Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 06:49, реферат
Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. Именно в конце XIX – начале XX века получили распространение многие из тех явлений экономической и политической жизни, которые с большими трудностями возрождаются теперь. Рубеж веков называют «золотым веком российского предпринимательства», в экономику России привлекались огромные иностранные инвестиции, создавались совместные предприятия, Россия занимала одно из первых мест в мире по объему промышленного производства, по его концентрации, по темпам железнодорожного строительства. Начало века с нашим временем роднит острая необходимость проведения экономических и социальных реформ, и дальнейший исторический опыт 1917 года показывает, к чему ведет задержка с их проведением, игнорирование насущных проблем внутренней жизни страны.
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки и условия развития капитализма в России к рубежу XIX-XX веков.
Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России.
Характеристика развития экономики России в 60-е – 90-е гг. XIX века.
Глава 2. Особенности развития капитализма на рубеже XIX-XX вв.
. Экономические особенности (экономические признаки империализма, показатели экономического развития).
. Социальные особенности развития капитализма. Особенности российского предпринимательства.
Заключение.
Список литературы.
Огромный рост горного производства на Юге происходит на базе явного превосходства этого района в применении паровых машин. Так, за 1877—1893 гг. число паровых машин в горном производстве Урала увеличилось в 2,5 раза, а на Юге — в 6 раз.
Значительное развитие получает выплавка стали. Если в 1870 г. собственных стальных рельсов Россия еще не выпускала, то в 1884 г. в России их было выпущено 220 тыс. т.
Сравнивая темпы роста металлургии в России за указанный период с максимальными темпами развития металлургии в других капиталистических странах, В. И. Ленин констатировал, что для достижения такого же темпа роста выплавки чугуна, какой был в России за указанные 10 лет, старой капиталистической Англии понадобилось 22 года, США — 23 года, Франции — 28 лет.
Совершенствуется технология металлургического производства: на Юге всё заводы работают на коксе, вводится горячее дутье в домнах, на всех заводах Юга развивается сталеплавильное производство по новейшим методам.
В рассматриваемый период исключительно мощное развитие получила нефтяная промышленность России, Добыча нефти увеличилась с 605 тыс. т в 1880 г. до 4 млн. т в 1890 г. В 1882 г. в русской нефтяной промышленности вводится наиболее прогрессивный метод перегонки сырой нефти перегретым паром.
После сооружения нефтепровода Баку — Батум начинается вывоз русских нефтяных продуктов за границу. Русский керосин начинает завладевать рынками Турции, Персии (Иран), Китая, Японии, Индии. Экспортируются русские нефтяные масла. Однако конкурентоспособность русских нефтяных продуктов на мировом рынке снижалась вследствие отсутствия собственного наливного флота.
Заметные успехи достигнуты были в России в 80-х годах в машиностроении. Ведущее место в металлообработке вообще и в машиностроении в частности занимал Петербург и его окрестности. Металлообрабатывающая промышленность столицы стимулировалась развитием отечественного машиностроения, главным образом транспортного, строительством железных дорог. Это строительство было связано в основном с правительственными заказами. В Петербурге развивалась также электротехническая промышленность. Заводы в этой отрасли были наиболее технически совершенными.
Велико было значение и Петербургского порта, через который ввозились и вывозились различные товары. Осваивается производство водотрубных паровых котлов на Путиловском, Коломенском, Сормовском заводах, локомобилей на Людиновском заводе, крупных двигателей (до 1000 л. с.) на Московском заводе Гужона и др. Начинается массовый выпуск двигателей на заводах Нобеля в Петербурге и Баку, Москве, паровых насосов для нужд железных дорог, шахт и нефтяной промышленности.
Русское машиностроение в 80-х годах было уже в состоянии самостоятельно обеспечить машинами первые городские водопроводы в России — Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне, Туле.
В 1887 г. начал работать основанный на акционерных началах Шуйский механический завод, выпускавший отечественные ткацкие станки. Текстильные машины выпускались также заводами в Москве, Ярославле, механическими мастерскими в Орехове.
Получило дальнейшее развитие сельскохозяйственное машиностроение — производство плугов в Рязани, Москве, Бердянске, Александровске (Запорожье). Жатвенные машины и буккера (многокорпусные пахотные орудия) выпускались заводами в Херсоне, Елизаветграде, Туле. Говардовский завод в Калужской губернии выпускал различного типа бороны. Появились оригинальные сельскохозяйственные машины русских конструкторов — почвоуглубитель Бажанова, распашники Ржевского, запашники Менцеля, полольники Сиберальского и др.
Распространение машинного производства имело место и в других отраслях промышленности. В числе крупнейших хлопчатобумажных предприятий на первом месте была Кренгольмская мануфактура близ города Нарвы, Никольская мануфактура Саввы Морозова во Владимирской губернии. Почти половина суконных предприятий России имели механические двигатели.
Однако в 80-х годах мощность паровых двигателей в отдельных отраслях легкой промышленности — хлопчатобумажной, шерстяной и др.— была невелика и не привела к исчезновению мелких мастерских. Так, в 80-х годах не менее четверти рабочих в хлопчатобумажной промышленности Московской губернии были надомниками. «...Вполне естественно,— писал В. И. Ленин в «Кустарной переписи в Пермской губернии»,— что капитализм в более развитой области страны или в более развитой области промышленности прогрессирует тем, что стягивает мелких кустарей на механическую фабрику, тогда как в захолустных местностях или в отсталых отраслях промышленности процесс развития капитализма только начинается...».
Однако отечественное машиностроение продолжало значительно отставать от потребностей развивающейся промышленности. Ввоз иностранных машин для всех отраслей промышленности превышал собственное производство.
Для развития важнейшей отрасли промышленности России — текстильной — в 80-х годах имело большое значение присоединение к России хлопковых районов Средней Азии. Но количество собственного хлопкового волокна покрывало лишь 1/4 часть потребности. Остальные 3/4 потребляемого хлопка ввозились из-за границы — из Персии, Египта, Индии, США.
В 80-х годах расширяется вывоз русских хлопчатобумажных тканей в Персию, Турцию, Румынию, Китай. На персидском рынке, в частности, русские хлопчатобумажные ткани в начале 90-х годов составляли уже 30% всех реализуемых хлопчатобумажных товаров.
Одной из передовых отраслей промышленности в конце XIX в. в России была сахарная промышленность. С 1880 по 1890 г. производство сахара выросло вдвое. По производству сахара Россия занимала в 80-х годах четвертое место в мире.
Процесс механизации производства происходил и в таких отраслях пищевой и легкой промышленности, как мукомольное, маслобойное и кожевенное производство.
В 80-х годах, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены следующие основные железные дороги в России: Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье между собой и с портами Азовского моря. Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска-на-Волге до реки Урал, железная дорога Харьков — Балашов — Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем и др.
Рост железнодорожного строительства и железнодорожных перевозок способствовал усилению межрайонных и хозяйственных связей и увеличивал внутренние потребности страны в продукции тяжелой промышленности, в первую очередь в угле и металле. Наглядно иллюстрирует хозяйственное развитие России приложение 3.
Глава 2. Особенности развития капитализма на рубеже XIX-XX вв.
Экономические особенности (экономические признаки империализма, показатели экономического развития).
В конце XIX — начале XX в. крупнейшие капиталистические страны вступили в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее черты были сформулированы В.И. Лениным и до сих пор являются актуальными.
1. Монополии, возникшие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующие позиции в экономике;
2. Сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;
3. Наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
4. Возникновение международных монополистических союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов;
5. Обострение борьбы между ведущими странами за передел поделенного мира, что привело к ряду локальных войн, а затем и к развязыванию Первой мировой войны.
В конце XIX — начале XX в. промышленный капитализм превращался в монополистический, представляющий собой высшую стадию капитализма. Этот процесс происходил и в России с некоторым опозданием по сравнению с другими, более развитыми капиталистическими странами. В России высокоразвитые формы промышленного и финансового капитала сочетались с отсталым социально-политическим строем, с отсталыми формами полукрепостнических отношений, с отсталым земледелием.
Ввоз капитала в Россию в форме государственных займов был известен еще в XVII в., когда они использовались, как правило, не для производственного потребления, а для содержания армии и флота, ведения войн. Как уже отмечалось, роль иностранных капиталов в создании русской промышленности, например в XVIII в., была весьма незначительной.
С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2, 4).
Следовательно, в период домонополистического капитализма иностранные капиталы приливали в Россию преимущественно в форме государственных внешних займов. Но уже во второй половине XIX в., особенно в 90-х годах, наблюдалось их помещение в разные промышленные предприятия. Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.
Экспорт капитала происходил и в эпоху промышленного капитализма, но в период империализма он приобрел важнейшее значение: в передовых капиталистических странах возник громадный «избыток капитала», ищущий поприще для прибыльного применения.
Вывоз капитала из России не получил широкого распространения. Наоборот, она в значительных размерах ввозила капитал из более развитых стран. Относительно слабое развитие производительных сил, наличие многих феодальных пережитков, огромных колониальных окраин при недостатке капиталов в стране не создавало условий для вывоза капитала из России в таком объеме, как в некоторых других странах. В экономике России и в эпоху монополистического капитализма экспорт товаров резко преобладал над экспортом капитала. Размер учтенного экспортированного капитала (ссудного и производительного) определяется, по некоторым источникам, в несколько сотен миллионов рублей, тогда как стоимость товаров, вывезенных из России, лишь в 1900 г. составляла 716 млн. руб., а в 1913 г.— 1520 млн. руб. Капитал из России направлялся преимущественно в восточные страны. Он вывозился как в форме займов, так и в производительной форме. Значительные русские капиталы были вложены в Китае и Маньчжурии. Сумма вложений в сооружение Китайско-Восточной железной дороги равнялась примерно 500—600 млн. руб., а общая сумма вывезенного из России в Китай и Маньчжурию капитала — примерно 750 млн. руб. Долги по займам и другие виды задолженности составляли сумму порядка еще 300 млн. руб. Имущество различных русских торгово-промышленных организаций, в частности, Русско-Азиатского банка, оценивалось не менее чем в 50 млн. руб.
Капитал из России вывозился и в другие страны: в Персию, Афганистан, Монголию, Турцию и в Балканские страны. В 1896 г. Учетно-ссудный русский банк предоставил Персии заем в 1 млн. ф. ст., а в 1900 г. она получила заем в 25 млн. руб. от нескольких русских банков. Кроме того, русское правительство вкладывало в Персии капиталы в железнодорожное строительство, строительство шоссейных дорог, телеграфных линий, в строительство портов на Каспийском море. Общая задолженность Персии России составляла около 100 млн. руб. Несколько десятков миллионов рублей России была должна Монголия, 103,7 млн. руб.—Турция, 40,9 млн. руб.—Болгария, 7,3 млн. руб.—Греция. Помимо этого на 1 января 1914 г. за границей находилось русское золото на сумму свыше 165 млн. руб.
Наличие феодально-крепостнических пережитков определяло специфику российского капитализма. Зависимость царизма от мирового финансового капитала, незначительный вывоз капитала из России, наличие большого, так называемого казенного хозяйства (казенных заводов, железных дорог, земель, лесов), видная роль государства в кредите — все это накладывало своеобразный отпечаток на монополистический капитал в России.
Россия относилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития. У таких стран оно началось позднее, чем у ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам экономического роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего — возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.
Вслед за промышленным подъемом второй половины 90-х годов наступил кризис 1900—1903 годов. Промышленный кризис начала 1900-х годов имел мировой характер, но в России он был особенно глубоким и длительным. В связи с мировым кризисом приток иностранных капиталов в Россию резко уменьшился. К этому времени строительство Сибирской железной дороги в основном было закончено. Правительственные заказы промышленности сократились. Неурожай 1901 года вызвал голод в деревне и еще более сократил внутренний рынок для промышленности. Особенно пострадала от кризиса русская металлургия. Выплавка чугуна пала с 176,8 в 1900 году до 149,4 млн. пудов в 1903 году. За годы кризиса закрылось до 3000 предприятий и было уволено свыше 100 тыс. рабочих. Обычно рабочие, связанные с деревней, возвращались во время безработицы в свои хозяйства, но теперь, во время голода, вызванного неурожаем 1901 года, толпы крестьян в поисках заработка шли из деревни в город.
Кризис усилил концентрацию в русской промышленности. Мелкие предприятия закрывались и переходили к более мощным фирмам. В годы кризиса развернулось синдицирование русской промышленности. В 1902 году был основан крупнейший синдикат в России — Первое акционерное общество для продажи изделий русских металлургических заводов (Продамет). В 1903 году организовались синдикаты: машиностроительных заводчиков Харькова, трубопрокатных заводов, гвоздильно-проволочных заводов Польши и др. В угольной промышленности возникли Акционерное общество донецкого минерального топлива и синдикаты углепромышленности Урала и Домбровского бассейна в Польше. В легкой промышленности образовался синдикат петербургских фабрик полотна. В 1904 году в России насчитывалось уже более 30 синдикатов.
Информация о работе Монополистический капитализм в дореволюционной России