
Страны с монархической формой правления.
Материк |
Страна |
Тип монархии |
|
Европа |
Андорра |
княжество (КМ) |
|
Бельгия |
королевство (КМ) |
||
Ватикан |
папство (АТМ) |
||
Великобритания |
королевство (ПМ) |
||
Дания |
королевство (КМ) |
||
Испания |
королевство (КМ) |
||
Лихтенштейн |
княжество (КМ) |
||
Люксембург |
великое герцогство (КМ) |
||
Монако |
княжество (КМ) |
||
Нидерланды |
королевство (КМ) |
||
Норвегия |
королевство (КМ) |
||
Швеция |
королевство (КМ) |
||
Азия |
Бахрейн |
эмират (КМ) |
|
Таиланд |
королевство (КМ) |
||
Непал |
королевство (КМ) |
||
Кувейт |
наследственный эмират (КМ) |
||
Малайзия |
султанат (ОМ) |
||
Япония |
империя (КМ) |
||
Бутан |
королевство (ОМ) |
||
Иордания |
королевство (КМ) |
||
Катар |
эмират (АМ) |
||
Оаэ |
эмират (ОМ) |
||
Оман |
султанат (АМ) |
||
Бруней |
султанат (АТМ) |
||
Саудовская Аравия |
королевство (АТМ) |
||
Камбоджа |
королевство (КМ) |
||
Африка |
Лесото |
королевство (КМ) |
|
Марокко |
королевство (КМ) |
||
Свазиленд |
королевство (АМ) |
||
Океания |
Тонга |
королевство |
|
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия. |
|||
Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием самых различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910 г. - 395 с. - с. 68.
Для понимания особенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формы государственного (территориально-политического) устройства.
Понятие «форма государственного
устройства» предполагает национально-территориальную
организацию государства и
Государственное устройство
- это процесс территориальной
организации конкретного
Существуют две формы государственного устройства:
1) унитарная форма;
2) федерация.
К основным признакам унитарного государственного устройства относят:
1) единую конституцию,
действие которой
2) единую систему высших
органов государственной власти
(глава государства,
3) территориальное деление
на административно-
4) единую систему права.
Местные органы управления
5) единое гражданство,
т. е. население такого
6) единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права.
Федерация - это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.
Субъектами федерации являются государственные образования - штаты, земли, провинции, кантоны, государства Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 93.
Основные признаки федерации:
1) территория федеративного
государства в политико-