Монголо-Татарское нашествие Иго или Симбиоз?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил русский народ и нарушил нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Основная часть:
Административные механизмы ордынского владычества
Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига
Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в
первой половине XIII века
Распад Золотой Орды и возрождение Руси
Прямое воздействие монгольского завоевания
Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Правов.docx

— 108.56 Кб (Скачать файл)

сумел мобилизовать армию, с  которой победил на Куликовом  поле. Его сын

Василий I еще раз использовал  общий призыв  при подготовке к нашествию

Тамерлана. В шестнадцатом веке призыв проводили несколько  раз. К тому времени

он стал известен  как  посоха, поскольку требуемая квота  рекрутов

устанавливалась посошно.

     3) на социальную сферу

Перемены, которые произошли  в Восточной Руси за монгольский  период в

положении социальных классов, были не столь радикальны, как изменения  в

правительстве и администрации, однако они были не менее важными. Можно

сказать, что в течение  монгольского  периода основы старого  социального

порядка – свободного общества – постепенно и настойчиво разрушались,  не

задевая поначалу внешней  стороны. К моменту, когда Иван III провозгласил

освобождение страны от монгольского владычества и покорил  Новгород, основа

новой структуры была готова, и новый порядок,  порядок прикрепленного к

службе общества, стал ясно просматриваться. Это особенно справедливо

относительно высшего  класса русского общества, бояр; как  ни парадоксально это

может показаться, но процесс  их подчинения  монарху завершился быстрее, чем

строгая регламентация жизни  и закрепощение низших слоев.

Московское боярство состояло из разнообразных и разнородных  элементов.

Некоторые бояре 14 и 15 вв. принадлежали к древним  боярским родам Великого

княжества Владимирского, значительное количество боярских семей были

западнорусского происхождения, другие семьи наши источники относят  к

польскому и литовскому происхождению (хотя их точное этническое происхождение

не всегда ясно). И, наконец,  некоторые их лучших  московских боярских

фамилий были монгольского или тюркского происхождения. К  ним можно отнести

Вельяминовых-Зерновых,  ветвями рода которых были Сабуровы и Годуновы.

Арсеньевы и Бахметевы поселились на Руси в конце четырнадцатого и в

середине пятнадцатого веков. В последующих столетиях в  Москву перемещались

менее значительные татарские  фамилии, внося свою лепту в формирование в

Московской Руси класса  служилых князей.

В то время как основной обязанностью знати и дворянства, а также основой их

прикрепления к государству  стала военная служба, горожане и  крестьяне несли

тягло. Их главными обязанностями  было платить налоги и отбывать трудовые

повинности, когда это  требовалось государству. Консолидация тягловых

социальных классов (которые  количественно составляли основную часть нации)

завершилась в течение 17 века.  Продолжительный процесс  начался, однако, в

монгольский период. Основным фактором на начальной стадии процесса являлась

система всеобщего налогообложения  и воинской обязанности, введенная  на Руси

монголами.

В период, предшествовавший монголо-татарскому игу,  жители крупных  городов не

платили налогов, они формировали  собственное ополчение, в котором  служили как

свободные горожане, а не призванные солдаты.   Призыв и  налогообложение,

введенные монголами, вместе с ограничением вече коренным образом изменили

статус городского класса в Восточной Руси, и после освобождения от монголов

были  использованы великим  князем в интересах собственного правительства.

Как известно, церковь и  ее владения были освобождены правительством Золотой

Орды от налогов  и других повинностей. Поэтому крестьяне  на  монастырских

землях несли только монастырские повинности, но не государственное тягло.

Напротив, крестьяне на других землях  и платили дань, и несли  воинскую

повинность. Как ни парадоксально  это звучит, привилегии церкви резко

сократились после распада  Золотой орды и  укрепления власти великого князя

московского.  Церковь  теперь должна была обращаться к великому князю за

подтверждением своих  льгот. Несколько великокняжеских  грамот  предоставили

церкви административную неприкосновенность, но обложили крестьян церковных

владений  налогами. В  результате  к 1500 году статус монастырских крестьян

приблизился к  статусу  крестьян других категорий.

     4) на духовную и культурную жизнь

В средневековой Руси православная христианская  церковь играла главную  роль в

духовной жизни нации. Таким образом,  особенно после  победы в Золотой Орде

ислама, оставалось немного  возможностей для  прямого монгольского влияния на

Русь  в религиозной  сфере. Косвенно, однако,  монгольское  завоевание влияло

на развитие  русской  церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый

удар  монгольского нашествия  был для церкви таким же болезненным, как и для

других сторон русской  жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая

самого митрополита, погибли  в разрушенных городах; многие соборы, монастыри

и церкви были сожжены или  разграблены; множество прихожан убито  или уведено в

рабство. Киев, митрополия русской  церкви, был так опустошен, что  многие годы

не мог служить центром  церковной администрации. Из епархий  больше всех

пострадал  Переславль, и  епархию там закрыли.

Только после того, как  Менгу-Тимур выдал русским церковным властям охранную

грамоту, церковь еще раз  оказалась на твердой почве  и  могла постепенно

реорганизоваться; по прошествии времени в некоторых отношениях  она стала

даже сильнее, чем до монгольского нашествия. И правда, руководимая греческими

митрополитами, посвященными в сан Византии,  защищенная ханской грамотой,

церковь на Руси тогда меньше  зависела от княжеской власти, чем  в какой либо

иной период русской истории. Это время  было также периодом,  когда русская

церковь имела возможность  создать мощную материальную базу для своей

деятельности.  Уровень  процветания, достигнутый  церковью к концу первого

века монгольского владычества,  поначалу чрезвычайно помог в  ее духовной

деятельности.

Среди задач, стоявших перед  церковью в монгольский период, первой была задача

оказания моральной поддержки  ожесточенным и озлобленным людям  – от князей до

простолюдинов.  Связанной  с первой была и более общая  миссия – завершить

христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось

среди высших классов и  горожан. Большая часть монастырей, основанных в то

время, находилась в городах. В сельских  районах христианский слой был

довольно тонким, и пережитки  язычества еще не были побеждены.  Только в

период монгольского ига  сельское население Восточной Руси было более

основательно христианизировано.  Это было достигнуто как энергичными  усилиями

духовенства, так и ростом религиозного чувства  среди духовной элиты самого

народа.  Большая часть митрополитов того периода проводила  много времени,

путешествуя  по всей Руси в попытках исправить пороки церковной  администрации

и направить деятельность епископов и священников. Было организовано несколько

новых епархий, четыре в Восточной  Руси, две в Западной. Количество церквей и

монастырей постоянно  увеличивалось и в городах, и  в сельских районах.

Согласно Ключевскому, в  первое столетие монгольского периода  основали

тридцать монастырей и  примерно  в пять раз больше  - во второе. Характерной

чертой нового монастырского  движения являлась инициатива  молодых  людей с

горячим религиозным чувством, которые, приняв монашеский сан, удалялись в

пустыни для тяжелой работы, молитв и размышлений. Несчастья  монгольского

нашествия  и княжеских  усобиц, а также суровые условия  жизни в целом

способствовали  распространению  подобных умонастроений. Вдохновителем

монашеского движения стал преподобный Сергий Радонежский, оказавший  огромное

влияние  на духовное развитие и своих современников, и последующих  поколений.

Примером своей  жизни, высотой своего духа Сергий  поднял упавший дух родного

народа, пробудил в нем  доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее,

в возможность победы над  монгольскими захватчиками. Кроме того, новые

монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации  верхней

Волги и северных районов  Руси.

Церковный дух нашел яркое  выражение в литературе, прежде всего  в поучениях

епископов и житиях святых, а также в биографиях некоторых русских князей.

Основная идея большинства  этих произведений заключалась в  том, что

монгольское иго- это кара Божья за грехи русского народа и что только

истинная вера может вывести  русских из  этого тяжелого положения.  В

страданиях русских обвиняли преимущественно князей, которые истощали силы

народа своими  постоянными  междоусобицами. Но простые люди также  обвинялись

за приверженность  к  пережиткам язычества и  призывались  покаяться и стать

христианином по духу, а  не только  по названию.

В целом, в русском фольклоре  и литературном творчестве монгольской  эпохи

можно заметить двойственное отношение  к татарам. С одной  стороны, - чувство

неприятия и противостояния  угнетателям, с другой, - подспудная

притягательность  поэзии степной жизни. Благодаря тенденции, связанной с

неприязнью, былины домонгольского времени перерабатывались в соответствии с

новой ситуацией, и название новых врагов – татар – заменило имя старых

(половцев). Одновременно  создавались новые былины, исторические  легенды и

песни, в которых речь шла о монгольском этапе борьбы Руси против степных

народов. Разрушение Киева  Батыем и набеги Ногая  на Русь служили темами для

современного русского фольклора. Притеснение татарами Твери и  восстание

тверичей 1327 года  не только было вписано в летописи, но и со всей

очевидностью составило  основу новой  исторической песни. Битва  на Куликовом

поле, конечно же, стала  сюжетом для множества патриотических сказаний,

фрагменты  которых использовались летописцами, а позднее записывались

полностью.   Слагатели  былин домонгольского периода чувствовали особую

притягательную силу  и поэзию степной жизни и военных  походов. Та же поэтика

чувствуется и в произведениях  более позднего периода. Даже в патриотических

сказаниях  о поле Куликовом  доблесть татарского витязя. вызов которого принял

монах Пересвет, изображена с несомненным восхищением. В домонгольских русских

былинах есть близкие параллели  с ранними иранскими и тюркскими героическими

песнями. В монгольскую  эпоху на русский фольклор  также  оказывали влияние

«татарские» (монгольские  и тюркские) поэтические образы и  темы. Посредниками

в знакомстве русских  с  татарской героической поэзией  были, возможно, русские

солдаты, которых  набирали в монгольские армии. Да и татары, осевшие на Руси,

тоже  внесли свои национальные мотивы  в русский фольклор.

Обогащение русского языка  словами и понятиями,  заимствованными  из

монгольского и тюркского  языков, или  из персидского и  арабского (через

тюркский), стало еще одним аспектом  культурного интеграционного процесса.  К

1450 году татарский язык  стал  модным при дворе великого  князя Василия II

Московского, что вызывало сильное негодование со стороны  многих его

противников.  Василия  обвиняли не только в чрезмерной любви  к татарам, но и

Информация о работе Монголо-Татарское нашествие Иго или Симбиоз?