Монгольское нашествие на русские земли и его последствия. Культура Московского царства в XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей -- крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси.

Содержание

Введение.
1.Вопрос № 9: монгольское нашествие на русские земли и его последствия.
2. Вопрос № 21: культура Московского царства в XVI-XVII вв.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение.

1.Вопрос № 9: монгольское нашествие на русские земли и его последствия.

2. Вопрос № 21: культура Московского царства в XVI-XVII вв.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей -- крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России, информируется в эпоху Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность.

Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в» развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монгольское нашествие на русские земли и его последствия.

 

Монгольское нашествие  на русские земли, является одним  из самых значимых событий в русской  истории. Русские земли подверглись  страшному опустошению, был нанесен  колоссальный урон производственным силам, были разорваны многовековые торговые и культурные связи Руси с соседними странами.

«В середине ХIII в. Один из внуков Чингисхана Хубилай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской рержавы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана – Чагатай получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Хулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Этот улус, выделенный в 1265 г., по имени династии называют государством Хулагуидов. Еще один внук Чингисхана от его старшего сына Джучи – Батый основал государство Золотая Орда»1. 

Золотая Орда – это одно из самых крупных государств своего времени. В начале ХIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Самый расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342).  В 1312 г. Государственной религией Золотой Орды стал ислам. Но после периода раздробленности в ХIV в.

Осенью 1237 г. монголы – татары начали подготовку к зимнему походу на Сереро – Восточную Русь. Для этого похода были собраны все силы монголо – татар. Первым городом на пути монголо – татар была Рязань. Первая битва за Рязань началась 16 декабря 1237 года. Численность населения Рязани было 25 тысяч человек. С трех сторон Рязань защищали хорошо укрепленные стены, а с четвертой – берег. На протяжении пяти дней монголо – татары

осаждали стены Рязани, и в итоге стены были разрушены  мощными осадными орудиями и 21 декабря Рязань пала. Город грабили, делили добычу, грабили все соседние села, затем когда город был разграблен войско Батыя двинулось к Коломне. Но не все шло гладко, по пути на монголо – татар неожиданно напал отряд Евплатия Коловрата, он был рязанец. Данный отряд насчитывал 1700 человек и несмотря на численное превосходствомонголов, Евпатий смело напал на полчище врагов и пал в бою – но нанес огромный урон врагу. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович не откликнулся, когда его попросил князь Рязанский выступить против хана Батыя, тем самым сам оказался в опасности. Но он в течении того месяца, пока войска монголо – татар шли из Рязани в Владимир – князь Юрий Всеволодович сосредоточил свои войска на предполагаемом пути Батыя. Бой владимирских полков и монголо – татар состоялся под Коломной. Рязанские полки дали отпор, но в связи с численным преимуществом монголо – татар, все таки были разбиты. Разоряя города и села Батый пошел вдоль Москва – река к Москве. Москва продержалась пять дней. Но город сожгли и почти всех жителей перебили. Затем отправились к Владимиру, русский народ оборонялся как мог и это героическое сопротивление немного сдерживало завоевателей. 4 февраля 1238 года   началась осада Владимира, в это время Великий князь Юрий Всеволодович оставил часть войск для обороны города, а с другой стороны отправился на север собирать войско. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович. Оборону Владимира возглавили его сыновья Всеволод и Мстислав. К этому времени монголы – татары взяли Суздаль без особых трудностей. Последние жители были сожжены в Каменном соборе. Владимир оставался последним уцелевшим городом Северо – восточной Руси. Но войска хана Батыя уже осаждали его. После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Подводя итог поражению Юрия и разорению Владимиро-Суздальского княжества, первый русский историк Татищев В. Н. говорит о том, что потери монгольских войск во много раз превосходили потери русских, но монголы восполняли свои потери за счёт пленных, которых на тот момент оказалось больше, чем самих монголов. В частности, штурм Владимира был начат только после того, как один из монгольских отрядов, взявший Суздаль, вернулся с множеством пленных. Однако, восточные источники, многократно упоминающие об использовании пленных во время монгольских завоеваний в Китае и в Средней Азии, не упоминают об использовании пленных в военных целях на Руси и в Центральной Европе. Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся далекий пригород Новгорода - Торжок. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань. Дойдя до каменного Игнач - креста - древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер «облавы». Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопротивление монголам оказал в период «облавы» Козельск, державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск злым городом. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью - Черниговское княжество. В конце 1238 — начале 1239 года монголы во главе с Субэдэем, подавив восстание в Волжской Булгарии и Мордовской земле, снова вторглись на Русь, разорили окрестности Нижнего Новгорода, Гороховец, Городец, Муром, вторично — Рязань. 3 марта 1239 года отряд под командованием Берке разорил Переяславль Южный.

К этому периоду относится и вторжение литовцев в Смоленское великое княжество и поход галицких войск на Литву с участием 12-летнего Ростислава Михайловича (воспользовавшись отсутствием основных галицких сил, Даниил Романович Волынский захватил Галич, утвердившись в нём окончательно). Учитывая гибель владимирского войска на Сити в начале 1238 года, этот поход сыграл определённую роль в успехе Ярослава Всеволодовича под Смоленском. Кроме того, когда летом 1240 года шведские феодалы вместе с тевтонскими рыцарями развернули наступление на Новгородскую землю, в битве на реке Неве, сын Ярослава Александр Новгородский останавливает шведов силами своей дружины. Начало успешных самостоятельных действий войск Северо-Восточной Руси после нашествия относится лишь к периоду 1242-1245 годов (Ледовое побоище и победы над литовцами).

Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили Киев. 5 сентября 1240 года монгольское войско во главе с Батыем осадило Киев и только 19 ноября  взяло его. Владевший в это время Киевом Даниил Галицкий находился в Венгрии, пытаясь — как и Михаил Всеволодович годом раньше — заключить династический брак с королём Венгрии Белой IV, и также безуспешно (бракосочетание Льва Даниловича и Констанции в ознаменование галицко-венгерского союза состоится лишь в 1247 году).

Последствия монгольского нашествия и золотоордынского иго были весьма негативны. Русь стала значительно отставать от развития стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч русских людей погибли или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода отправлялась в Орду. Земледельческие территории пришли в полный упадок. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Исчезли многие ремесла, что затормозило возникновение мелкотоварного производства и в конечном счете задерживало экономическое развитие. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность, ослабило связи между разными частями  государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с  другими странами. Замедлились темпы  культурного развития русских земель.

В результате нашествия  погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий  Новгород, Псков, Смоленск, а также  города Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

На несколько десятков лет в  русских городах практически  прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие  как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»2 .

Южные русские земли потеряли почти  всё осёдлое население. Уцелевшее  население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более  бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура Московского царства в XVI-XVII вв. 
    С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV— XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась численность населения.

В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя Святой Русью, а Москва — третьим Римом.

Развитию московоцентризма способствовал  также внешний фактор — Великое  княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается  от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия, в 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь — молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские «генералы») вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам и одновременно утверждающих новую узаконенность своей власти, основанную на праве силы.

Информация о работе Монгольское нашествие на русские земли и его последствия. Культура Московского царства в XVI-XVII вв