Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа
Цель моего реферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.
А поставленными задачами являются:
1) Показать насколько флот был важен для России того времени.
2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.
3) Показать как флот помог в поднятии авторитета страны и расширении её пространственных границ.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Гл. I Роль флота в развитии государства..…………………………………………...4
Гл. II Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале
XVIII вв…………………………………………….……………………………. 6
Гл. III Роль II-го Азовского похода в развитии флота….…………………………….8
Гл. IV Запасы российского флота .………..………………………………………….11
Гл. V Личный состав российского флота…....…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..14
Гл. VI Роль морских побед в истории России….……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………………..…22
Две другие комнаты были наполнены медью, взятой у шведов. Перед этими зданиями стоят большие ящики, в которых много зарядов, гранат, железных ядер; в других местах масса разноцветной материи для хоругвей, значков, корабельных флагов. Краска была собрана в большом количестве бочек, а именно: лазоревая, красная и разная другая. В третьем этаже было приготовлено парусины на 80 000 парусов.
…мы отправились в классы, где было много молодёжи. Столы были покрыты зелёным сукном; на стенах развешаны зеркала, чертежи и гравюры. Преподаватель объясняет военное искусство: как стрелять на кораблях, как управлять парусов, когда вода в волнении и другие этого рода искусства. В одной комнате находится библиотека, в другой хранятся книги, относящиеся исключительно к морскому искусству. Здесь были большие запасы разного рода бумаги – белой, серой, чёрной и бумаги для чертежей…
Затем мы пошли в другое здание, которое было так же длинно, как и первое, но только в один этаж; здесь живут одни ремесленники, которые выделывают корабельные снасти; котельники, например, делают котлы, котелки, противни и медные котлы; я видел там такие большие котлы, разделённые жестью, чтобы в них можно варить одновременно кашу и клёцки для 200 человек, так как на кораблях кухни не очень просторны, и запас дров на море не также велик. Были там так же скульпторы, столяры, токари, жестянщики, стекольщики, которые делают фонари, слесаря, чертёжники, бочары, которые делают бочки, ушаты, вёдра и другие сосуды, по мере надобности; было здесь и около восьмисот портных, работающих над парусами.
Во втором углу столько же кузнец и кузнецов; эти здания совершенно равны как по числу людей, так и по занимаемому месту. Было там здание большое и широкое, на сваях, в два этажа, покрытое досками со стропильными переводами; здесь приготовляют модели кораблей и делают их измерения, и не одного корабля не станут строить, пока модель в этой зале не выйдет хорошо. Внизу, между сваями делают шлюпки для кораблей, мажут и красят; здесь достаточно работников. Так как это здание стоит у самой реки, то спускают шлюпки на воду, как только окончат»4.
Вся эта громада зданий, кораблей, пушек, якорей, оружия и запасов выросла всего за несколько лет в безлюдном болотистом краю, в условиях непрерывной войны. Возникли большие заводы по производству канатов и парусов. Десятки тысяч людей собирались по наряду со всего государства для работ по постройке и укреплению гаваней и на стройку судов в адмиралтейство. Эта рабочая повинность была одной из самых тяжёлых во времена Петра. Плата за работу задерживалась, а сама организация работы имела много недочётов. Хлеб доставляли неисправно, а условия жизни у болот и у моря в холодное и ненастное осеннее время порождали эпидемии, люди гибли тысячами в этой тяжёлой среде. Народ принёс тяжёлые жертвы на создание флота своей родины. Эти жертвы не всегда можно оправдать насущной нуждой. Но основной причиной были не столько злоупотребление и необдуманная торопливость, сколько тяжкие условия военного времени. Пётр сам хотел облегчить страдания народа, но не мог, гонимый военной нуждой. Ему самому эта нужда была нелегка и очень сократила срок его жизни.
4 – С.Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени – К., - 1914. – С.108
Глава V.
Личный состав российского флота.
Заботы Петра о создании и обучении личного состава флота начались ещё в 1697 г., когда было отправлено три партии стольников в Венецию и одна в Англию и Голландию. В 1699 г. Эти стольники вернулись, и Пётр устроил им экзамен в Воронеже. Экзамен, состоящий из морских наук, и составленный самим Петром выдержали всего четверо. Более удачной была посылка в 30 человек, которые отправились вместе с царём в Англию и Голландию.
Первые матросы были те же «потешные». Некоторые из преображенцев, сохранив своё звание по гвардии, совсем ушли на флот.
Первые настоящие матросы, т.е. приставленные исключительно к морскому делу появились только к 1700 году, когда в матросы записали 1104 солдат.
Первый набор в матросы был произведён только в 1702 г., интересно, что кроме призванных 1300 человек, в матросы записались ещё 394 человека разных званий. В матросы старались набирать молодежь, и людей сколько-нибудь привычных к воде, преимуществом пользовались житель Поволжья, Поморья и Озёрной области5. Осенью 1705 г. в Россию вернулись ученики из Голландии. С основания флота и во всё время шведской войны на русскую службу нанималось много иностранцев, начиная от матросов и заканчивая адмиралами.
Так, в 1704 г. В Голландии нанято было 69 офицеров, 13 лекарей, 103 унтер-офицера и 3 матроса; в 1707 г. в Амстердаме нанято было 1500 матросов.6
При настоятельной нужде в знающих море людях, Петр приказывает брать, против их воли, матросов с иностранных торговых судов. Брали этих матросов за хорошую плату, но такие меры вызывали недовольства иностранных правительств и могли невыгодно отразиться на торговле, поэтому были оставлены Петром.
5;6 – Ю.Юдин. На службе флота. – Воениздат. – 1985 – С.113
Постепенно, после того, как русские офицеры отплавали на иностранных судах и вернулись в Россию, и образовались обученные команды российских матросов, приём иностранцев на службу стал сокращаться. После войны все матросы иностранцы были уволены, и в 1720 г. в рядах матросов российского флота не числилось ни одного. Среди офицеров же было много иностранцев служивших по найму. В 1705 г. русские офицеры составляли всего четверть командного состава, но уже в 1723 вице – адмирал Крюйс писал генерал – адмиралу Апраксину так: «По моему мнению, ни одного иноземца в офицеры не надлежит принимать, который не был бы добрым штурманом, понеже здесь и своих русских офицеров довольно есть»7. Петр, уважая и ценя таких служащих, как Крюйс, любил, чтобы во главе дела, хоть номинально стояли русские. Так Крюйс всегда записывался как подчиненный генерал – адмирала Апраксина. Петр был доволен, когда русские суда пошли в Испанию и Францию под русским командованием.
На 32 - пушечный фрегат полагалось тогда до 80 человек экипажа, на 50 – пушечный – до 300, а на 84 – пушечный – 650 человек8.
Матросам на кораблях петровских времён жаловалось неважно. Жили они обычно в трюме, между бочек с водой. Эти бочки, во время качки, обычно давали течь, и вытекающая из них вода, смешиваясь с песочным балластом, превращали трюм в некое подобие болта. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространяли ужасный запах. Огромные корабельные крысы кидались на людей и часто кусали сонных. Провизию составляли дурно пропечённые сухари и солонина, часто уже испорченная доставленная на судно. В случаях долгого плавания эта же участь ждала и свежую солонину, сухари покрывались плесенью, становились горькими и затхлыми, портилась и вода в бочках, принимая цвет и вид кваса, а вкус и запах – тухлых яиц. Трюм обычно был занят грузами и балластом, поэтому муста для достаточного количества провизии не всегда хватало. Поэтому в долгих плаваниях матросам выдавали урезанную порцию.
В таких условиях смертность на флоте была очень высока.
7 - А.В. Золотарёв. Флоту российскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.56.
8 – К.Н. Ардаев. История парусного флота. – Родина. – 1989. – С.155
Офицерам также приходилось трудно. Прежде всего, их было очень мало, хороших штурманов, т.е. знающих море и берег, а также морские пути. Точных морских карт и измерений не было вообще, а представления о морских течениях были очень смутными. Не всё обстояло ладно со знанием компаса, вычислять путь могли только приблизительно. Кроме этого большинство офицеров были разных национальностей, что затрудняло их общение друг с другом, и со всей командой.
Глава VI
Роль морских побед в истории России
Вначале выбор пал
на южное направление. Общее руководство
Азовским флотом возлагалось на сподвижника
царя Ф.Лефорта. Флот блокировал подходы
к Азову с моря, а армия осадила
крепость с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости
с кораблей и берега и ее штурма русскими
казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696 г.
капитулировал.
Молодой флот России получил боевое крещение
и наглядно продемонстрировал свою действенность.
Взятие Азова явилось первой крупной победой
вновь создаваемых регулярных армии и
флота России. Россия получила Азов с прилегающими
землями и право свободного плавания по
Азовскому морю.
Для уверенного выхода к Финскому заливу
Петр I главные усилия сосредоточил на
овладении земель, прилегающих к Ладоге
и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного
штурма, при содействии гребной флотилии
из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург
(Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург
(Ключ-город). По выражению Петра I, сей
крепостью "отворялись ворота к морю".
Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная
при впадении в Неву р. Охты.
Чтобы окончательно запереть для шведов
вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на
Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость,
названную Петропавловской, и портовый
город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин,
в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал
строить форт Кронштадт для защиты будущей
российской столицы.
В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение
адмиралтейской верфи, которой было суждено
вскоре стать главной отечественной верфью,
а Санкт-Петербургу - кораблестроительным
центром России.
В августе 1704 г. русские войска, продолжая
освобождать побережье Балтики, штурмом
овладели Нарвой. В дальнейшем основные
события Северной войны происходили на
суше.
Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы
потерпели в Полтавском сражении. Однако
для окончательной победы над Швецией
нужно было сокрушить се морские силы
и утвердиться на Балтике. На это потребовалось
еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего
на море.
В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей
на отечественных верфях и покупкой их
за границей был создан достаточно сильный
галерный и парусный Балтийский флот.
Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных
кораблей назван "Полтавой" в честь
выдающейся побед над шведами.
Возросшая мощь Балтийского флота позволила
его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать
блистательную победу на шведским флотом
у мыса Гангут. В морском сражении был
пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим
им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском
сражении Петр I полностью использовал
преимущество галерного и парусно-гребного
флота перед линейным флотом противника
в шхерном районе моря. Государь лично
возглавлял в бою передовой отряд из 23
скампавей.
Гангутская победа обеспечила русскому
флоту свободу действий в Финском и Ботническом
заливах. Она, как и Полтавская победа,
стала переломным моментом в ходе всей
Северной войны, позволившим Петру I начать
подготовку к вторжению непосредственно
на территорию Швеции. В этом заключалась
единственная возможность принудить Швецию
к заключению мира.
Авторитет русского флота, Петра I как
флотоводца стали признаваемыми флотами
прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде
при встрече русской, английской, голландской
и датской эскадр для совместного крейсерства
в районе Борнхольма против шведского
флота и каперов Петр I был единодушно
избран командующим объединенной эскадрой
союзников. Это событие было позже отмечено
выпуском медали с надписью "Владычествует
четырьмя, при Борнхольме". В 1717 г. войска
из Северной Финляндии вторглись на шведскую
территорию. Их действия были поддержаны
крупными морскими десантами, высаженными
в район Стокгольма.
Победа российского отряда гребных судов
над отрядом шведских кораблей при Гренгаме
в июле 1720 г. позволила Российскому флоту
еще больше закрепиться в Аландском архипелаге
и активнее действовать против коммуникаций
противника.
Господство Российского флота в Балтийском
море обусловили успешные действия отряда
генерал-лейтенант Ласси, в который входили
60 галер и лодок с пятитысячным десантом.
Высадившись на шведский берег, этот отряд
разгромил один оружейный и несколько
металлургических заводов, захватил богатые
военные трофеи и много пленных, что особенно
ошеломило население Швеции, оказавшееся
беззащитным на своей территории.
30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец,
подписать Ништадский мирный договор.
К России отходила восточная часть Финского
залива, его южный берег с Рижским заливом
и прилегающими к завоеванным берегам
островами. В состав России вошли города
Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая
значения флота в Северной войне, Петр
I приказал выбить на медали, утвержденной
в честь победы над Швецией, слова: "Конец
сей войны таким миром получен ничем иным
только флотом, ибо землею никаким образом
достигнуть было того невозможно". Сам
царь, имевший звание вице-адмирала, "в
знак понесенных трудов в сию войну",
был произведен в адмиралы.
Победа в Северной войне укрепила международный
авторитет России, выдвинула ее в число
крупнейших европейских держав и послужила
основанием с 1721 г. именоваться Российской
империей.
Добившись утверждения России на Балтийском
море, Петр I вновь обращает свой взор на
юг государства. В результате Персидского
похода русские войска, при поддержке
кораблей флотилии под общим руководством
Петра I, заняли города Дербент и Баку с
прилегающими к ним землями, которые и
отошли к России по трактату, заключенному
с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного
базирования русской флотилии на Каспийском
море Петр основал в Астрахани военный
порт и Адмиралтейство.
В петровский период центр морской торговли
России переместился с Белого моря из
Архангельска на Балтику в Петербург,
ставший крупнейшим торговым портом страны.
Это заставило активизировать мероприятия
по защите региона от возможных нападений.
Не прекращавшиеся со времени закладки
крепости на о-ве Котлин работы были в
основном закончены в 1723 г. Так возник
город-крепость Кронштадт, оборону которого
Петр I своим указом постановил "держать
до последней силы и живота, яко наиглавнейшее
дело".
Чтобы представить грандиозность свершений
Петра Великого, достаточно отметить,
что за время его правления на российских
верфях было построено более 1000 кораблей,
не считая мелких судов. Численность команд
на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.
Интересно отметить, что имеются архивные
свидетельства, относящиеся ко времени
правления Петра I, о постройке крестьянином
Ефимом Никоновым "потаенного судна"
- прообраза подводной лодки. В общем, на
кораблестроение и содержание флота Петром
I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс.
рублей9. Так, волею Петра I в первые
два десятилетия ХVIII в. Россия вошла в
число великих морских держав мира.
9 - К.Н. Ардаев. История парусного флота. – Родина. – 1989. – C.140
Заключение
Изучив данный, материал я пришёл к следующим выводам:
1) В XVI – XVII вв. ни одно государство не могло являться Силиным, не имея сильного флота. В случае с Россией этот вопрос стоял особо остро, ведь у её соседей как раз таки такой флот имелся. Поэтому флот для России должен был стать неким щитом, а потом уже превратится в меч.
2) На постройку флота ушли миллионы из царской казны и из карманов жителей государства. Тысячи человек пожертвовали своими жизнями.
Служба на флоте была очень тяжела: кормили плохо и не всегда свежей продукцией, имела место острая нехватка воды, матросам приходилось спать в трюме. Офицеры не понимали друг друга, так как была разных национальностей, практически не имелось карт и вычислительных приборы.
3) Флот сыграл огромную роль в развитии страны. Благодаря флота Россия получила выход к Балтийскому, Каспийскому и Чёрному морям, получила значительные турецкие, иранские и шведские территории, повысила свой авторитет в мире.