Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:47, реферат
Цель: раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори
Предмет: Педагогическая деятельность М. Монтессори
Объект: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Задачи:
1.Рассмотреть жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори.
2.Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.
3.Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.
Введение
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
2.3 Педагогические принципы М. Монтессори
2.4 Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
Глава III Влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
3.1 Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Заключение
Библиография
Сложнее, когда приходят несколько новых детей. Дети начинают говорить, стараясь перекричать друг друга. Но малышам трудно запомнить и это правило, и тогда педагог вводит такой элемент, как свечка. Когда мы собираемся вместе, говорить может тот, в чьих руках свечка. Это непросто не только для малышей, но и для взрослого. Для того чтобы правило стало органичным элементом жизни ребенка, надо три-четыре месяца.
Тем не менее изо дня в день говорит тот, у кого свечка, говорит тихо, чтобы не помешать тому, кто не пришел в круг, а остался за столом или на коврике и работает. Если же хочешь что-то спросить - подними руку.
То же самое касается обычных для новых детей попыток подраться материалами или разрушить чью-то удачно сделанную работу. Мы всегда объясняем детям, почему нельзя делать так или иначе, показываем на примерах, откуда и для чего берутся наши правила. Правила в группе действуют для всех. Даже для тех взрослых, которые заходят к нам на несколько минут. Сегодня дети могут сделать замечание воспитателю, если он, например, громко говорит в группе, или пришедшей к нам медсестре, если она, проходя по группе, переступает через чей-то коврик. Для старших это право уже норма, которую они передают младшим и которую охраняют. Конечно, есть в Монтессори-группе и распорядок дня. Он внешне не очень отличается от распорядка дня самой обычной группы. Но он вырабатывается так же, как правила нашей жизни, совместно с детьми.
Конечно, после того как складывается некоторая традиция, согласно которой утром мы занимаемся с материалами, после обеда - в кругу, рамки планирования сужаются. С детьми обсуждают только некоторые частные вопросы организации занятий на конкретный день.
Трехлетний малыш, только что пришедший в группу, должен элементарно адаптироваться к новым условиям. Его впервые оторвали от мамы, бросили в незнакомый детский коллектив. Малышу надо привыкнуть к новой обстановке и для этого нужно время. А когда малыш привыкает, то в первую очередь бросается к тому, что дома запрещено. Что может быть увлекательней игры с водой или возможности подержать в руках настоящую вилку, к которой дома мама не подпускала.
В первый год ребенок, осваивая правила жизни в группе, работает в основном в зоне практической жизни и в зоне сенсорики. Кажется, что у него нет никакого продвижения вперед. Он не приносит домой никаких конкретных знаний. Ребенок накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы начать работать с конкретными знаниями. Он насыщает свою потребность потрогать мир руками, он учится различать цвета и оттенки, соотносить большое и маленькое, длинное и короткое - руками, глазами, носом.
Примерно второй год обучения в Монтессори-школе - это период впитывания ребенком конкретных знаний. Он знакомится с буквами, цифрами и другими конкретными предметными знаниями.
Последний год - это переход от конкретных знаний к абстрактным. Ребенок учится вычитать и складывать, нормально читать и т.д. Очень часто в этот период дети возвращаются в практическую жизнь, но уже на совершенно ином уровне. В практической зоне они расслабляются, получают удовольствие.
Здесь же они проводят маленькие эксперименты, узнавая что-то новое о свойствах веществ [36, c. 62-67].
И уже на втором году разновозрастность детей в группе позволяет старшим попробовать себя в роли учителя. Их объяснение порой даже более действенно, чем педагога. Как правило, дети решаются на эту роль, только когда полностью уверены в своем знании. А если они все же ошибаются, педагог поправляет ошибки.
Очень интересно наблюдать, как ребенок выходит на качественно иной уровень. Ведь одно дело - знать самому, а совсем другое - уметь передавать свои знания, учить других, это особый навык. Иногда старшие дети рассказывают что-то остальным, занимая место педагога в кругу. Конечно, к этому необходимо готовиться. Накануне, пока младшие на прогулке, воспитательница со старшими детьми обсуждает тему завтрашнего урока, составляет план того, как и что хотелось бы рассказать. Потом она говорит детям: "Давайте потренируемся. Я буду ребенком, а вы попробуете мне рассказать то, о чем собираетесь завтра говорить с малышами".
Ребенок, готовясь к такому занятию, может не только прочесть те книжечки, которые есть у нас в саду, но и дома попросить родителей почитать ему что-нибудь на эту тему, чтобы подготовиться к занятиям самим. Когда у старших детей появился некоторый опыт - многое изменилось. Сначала мы готовились очень тщательно, обсуждали, какие картинки когда показать и что сказать. Теперь детям дают только общую тематику и некоторые рекомендации, где и что они мо гут посмотреть.
Для старших детей все это очень важно. Интеллектуально дети готовы, мотивация к обучению у них есть, а вот понимание социальных ролей (взрослого, ученика, учителя) они получают, готовясь к урокам и давая их. Они могут посмотреть на ситуацию вокруг себя с разных позиций. Важно не только, какую информацию они смогут выдать, но и как они себя поведут в непривычной роли. И еще очень важно научить ребенка выделять то основное и существенное, что есть в любой получаемой ребенком информации.
Важно и то, что родители оказываются вовлечены в работу детей. Отношения между детьми и родителями обновляются и наполняются новым содержанием. Это тоже не происходит само собой. При встрече с родителями старших детей им рассказывают, какие темы будут в этом году, и предупреждают, что от них потребуется помощь.
2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через "правильное использование". Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М.Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. По ее мнению, "первое, очень важное для развития ребенка - это сосредоточение... Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться. Наша школа - это место, где ребенок может найти вид работы, позволяющий ему сделать это". Монтессори была убеждена, что если учитель может предложить материалы, которые привлекли бы детское внимание, он сможет дать ребенку свободу, необходимую для его развития.
Монтессори-материалы основаны на концепции активной личности, которая саморазвивается через серию реакций, вызванных систематическим воздействием, которое было определено опытным путем. Даже самые яростные критики системы Монтессори не могут не признать того, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М.Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания. Во всем удовлетворяются реальные потребности ребенка и учитываются его способности. Отсюда естественным образом вытекает требование недопустимости произвольных вариантов Монтессори-материала [23, c. 101-105].
Принципы использования материала. В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.
Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели - "самостроительству" ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Мария Монтессори предложила возрастные уровни для представления каждого материала, однако, оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения. Учитель наблюдает за качеством (степенью) сосредоточения у ребенка и за спонтанными повторениями его действий с материалом. Эта реакция покажет значимость материала для ребенка в определенный момент развития и соответствие интенсивности воздействия материала его внутренним потребностям. Как материал, так и интенсивность его воздействия, можно варьировать. Количество внешних раздражителей также должно устанавливаться в соответствии с потребностями ребенка.
Материал для развития, отвечающий психическим потребностям ребенка, по образному выражению Монтессори, представляет собой "как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх; эти ступени должны доставлять возможность культуры, формирования высших способностей". Дети, вступившие на путь самовоспитания, приобретают необычайную "чуткость" к своим внутренним потребностям. В связи с этим встает важный вопрос о подборе средств, отвечающих, с одной стороны, известным потребностям, а с другой, вызывающих "самопроизвольное развитие внутренней энергии ребенка". В каждом сенситивном периоде имеется одна превалирующая потребность, которая наталкивает ребенка на активность для удовлетворения этой потребности. Педагогические проблемы, соответствующие этому принципу, должны состоять в "отыскивании" предметов, которые должен изучать ребенок в разные возрастные периоды и эпохи своего развития, а также в составлении программ, отвечающих, прежде всего, сенситивным периодам.
Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.
В данном контексте представляется целесообразным обсудить важный вопрос, который часто дискутируется в зарубежных источниках. Дидактический материал Монтессори имеет очень много точек соприкосновения с воспитательными играми О. Декроли - известного бельгийского педагога и врача. Они состоят, во-первых, в общей целевой установке - помочь раскрытию всех потенциальных способностей ребенка, во-вторых, в общем, принципе самовоспитания через посредство дидактического материала. Но дидактический материал, как таковой, качественно совершенно иной в каждой из сравниваемых педагогических систем. В то время как Декроли пытается брать дидактический материал из жизни и близкого окружения ребенка, Монтессори оперирует главным образом геометрическими фигурами и телами. Декроли старается брать свой материал из жизни с тем, чтобы ребенок мог приобретенные навыки тут же применить в своем жизненном опыте. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, есть для него лишь средство для достижения этой цели. Монтессори же исходит из детских способностей и, рассматривая их развитие как самоцель, старается через дидактический материал содействовать этому [19, c. 8-10].
Подход М. Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как "материализованной абстракции" предполагает овладение детьми "чистыми категориями восприятия", что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами "искусственного" материала. Анализ работ итальянского педагога, в которых раскрывается роль и значение дидактического материала, позволяет утверждать, что М. Монтессори это делала сознательно, основываясь на том, что внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. "Контроль ошибок — замечала М.Монтессори, — это показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому двигаться. Но, к этому должен быть добавлен, и еще какой-то способ показать, где мы сбились с этого пути".
Чтобы вызвать процесс самоформирования, недостаточно усилить активность ребенка, нужно также, чтобы материал управлял этой активностью, считала М. Монтессори. Ребенок должен не только просто повторить упражнение, но при выполнении упражнения не делать больше ошибок. Все физические и внутренние свойства предметов, предлагаемые детям в качестве стимулов, должны определяться не только непосредственной реакцией внимания ребенка, но и возможностью контроля над ошибками, т.е. вызывать активное участие наиболее высоких умственных способностей (сравнение, суждение).
Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя [19, c. 17-21].
Например, один из первых материалов, привлекающий внимание самых маленьких детей, - деревянные блоки с цилиндрами-вкладышами - предусматривает чисто механический контроль: ребенок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия; если цилиндры вставлены неправильно, один из них остается лишним. Таким образом, ошибка - это препятствие, его можно победить лишь исправлением, иначе упражнение нельзя выполнить. Кроме того, исправить ошибку в упражнении с цилиндрами так просто, что ребенок приходит к этому сам: маленькая загадка выступает перед ребенком как какая-то неожиданная "проблема". Однако М.Монтессори замечала, что сама по себе "загадка", "проблема" - не главный стимул интереса, и не она толкает ребенка к повторению упражнения, к достижению успеха. Ребенка интересует не только ощущение манипуляции с предметами, но приобретение новой способности, "нового видения, помогающего ему распознавать разницу в размерах цилиндров, — разницу, прежде не сознаваемую".